логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Министр премьер Беседовала Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ, фото Светланы СКРЯБИНОЙ - «Контракты» №27 Июль 2005г.

Топливно-энергетический комплекс кардинально перестраивают. Целый ряд нововведений инициировало само Минтопэнерго, еще больше навязали ему сверху. Некоторые из них министру топлива и энергетики Ивану Плачкову откровенно не нравятся.


После того, как министерство начало координировать деятельность всего топливно-энергетического комплекса эффективность контроля над отраслью повысилась?

— Преобразования имеют свои преимущества и недостатки. Я думаю, правильно, что министерство теперь координирует деятельность всего ТЭК. Но, к сожалению, объединение было сделано очень поспешно, и отрасли не были готовы к созданию функционального министерства, потому что большинство предприятий не были корпоратизированы. Сегодня министерство напрямую управляет этими компаниями. Но НАКи (Уголь Украины, Энергетическая компания Украины, Нефтегаз Украины) управляются напрямую Кабмином, а мы координируем достаточно большой массив предприятий сервисного обслуживания — их более 400, это строительные, монтажные институты, ремонтные и учебные заведения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Я считаю, что на первом этапе надо было корпоратизировать все эти предприятия, и уже на базе производственных, крупных генерирующих и сбытовых компаний, а также предприятий нефтегазового комплекса создать мощные национальные акционерные компании, деятельность которых должно координировать министерство. Решение этих вопросов видится в реализации предложений по оптимизации структуры нынешнего министерства, которая предполагает создание Министерства угольной промышленности, перед которым будет стоять задача корпоратизации отрасли. При этом, возможно, НАК «Уголь Украины» будет ликвидирован. На сегодняшнем этапе вопрос создания Министерства угольной промышленности рассматривается Кабинетом Министров, мы получили задание доработать это предложение.

Саморегулирование нефтерынка

Многие эксперты и члены Кабмина считают, что недавний кризис на рынке нефтепродуктов был создан искусственно. Вы согласны с этим утверждением?

— Были и объективные, и субъективные причины кризиса. Нынешней весной действительно было повышение мировых цен на нефть, увеличение экспортной пошлины в России, но рост цен на нефтепродукты был неадекватным по отношению к этим факторам. Цены повысили по какой-то непонятной случайности одновременно все нефтетрейдеры. Хотя существовала принципиальная договоренность о стабилизации цен на апрель и май, нефтяники резко повысили стоимость топлива и уменьшили объемы реализации, хотя располагали достаточными запасами нефтепродуктов. Без принятия жестких мер невозможно было идти на какой-то компромисс с нефтетрейдерами, так как у них одна задача — получить как можно больше прибыли. Последующее законодательное стимулирование ввоза импортных нефтепродуктов позволило создать на украинском рынке конкурентную среду, которая не позволит украинским НПЗ искусственно поднимать цены.

Спрогнозируйте ценовую ситуацию на рынке нефтепродуктов на ближайшую перспективу.

— Последние две недели в крупнооптовом сегменте нефтепродуктов мы видим полную стабильность — колебания цен составляют до 1% за неделю. В рознице наблюдается тенденция к незначительному снижению цен, которое объяснимо наращиванием объемов переработки НПЗ, а также импортными поставками топлива. Но в связи с тем, что на июль цена нефти для украинских НПЗ прогнозируется на уровне $350-360, можно ожидать роста цен на нефтепродукты из российского сырья на 10%. Незначительное увеличение цен возможно также в связи с ростом стоимости импортных нефтепродуктов. Ведь мировые цены на нефть поднимаются.

Увеличение поставок в Украину импортного топлива показало низкую конкурентоспособность украинских НПЗ, особенно это касается качества нефтепродуктов. На какой стадии сегодня находится программа развития нефтепереработки?

— На сегодняшний день все НПЗ дают свои предложения по реконструкции и повышению эффективности переработки. Например, эту работу уже практически начал Кременчугский НПЗ.

О необходимости создания в Украине стратегического резерва нефти и нефтепродуктов говорят не один год. Какой механизм формирования резерва является оптимальным?

