логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Окна, двери и лапша Вадим КУЛЬПИНОВ, фото Константина ИЛЬЯНКА - «Контракты» №28 Июль 2005г.

Репортерская бригада Контрактов провела проверку четырех столичных райадминистраций. Мы выяснили, как соблюдается Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» и почему граждане перед свиданием с властями ночуют на улицах.


Лезем в окно

Едва президент пообещал наладить регистрацию СПД по принципу единого окна, несколько предпринимателей обратились в редакцию с сообщениями о том, что им, беднягам, приходится чуть ли не ночевать под дверями райадминистраций, в ожидании приема. Как оказалось, обещанного единого окна в природе не существует и вряд ли оно когда-нибудь будет открыто. В ответ на наши обращения регистраторы привычно пожимали плечами, как бы недоумевая, отчего это несознательные граждане круглые сутки томятся под кабинетами, ведь уже столько сделано для ускорения процесса. Устав выслушивать заинтересованные стороны, мы (два журналиста и фотограф) отправились проверять администрации.

Вообще, проверки очень непростое дело. Прежде всего нужно убедиться в том, что люди действительно ночуют под дверями казенных домов. Придется встать пораньше и удостовериться в этом, побывав возле нескольких администраций. Однако для комплексной проверки этого будет недостаточно. Мало ли кто где ночует? Может быть, едва начнется прием, проворные чиновники, неукоснительно выполняя требования закона о регистрации, обслужат всех желающих в течение полутора часов и станут бездельничать, дожидаясь конца рабочего дня. Чтобы проверить, работает единое окно или нет, придется нагрянуть еще раз — когда прием будет в самом разгаре. Возня, конечно, но игра стоит свеч. Побывав до и после начала приема в трех-четырех администрациях, можно оценить работу госрегистраторов по нескольким, на наш взгляд, важным параметрам. А именно: составляются ли списки посетителей до начала приема и сколько человек в них значатся; когда первый посетитель заступил на дежурство перед закрытыми дверями; и сколько регистраторов обслуживали посетителей в день проверки (5 июля нынешнего года). Используя эти данные, каждый желающий сможет определить усредненную скорость приема в проверенных администрациях, поскольку мы фиксировали количество посетителей, побывавших на приеме с начала работы регистратора до нашего второго визита. Кстати, по информации, полученной от посетителей, которые слишком поздно заняли очередь и не попали на прием в понедельник (4 июля), сегодняшняя скорость приема почти не отличалась от зафиксированной накануне. Помимо сбора справочных данных, во время второго посещения мы задавали регистраторам простой, в сущности, вопрос: почему не работает единое окно? Наиболее интересные ответы см. под рубрикой «Вопрос регистратору».

Кто рано встает...

Побеждая сон, лень и силу земного притяжения, выхожу из дома. На дворе 5.05 утра, 5 июля. Совпадение — добрый знак. В такую рань одно удовольствие кататься по городу, наслаждаясь свободными улицами и отсутствием очередей на мойке и заправке. Жаль было терять время на сбор сонных, вечно опаздывающих коллег, но ничего не поделаешь, немного времени все же упустили и приступили к проверке несколько позже шести утра.

Мы не ставили себе задачу объехать все райадминистрации. Выбрали лишь те, на которые получили наибольшее количество жалоб от предпринимателей и юристов, профессионально занимающихся регистрацией СПД. В столице насчитали пять районных госадминистраций, на работу которых более всего жаловались наши читатели (Печерская, Подольская, Шевченковская, Голосеевская, Святошинская). Часто упоминалась и регистраторы Киево-Святошинского района Киевской области. Кроме того, получили неожиданно положительные отклики о работе регистраторов Оболонского и Соломенского районов. Туда бы тоже следовало заехать, но для посещения выбрали лишь те РГА, расположение которых было удобно для нас. Решили провести контрольные замеры в трех администрациях, о работе которых мы получили негативную информацию, и хотя бы в одной, где работа более-менее налажена. Итак, контрольные замеры были проведены в очередях к регистраторам Киево-Святошинского, Святошинского, Соломенского и Шевченковского районов.

