логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Суд равных феодалов Владимир ЗОЛОТОРЕВ - «Контракты» №27 Июль 2005г.

3400 грн за задержанного готовы заплатить депутаты, взявшие его на поруки


Законодательным хитом июня стало принятие поправок к Уголовному кодексу Украины, предусматривающих возможность взятия на поруки народными депутатами. Суть изменений сводится к тому, что 150 народных депутатов, подписи которых заверены в установленном порядке, могут «ручаться за надлежащее поведение и своевременную явку подозреваемого, обвиняемого и подсудного в органы дознания, к следователю и в суд». В случае если субъект, взятый на поруки, «уклоняется от следствия» и вообще плохо себя ведет, с каждого подписанта взимается штраф до 3400 гривен.

Интересно, что в Уголовном кодексе уже существует норма о взятии на поруки частными лицами, общественными организациями и так называемыми трудовыми коллективами. Вице-спикер Адам Мартынюк не усматривает разницы между новоявленными депутатскими поруками и процедурой, уже существующей в законе. Более того, он иронически замечает, что депутатов унизили, приравняв 150 народных избранников к двум неизбранникам, которые тоже могут взять трудящегося на поруки. Однако, по видимому, разница все-таки существует. И весьма существенная. Заключается она в двух моментах. Первый состоит в том, что «при поступлении ходатайства не менее чем 150 народных депутатов Украины выносится постановление органа дознания, следователя, прокурора, судьи или решение суда об избрании меры пресечения в виде передачи на поруки не менее чем 150 народных депутатов Украины». То есть такое постановление выносится всегда при условии наличия депутатской бумаги с подписями. Существующая относительно других случаев процедура отличается тем, что рассматривает ходатайство и выносит решение следователь, судья и т. п. Второй момент состоит в том, что мера пресечения в виде взятия на поруки по ходатайству депутатов не может быть заменена другими, среди которых, помимо человеконенавистнического взятия под стражу существуют еще и подписка о невыезде и денежный залог.

Разумеется, у нового закона есть и своя политическая история и очевидные формально-юридические нонсенсы, которые, собственно, и сделали из него сенсацию. Тот же Мартынюк утверждает, что провластные партии проголосовали за изменения в Уголовном кодексе в обмен на голоса оппозиции при принятии бюджетной резолюции. А юристы и правоведы в один голос утверждают, что в случае вступления закона в силу, народные депутаты возьмут на себя осуществление функций органов дознания, следователя, прокурора и судьи.

Но гораздо важнее другое. А именно: что означает тот факт, что рассмотрение и принятие поправок в Уголовный кодекс в виде статьи 1542 стало вообще возможным? При этом теперь совершенно не имеет никакого значения, воспользуется президент правом вето на этот закон или нет — все, что нужно уже свершилось. Фактически, закон о взятии на поруки означает признание того факта, что обвинение, следствие и суд в Украине не только далеки от справедливости, но, как правило, имеют, прежде всего, коммерческо-политические ориентиры. А то, что идея этого документа принадлежит министру внутренних дел Юрию Луценко, только делает данный факт еще более позорным. Это означает, что власть предлагает «важным людям» легальный способ избежать злоупотреблений со своей стороны, даже не провозглашая намерений бороться с этими злоупотреблениями.

Более того, вопреки Конституции, собственным декларациям и даже некоторым укоренившимся институтам (таким, как выборы), принятие поправок в Уголовный кодекс означает также признание очевидного правового (не юридического, а именно правового) неравенства граждан — разделения их на «панов» и «холопов», имеющих совершенно разные юридические отношения с короной. История с депутатскими поруками напоминает средневековый принцип, доживший до XVIII века, а кое-где отмерший еще позже. Называется этот принцип «суд равных». Суть его в том, что если феодала (позднее — дворянина) обвиняют в преступлении в «чужой» для него юрисдикции — например, городской или церковной, он имеет право требовать «суда равных», то есть таких же «знатных» трудящихся, как он сам. Здесь мы имеем ту же историю — если пацана «мочат козлы», то другие пацаны могут на совершенно законных основаниях за него заступиться. При этом заметим, разницы между властными и оппозиционными пацанами не наблюдается, к радости марксистов тут торжествует поистине классовая солидарность всех угнетателей трудового народа.

И последнее. Видимо, помимо собственного желания, депутаты продемонстрировали одну очень важную вещь — коль скоро, по их мнению, принятые поправки призваны защитить оппозицию, логичным будет вывод, что оппозиция, равно, как и власть в Украине категории не столько политические, сколько внутрисословные. Ведь невозможно даже допустить, чтобы какой-нибудь народный оппозиционер Сидоров, не имеющий связей «в кругах» сможет собрать 150 подписей в свою защиту, если властям взбредет в голову упрятать его в кутузку. Очевидно, что нынешние политики рассматривают политику исключительно как «междусобойчик», как выяснение отношений внутри «знати», куда простым людям вход заказан. Это означает лишь то, что гражданам как можно быстрее следует избавиться от нынешнего поколения политиков, не принимая во внимание их провластный или оппозиционный пафос. И чем скорее, тем лучше.

Вы здесь:
вверх