— Министерство сейчас занимается концепцией формирования стратегических запасов и на сегодняшний день изучает возможности по хранению нефти и нефтепродуктов. Поскольку для создания стратегического запаса необходим достаточно большой объем финансирования, будет применена комбинированная схема его создания. Предусмотрено формирование объемов нефти и светлых нефтепродуктов в качестве государственного резерва. Также будет введена система лицензирования, согласно которой НПЗ в обязательном порядке будут хранить так называемый специальный запас светлых нефтепродуктов, использование которого будет возможно только по соответствующему разрешению органов государственной власти. Такая практика существует в США, странах ЕС. На первом этапе запас будет создаваться на предприятиях государственного управления — в Нефтегазе, ГК «Укргазодобыча» и других.

Пока сложно сказать, какой запас будет сформирован к концу года, поскольку предстоит большая работа с нормативно-правовой базой.

Как министерство намерено бороться с традиционным для осени ростом цен на нефтепродукты?

— Я думаю, будет саморегулирование рынка. Если цены повысятся, они будут объективны по отношению к ситуации с ценами на нефть на мировом рынке.

Идея создания национальной вертикально интегрированной нефтяной компании обсуждается в Украине еще с 2000 г. Сегодня в очередной раз появился документ, предписывающий создание ВИНК на базе Укрнефти. Такой вариант создания мощного национального игрока на рынке нефтепродуктов является оптимальным?

— Ставится задача создания полного цикла — от добычи нефти до реализации нефтепродуктов в одной структуре. При этом форма собственности может быть любая, в данном случае смешанная: государственная и частная. В принципе, создать ВИНК на базе Укрнефти можно, но это длительный процесс, поскольку нужно подготовить и принять целый ряд различных законопроектов. Поэтому сейчас рассматривается несколько вариантов строительства ВИНК, которые будут предоставлены президенту, и окончательное решение будет приниматься с учетом фактора времени.

Каковы перспективы участия Украины в проекте Евразийского нефтетранспортного консорциума?

— Реверс нефтепровода Одесса—Броды сегодня эффективен, и он будет до тех пор, пока не заработают соответствующие договорные отношения с поставщиками и потребителями нефти для работы нефтепровода в прямом направлении. Сегодня продолжается работа по технико-экономическому обоснованию строительства участка нефтепроводов Броды—Плоцк, Плоцк—Гданьск.

ГАЗетный конфликт

Конфликт с Газпромом относительно пропажи газа улажен?

— Конфликт существует только газетный. У нас подписаны документы, что газ есть. Это ситуация сезонного характера, она была и в предыдущие годы, когда в зимний период газ выкачивается и потребляется, а в летний период — закачивается. Сегодня подписаны все документы, акты, конфликт исчерпан.

А что касается транспортировки газа и цен на него, то сегодня подписаны соответствующие договоры. Их пересмотр возможен только при соглашении двух сторон. Если Украине будет выгоден переход на денежные расчеты за газ, мы так и сделаем.

Заявления украинской стороны относительно будущего газотранспортного консорциума в части сотрудничества с Россией достаточно противоречивы. Какова официальная позиция Украины по этому вопросу?

— Сегодня в рамках газотранспортного консорциума запланирована реконструкция газопровода Богородчаны—Ужгород. В переговорах с Россией мы также предложили вариант развития ГТК за счет реконструкции участка Александров Гай — Новопсков на территории РФ. Однако российская сторона не поддержала идею участия Украины в реконструкции на втором участке. То есть пока кроме общей деятельности на участке Богородчаны—Ужгород, других предложений о сотрудничестве нет. Становится понятно, что абсолютно нецелесообразно заниматься одним участком в рамках консорциума. Хотя мы не исключаем, что от России поступят предложения по совместной реализации других проектов. Украина не является инициатором приостановления деятельности газотранспортного консорциума, а, наоборот, проявила инициативу его развития и расширения.

Украина полностью обеспечена газом на этот год?