Молчание — знак согласия

Возле здания Киево-Святошинской областной администрации собрались самые неразговорчивые и терпеливые посетители. Просто удивительно, что люди, занявшие очередь глухой ночью (первый посетитель появился здесь в час ночи), не желают пожаловаться журналистам на бестолковость здешних порядков и нерасторопность чиновников. Неудивительно, что последние сели им на головы. По моему глубокому убеждению, именно нежелание посетителей судиться, жаловаться и строчить кляузы в газеты — основа основ чиновничьей самоуверенности и вытекающих из нее хамства, вымогательства и волокиты.

Зато посетители райадминистрации Святошинского района меня обрадовали, напугали и удивили одновременно. Обрадовал молодой человек, помощник юриста, который, не побоявшись воображаемых основной массой предпринимателей последствий, честно рассказал о том, что происходит при регистрации предприятий, назвав при этом свое имя, фамилию и род занятий (см. Клиент всегда прав).

Напугала женщина, явившаяся на прием с маленьким ребенком, которому, как я понимаю, не более 9-10 месяцев. Обливаясь потом, малыш спал в душном и жарком тамбуре, где кроме него находилось как минимум 20 посетителей. Дорогие мамы, не приучайте детей к утомительным очередям, иначе мы от них (очередей) никогда не избавимся. Кроме того, атмосфера в помещении совершенно непригодна для столь юных организмов.

Более всего меня удивили реплики молодой женщины, вместе с другими выжидавшей своего счастья в этой душегубке. Когда между предпринимателями и журналистами завязалась оживленная дискуссия о судьбе единого окна и его измученных посетителей, она решительно выступила за увеличение финансирования государственного аппарата, расширение штата сотрудников администраций и всяческое усугубление их полномочий. Первый раз слышу такое от человека, вынужденного регулярно выстаивать бесконечные очереди на регистрацию. У меня едва не заклинило диктофон, когда она бодро заявила о своей готовности добровольно приплатить из своего кармана, чтобы таким образом содействовать борьбе с очередями. Странная позиция. Ведь очереди, в большинстве своем создаются специально для того, чтобы у посетителей возникало острое желание заплатить за лояльность и уйти. Или передать деньги с курьером и вообще не заходить в эти коридоры. Если бы не было столпотворения, кому бы пришло в голову договариваться?

Тема доплаты за «не стояние» зацепила присутствующих за живое. Как оказалось, практически во всех районах в кабинеты к регистраторам без очереди проводят каких-то людей, которые подолгу отвлекают чиновников. Один из юристов, регулярно занимающихся регистрацией, пошутил, что в кабинет к регистратору стоит три очереди: по списку, живая и «я только спросить». Услышав меткое определение, все засмеялись, но тут же погрустнели. На самом деле, по вине внеочередных посетителей, из разряда тех, кто «только спросить», едва ли не половина заявителей из очереди по списку не успевает попасть на прием. Хорошо, если завтра приемный день, на улице лето и можно явиться под стены администрации в три часа ночи, завести список и начать все с начала. А если зима, ночные хулиганы, или того хуже, завтра неприемный день? Посетитель уносит с собой ноющее ожидание, которое растягивается как минимум на неделю.

«Не так давно я вносила изменения в уставные документы предприятия, зарегистрированного в Печерском районе, — рассказала девушка из очереди к Шевченковским регистраторам. — Заняла очередь в половине пятого утра, но за два с половиной часа, пока длился прием, моя очередь так и не подошла. Несмотря на наши возмущения, к регистратору каждые 15-20 минут заводили каких-то людей с пачками документов. Вполне возможно, это делается специально, чтобы мы не успели и попытались попасть к регистратору после окончания приема, заплатив деньги».

Вообще много легенд можно услышать в душных коридорах власти на местах. Например, рассказывают, что некоторые жители домов, расположенных возле популярных РГА, за 15-20 долларов всем желающим оказывают необычную услугу — занимают очередь глубокой ночью и ведут списки, пока не придет заказчик. А в Печерском районе появился даже мошенник, который набирает заказы на очередь, берет предоплату и... просыпает. Однако самой популярной легендой остается пресловутое, давно обещанное единое окно.


