логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Вот тебе и ВТО Владимир ЗОЛОТОРЕВ - «Контракты» №27 Июль 2005г.

Идея скорейшего вступления Украины в ВТО вновь под угрозой — ВР отклонила несколько законопроектов, необходимых для налаживания крепкой дружбы с этой организацией. В новом витке этой старой темы есть три важных и очень поучительных момента.


1. В нашем вступлении действительно есть определенный международный аспект, который, в частности, связан с отношениями с Россией. Некоторые западные издания буквально накануне голосования уделили этой проблеме пристальное внимание. В частности, указывалось на то, что Россия опасается, будто вступив в ВТО раньше, Украина сможет оказывать на нее давление и не только в экономической области. Кроме того, для Путина вступление в ВТО, которым РФ занимается активнее Украины и в котором у нее куда больше проблем, является делом престижа. Неизвестно, были ли в проваленных голосованиях российские следы, но факт несовпадения интересов налицо.

2. Мы вновь увидели, кого именно представляют наши политики, особенно те, кто печется о «защите рынков». Такие депутаты представляют интересы абсолютного меньшинства — так называемого отечественного производителя — собственников и менеджеров крупных компаний, особенно монополий. Между тем большинство сограждан — потребители, интерес которых состоит, прежде всего, в наличии качественных и разнообразных товаров, неважно где произведенных. Отметим, что ситуация с конкуренцией в стране весьма запущена. Украина страдает автаркическим и картельно-монополистским маразмом. Мы неоднократно попирали учебники экономики, нам удавалось достичь невозможного, например, монополии в торговле рыбой. Мы сумели превзойти Европу в ценах на мясо и совершить массу других подвигов во имя интересов нескольких сотен и без того небедных людей. Поэтому «открытие рынка», которого так боятся защитники полумифического «отечественного производителя» имеет значение, далеко выходящее за рамки дискуссии вокруг протекционизма в том виде, в котором он обычно существует в других странах. Нашему, крайне развращенному, производителю и угнетаемому им несчастному потребителю, как воздух, необходим иностранный конкурент, на которого так просто не натравишь милиционера или налоговика. Кроме того, для страны, где бизнес и политика — это одно и то же, наличие в экономике структур, конкурирующих с предприятиями, имеющими политические преимущества, не только полезно, но и необходимо, прежде всего, с политической точки зрения.

3. История с ВТО весьма характерна для иллюстрации работы украинской политической системы, основой которой является безответственность политиков. Вступление в ВТО не является для нашей политики чем-то новым и экстравагантным, эта цель была провозглашена еще при Кучме и даже велась определенная работа в данном направлении. Опять-таки, попасть в ВТО хотели практически все кандидаты в президенты и, особенно, Виктор Ющенко. Юлия Тимошенко также включила этот пункт в свою премьерскую программу. Более того, большинство интеграционных законопроектов было подготовлено еще во времена «преступного режима», да и нынешний состав парламента с ними неплохо знаком, ведь многие из них уже выносились в сессионный зал. Это означает, что депутатские возражения давным-давно известны, и, вооружившись счетами, было нетрудно просчитать возможные итоги голосования и поработать над согласованием позиций. Пусть Сергей Терехин и выражает теперь оптимизм, обещая, что все недоразумения будут улажены — дело сделано — правительство полностью провалило мероприятие. Такого просто не могло бы быть, будь наша система хоть в какой-то степени ориентирована на избирателя, а не на саму себя. Не бывает так, что депутаты, в количестве 375 человек сначала голосуют за программу премьера, а потом ее дружно проваливают. Поведение подобного рода в странах, которым мы стремимся подражать, приводит как минимум к отставке ответственных министров, а то и всего кабинета.

Вопросов, которые должны возникнуть у избирателя в такой ситуации, достаточно много и все они касаются самих основ взаимоотношений власти и гражданина. Обо всех ли намерениях власти нам известно, насколько и кто будет их реализовывать и поддерживать? Ведь если в таком очевидном и уже многократно обсужденном вопросе, как ВТО, вдруг возникли разночтения, не возникнут ли они где-нибудь еще? И где избиратель может ознакомиться со всем списком несогласованных позиций во властной команде? В конце концов, если политики не считают своим долгом исполнение обещаний, то какой тогда смысл в институте выборов? Не проще ли вернуться к старой доброй монархии? Разумеется, все эти вопросы скорее риторические. Никаких механизмов, переводящих их в практическую плоскость, у нас не существует. Поэтому сегодня украинский избиратель должен требовать от политиков, прежде всего, создания такой системы, где бы эти вопросы просто не возникали.

Вы здесь:
вверх