логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Биржометр Игорь НАУМЕЦ - «Контракты» №27 Июль 2005г.

Чтобы отнять у ПФТС львиную долю торгов ценными бумагами биржевики решили объединиться и добиться от правительства исключительного права обслуживания сделок на фондовом рынке.


Борьба за право организации фондовых торгов между фондовыми биржами и торгово-информационными системами (ТИС) длится уже не первый год. Однако сейчас конфликт достиг своего апогея. Обе стороны пытаются через Кабмин добиться права торговать ценными бумагами исключительно на их площадках, обвиняя друг друга в несовершенстве заключения сделок либо вообще неспособности проводить операции, а также в попытках использовать админресурс для искусственного перераспределения организованного рынка ценных бумаг в пользу отдельных участников.

Приватизационный конфликт

Пока организованного рынка как такового не существует. Львиная доля сделок заключается в телефонном режиме. Изменить ситуацию взялся Кабмин, расписав в своей программе шаги по развитию фондового рынка.

Правительство решило проводить торговлю бумагами крупных и стратегически важных для государства предприятий на организованном рынке, что должно было поспособствовать увеличению его ликвидности. К слову, стремительный рост российского фондового рынка произошел благодаря корпоративным ценным бумагам таких гигантов российской промышленности, как Газпром, РАО «ЕЭС», ЮКОС, ЛУКОЙЛ, Норильский никель.

В правительстве считают, что торги корпоративными ценными бумагами приватизируемых предприятий необходимо сосредоточить исключительно на биржах.

Теоретически торговля ценными бумагами на организованном рынке может осуществляться, во-первых, на фондовых биржах, а во-вторых, на ТИС. Последние по определению не являются фондовыми биржами. В то же время большинство операций на организованном рынке сейчас сконцентрированы на ПФТС, которая и является одной из двух существующих ТИС в Украине. Реализация инициатив правительства означала бы, что большая часть ценных бумаг перекочует с ПФТС на фондовые биржи. Ведь в торговой системе котируются бумаги таких предприятий, как Укрнефть, Укртелеком, акции энергетических и металлургических компаний. Но как ни странно, после утверждения программы правительства парламентом никакой публичной реакции со стороны ПФТС не последовало.

Дело в том, что еще в мае было принято постановление, содержащее детальный план реализации программы правительства. В этом документе предусмотрены изменения в законодательство, которые должны привести к концентрации торговли бумагами стратегических предприятий на организованном рынке, что автоматически подразумевало и участие ПФТС. После обнародования плана между ПФТС и биржами разгорелся конфликт. Посыпались поочередные обвинения и открытые заявления фондовых бирж и ПФТС к президенту и премьер-министру с требованием «расставить все на свои места».

Фондовые аргументы

Биржевики утверждают, что торговля на ПФТС в нынешнем формате не отвечает целому ряду требований прозрачного цивилизованного фондового рынка. Во-первых, торги на ПФТС не гарантируют автоматическое прохождение сделки, что создает большие возможности для манипуляции ценами. Во-вторых, на бирже перед проведением сделки участник торгов обязан внести залог, что гарантирует оплату покупаемой ценной бумаги. ТИС таких требований не выдвигает. Кроме того торговец на бирже обязан предоставлять довольно детализированную информацию о себе, чего опять-таки не нужно делать, торгуя в ТИС. По мнению биржевиков, именно такие широкие требования и стали причиной того, что весь организованный рынок сконцентрировался на ПФТС. Биржевики также утверждают, что в мировой практике активы пенсионных фондов, которым требуется большая надежность, как правило, позволено вкладывать только в те ценные бумаги, которые обращаются на фондовых биржах, но не ТИСах, что еще раз подчеркивает высокий статус биржевиков.