— Согласно прогнозному балансу поставок и распределения газа, утвержденному Кабмином на 2005 год, мы будем оперировать ресурсами газа в объеме 96,5 млрд кубометров, при этом 20,2 млрд кубометров составит газ собственной добычи и 62 млрд — импортированный газ. Предполагается, что 24 млрд кубометров Украина получит от ОАО «Газпром» за услуги транзита российского газа и 38 млрд кубометров составит газ, приобретенный в странах Средней Азии. Закачка в подземные газовые хранилища составит 15 млрд кубометров, а отбор газа из них — 14,3 млрд кубометров. По прогнозным данным, в течение января—июля в Украину будет поставлено 19,15 млрд кубометров среднеазийского природного газа, что отвечает плановым показателям. Также по итогам первого полугодия ожидается поступление российского газа в качестве платы за транзит на уровне 12,29 млрд кубометров при планах 11,58 млрд кубометров. Добыча собственного газа в Украине в первом полугодии ожидается на уровне 10,12 млрд кубометров при плане 10,03 млрд кубометров. На сегодняшний день решается вопрос дополнительной поставки газа на третий квартал в объеме 6 млрд кубометров. То есть газа хватает.

Какова вероятность повышения до конца года цен на газ для промышленности и населения?

— Для промышленности цены будет определять НКРЭ. Что касается населения, то сегодня низкими ценами на газ в большинстве своем субсидируются высокооплачиваемые слои населения. В связи с этим будет разрабатываться программа по оптимизации тарифов для населения не только на газ, но и на тепло, электроэнергию, воду и другие коммунальные услуги. Программа должна предусматривать упреждающее внедрение системы адресных дотаций для социально незащищенных слоев населения и определить справедливые цены на энергоресурсы.

Цена угля

Эксперты прогнозировали рост мировых цен на уголь в этом году более чем на 60%. Насколько вырастут цены на украинский уголь?

— Цены как на коксующийся, так и на энергетический уголь с начала года уже выросли. За пять месяцев текущего года средняя цена на коксующийся уголь возросла на 88,11 грн — до 407,01 грн/т, средняя цена энергетического угля увеличилась на 23,65 грн — до 215,48 грн/т. Прогнозировать уровень цен до конца года сложно, поскольку в течение мая-июня уменьшился спрос на угольную продукцию. Скорее всего, будет постепенный рост цен, но до 60% роста дело не дойдет.

Как распределяются в этом году дотации предприятиям угольной промышленности? Известно, что в прошлом их получали и частные предприятия...

— В этом году госдотации получат только предприятия, находящиеся в государственной собственности и только пропорционально объемам добытого угля. Сейчас мы заканчиваем разработку схемы распределения.

Будут ли в нынешнем году приватизироваться объекты угольной промышленности?

— Мы сейчас разрабатываем программу такой приватизации. Первыми будут продаваться предприятия, занимающиеся вопросами сервисного обслуживания.

С чем связана ликвидация Донецкой угольной энергетической и Луганской угольной компаний?

— Эти компании реорганизованы в связи с ухудшением технико-экономических показателей работы подчиненных им угледобывающих предприятий, что проявилось в снижении объемов добычи угля, росте убытков, задолженности по выплате зарплаты. Реорганизация направлена на уменьшение звеньев в управлении угледобывающими компаниями, она обеспечит улучшение оперативного реагирования на производственные проблемы шахт, сократится также управленческий аппарат.


Досье

Иван Плачков родился в 1957 году. Заслуженный энергетик Украины. В 1980 году закончил Одесский политехнический институт по специальности инженера теплоэнергетика (факультет атомной энергетики).

В 1980-1994 годах работал, в частности главным инженером, на Киевской ТЭЦ-5.

С 1994-го — главный инженер производственного энергетического объединения «Киевэнерго».

С 1995 г. — председатель правления Государственной акционерной энергопоставляющей компании «Киевэнерго». С 1998 г. — председатель правления, генеральный директор акционерной компании «Киевэнерго».

В 1999 году — министр энергетики Украины. В следующем году возобновил работу на должности председателя правления, генерального директора Киевэнерго.

С февраля 2005 года — министр топлива и энергетики Украины.

Вы здесь:
вверх