Своими глазами

Киево-Святошинский район Киевской области

Контрольное время

В 6.45 утра — в списке 24 чел.

В 10.40 — в списке 53 чел.

Местные рекорды

Первый посетитель — 1 час ночи

Кол-во посетителей, принятых двумя регистраторами к 10.40 — 11 чел.

Кол-во посетителей, принятых накануне — 20 чел.

Приемные часы регистраторов

Прием документов — пн, вт, чт с 9.00 до 12.00

Выдача свидетельств — ср, пт с 9.00 до 12.00

Святошинский район г. Киева

Контрольное время

В 7.25 утра — в списке 8 чел.

В 11.20 утра — в списке 62 чел.

Местные рекорды

Первый посетитель — 6 часов утра

Количество посетителей, принятых тремя регистраторами к 11.20 — 10 чел.

Количество посетителей, принятых накануне — 20 чел.

Приемные часы регистраторов

Прием документов — пн — чт с 10.30 до 13.00

Выдача свидетельств — пн — пт с 9.30 до 10.30

Шевченковский район г. Киева

Контрольное время

В 7.55 утра — в списке 59 чел.

В 11.55 утра — в списке 82 чел.

Местные рекорды

Первый посетитель — 5 часов утра

Кол-во посетителей, принятых четырьмя регистраторами к 12.00 — 39 чел.

Кол-во посетителей, принятых накануне — 40 чел.

Приемные часы регистраторов

Прием документов — пн — чт с 9.30 до 12.45

Выдача свидетельств — пн — пт с 14.00 до 17.00

Соломенский район г. Киева

Контрольное время

В 8.20 утра— в списке 12 чел.

В 9.45 утра — в списке 40 чел.

Местные рекорды

Первый посетитель — 7 часов утра

Кол-во посетителей, принятых пятью регистраторами к 10.00 — 9 чел.

Кол-во посетителей, принятых накануне — 20 чел.

Приемные часы регистраторов

Прием документов — пн — чт с 9.00 до 13.00

Выдача свидетельств — пн — пт с 9.00 до 13.00


Клиент всегда прав

Александр ВОРОНЮК, помощник юриста, специалист по регистрации предприятий:

— По моему мнению, чтобы ликвидировать очереди перед кабинетами госрегистраторов, необходимо просто нормально организовать работу. Есть районы, где на прием одного человека у регистратора уходит 10 минут, и за 4 приемных часа он успевает принять около 20 человек. Почему в Святошинском районе у регистратора не четыре, а два с половиной приемных часа, и почему он успевает принять только 5 человек? Кроме того, и два, и год назад получить свидетельство о регистрации предприятия было гораздо проще и быстрее, чем сейчас. По моему мнению, это не что иное, как саботаж принципа единого окна недобросовестными чиновниками.


Вопрос регистратору

Приходите завтра

Ситуацию в своем районе комментирует Валентина ШПИЛЬКА, госрегистратор Соломенской РГА г. Киева

Почему в Соломенском районе не заработало единое окно?

— В нашем районе единое окно функционирует — согнали сотрудников всех фондов в одно помещение. Предприниматель может подойти к представителям соцфондов, которые находятся в этом же здании и стать на учет. Госкомстат — единственный орган, не пожелавший находиться в нашем здании. В таком виде единое окно сейчас и функционирует. Когда взаимодействие нашего ведомства, налоговой и социальных фондов будет хорошо отработано, только тогда предприниматель сможет получать у госрегистратора сразу все необходимые справки. Сейчас же этого еще нет, но скоро, может, даже завтра, будет.

Завтра, в котором часу?

— Ну... Завтра, это образное выражение, но может быть и буквально завтра...

Вы знаете, что президент пообещал уволить глав районных администраций, в которых с 1 июля не заработает единое окно?

— Так все районы, по крайней мере, по Киеву, распоряжение выполнили. Я вчера общалась с представителями остальных девяти районов, и везде принцип единого окна реализован... Ну, в той мере, в которой это возможно на сегодня. То есть регистратор передает сведения о предприятиях в фонды и налоговую в электронном виде на магнитном носителе, а через несколько дней предприниматель может получить документы у представителей фондов, находящихся в нашем здании.