В то же время члены совета ПФТС, также апеллирующие к властям, говорят, что созданное биржами давление имеет лишь одну цель — искусственно перераспределить рынок ценных бумаг в пользу отдельных бирж, которые до сих пор не прилагали никаких усилий для создания ликвидного фондового рынка. По мнению представителей ПФТС, это может привести к тому, что в Украине будет уничтожен единственный общепризнанный организованный фондовый рынок. Кроме того, биржи, по мнению ПФТС, хотят присвоить себе то, что они не создавали, — несмотря на то, что в Украине восемь бирж и два ТИС, около 80% торгов организованного рынка приходится на ПФТС.

Золотая середина

Дискуссия о том, у кого из организаторов фондовой торговли больше заслуг или кто из них ближе к мировым стандартам — бесполезна. Проблема должна стоять иначе — что должно быть сделано для создания ликвидного, высококапитализированного рынка, с большим оборотом торгов ценными бумагами, способного решить основную задачу существования фондового рынка — создание механизма публичного раскрытия стоимости ценных бумаг предприятий, и обеспечение широкого доступа частных инвесторов к рынку. Справедливости ради отметим, что ни биржи, ни ПФТС пока не обеспечили такого механизма. Причин здесь, безусловно, много. Это и отсутствие технологий торговли на фондовом рынке, которые соответствуют мировым стандартам (по словам биржевиков, программный продукт, который бы отвечал мировым стандартам, стоит около EUR10 млн), и подвешенное состояние депозитарной системы Украины (вопрос, как распределят между собой обязанности Межрегиональный фондовый союз и Национальный депозитарий до сих пор не решен, а принцип «поставка против платежа» организаторами торговли практически не обеспечивается), и далекая от совершенства система регистраторов и хранителей, ведь проблемы с двойными реестрами до сих пор существуют.

Таким образом, в этих условиях, дабы «не зарубить на корню» то, что есть, целесообразно не отдавать предпочтения в государственной политике развитию какой-либо форме организованного фондового рынка. Разумнее было бы поставить биржи и ТИС в условия, при которых они могли бы конкурировать между собой, предлагая к обслуживанию торговли разные финансовые инструменты. Ведь в мировой практике также имеются примеры успешного сосуществования в рамках одной страны как бирж, так и ТИС. Например, в США самыми большими фондовыми площадками являются Нью-Йоркская фондовая биржа и NASDAQ (торгово-информационная система). А в России основная конкуренция за организацию фондовой торговли ведется между Московской межбанковской валютной биржей (ММВБ) и Российской торговой системой (аналог ПФТС).


Вопрос Контрактов

Состоится ли слияние фондовых бирж?

Игорь СЕЛЕЦКИЙ, директор департамента фондовых операций ПФТС:

— Вопрос о слиянии мог бы быть актуальным, если бы в Украине существовало несколько реально действующих организованных рынков. А он в Украине один — ПФТС. Что с чем сливать? Слияние не может быть целью. Слияние — это средство повысить эффективность работы рынка. У нас что, в результате слияния количество ценных бумаг в свободном обращении увеличится или корпоративное управление улучшится? А разговоры о слиянии бирж, на самом деле, — беспочвенны. Я реально хочу увидеть и порадоваться, глядя на процесс объединения юридических лиц УФБ, УМВБ, КМФБ и ДФБ с разными собственниками, имеющими различные интересы. Просто каждый из них желает, чтобы это было не слияние, а создание на его основе единой биржи.

Игорь СЕЛИВЕРСТОВ, первый зампредседателя совета директоров УМВБ:

— Консолидация бирж не должна стать самоцелью. Государственную политику нужно построить так, чтобы развитие фондового рынка было нацелено на создание механизма, который бы раскрывал справедливую стоимость ценных бумаг. Это должно сопровождаться принятием следующих шагов: концентрация всех операций с ценными бумагами акционерных обществ на фондовой бирже; требование к финансовым посредникам, занимающимся этими операциями, быть зарегистрированными на такой бирже; требование к эмитентам, выпускающим акции ОАО, быть зарегистрированными на бирже и предоставлять отчетность бирже; построение депозитарной системы.

Вы здесь:
вверх