Почему предприниматели занимают очередь под администрациями в четыре утра?

— Это совсем другое. Очереди никоим образом не связаны с единым окном. Это потому, что до сих пор не сформирован единый реестр, как это предусмотрено законом о регистрации.

Виноваты фонды

Вадим КУШНИР, начальник отдела государственных регистраторов Святошинской районной в г. Киеве государственной администрации, сославшись на занятость отказался отвечать на наши вопросы в присутствии посетителей. Мы связались с ним по телефону по окончании приема.

Почему в Святошинском районе не заработало единое окно?

— Оно заработало. Только немного не в том виде, как мы ожидали и планировали. Сейчас оно действует в дискетном режиме (в законе о регистрации нет такой формулировки. — Ред.). Сегодня представители социальных фондов взяли информацию о зарегистрированных СПД за 4 июля на дискетах, а завтра они принесут дискеты и все справки для зарегистрированных предприятий. Мы им дадим дискеты за 5 июля, и такой обмен будет продолжаться. Таким образом, предприниматели будут избавлены от необходимости бегать по фондам и в каждом становиться на учет. Но эта система нас тоже не устраивает — это не единое окно.

Почему перед вашим кабинетом столько людей?

— Мы потеряли много времени на сотрудников фондов, которые пришли к нам за информацией. Но приняли почти всех, кто хотел попасть на прием. Тех же, кто до обеда на прием не попал, мы приняли после двух.

Я считаю, было бы неправильным валить всю вину за это только на госрегистраторов. Поймите, работа этого механизма очень зависит и от других госорганов. Например, ни в одном районе не получается сотрудничество с Госкомстатом. Почему они так себя ведут? Это какая-то республика в республике! (После этих слов Вадим Васильевич не прощаясь повесил трубку. — Ред).


Западный опыт

Во Львове единое окно также не состоЯлось

Во львовском регистрационном офисе с 1 июля 2005 года в одном из окошек появился представитель Пенсионного фонда. Так, как это уже было в 2003 году. Это произошло, по наблюдениям предпринимателей, после очередного совещания-накачки в облгосадминистрации, которая хочет исправно отрапортовать перед Киевом о ритмичной, как швейцарские часы, работе единого окна. Как выяснили Контракты, вежливый представитель Пенсионного фонда предоставляет предпринимателям бумажные дубликаты документов, которые управление государственной регистрации города Львова и без того отправляет в эту структуру по электронной почте. Не исключено, что завтра-послезавтра в других окошках регистрационного офиса появятся лица представителей налоговой инспекции или фонда соцстраха.

Для нормальной работы нового принципа регистрации СПД во Львове, как сказал Контрактам начальник городского управления государственной регистрации Владимир Дуда, должен быть принят нормативный акт, в котором обстоятельно распишут порядок работы единого окна. Кроме того, Госкомпредпринимательства, являющийся распорядителем ЕГР, который создают регистраторы, должен бы дозаключить соглашения о синхронизации действий и электронном информировании со всеми участниками регистрационной цепи. Сегодня, по словам

г-на Дуды, лучше всего электронное сообщение налажено с налоговой. В орган статистики и социальные фонды передача информации происходит в полуавтоматическом режиме, через дискетно-автомобильную связь: госрегистратор переписывает информацию на носитель — партнерские структуры приезжают и забирают ее.

Две очереди — одна из десятка, другая из двух десятков человек — на которые корреспондент Контрактов натолкнулся в управлении, предприниматели назвали небольшими. Хвосты бывают и длиннее. Во Львове ожидание и сдача документов у одного лица обычно занимает до трех часов. Быстрее процедуру оформления проскакивают представители юридических фирм, оказывающие услуги по регистрации, уже набившие руку на подготовке документов. Дольше всего задерживаются у регистратора предприниматели — физические лица, самостоятельно преодолевающие все регистрационные параграфы.

Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК

Вы здесь:
вверх