логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Смесь соблазнов Владимир ЯРОВОЙ - «Контракты» №28 Июль 2005г.

Кабмин предлагает ввести смешанную систему налогообложения страховых компаний, чтобы у страховщиков исчез соблазн занижать доходы или прибыль.


Кабмин разработал законопроект «О внесении изменений в некоторые законы по вопросам налогообложения страхования». Его цель — привлечь в казну дополнительные 800 млн грн. В случае принятия проекта парламентом страховщикам придется существенно изменить систему учета страховых операций и, по сути, вести двойной учет. Специалисты рынка не столь оптимистичны, как правительственные чиновники, и не скрывают, что налоговые новации могут стать для них непосильным бременем, и приведут к банкротству многих страховых компаний.

Путь к компромиссу

Дискуссии о необходимости изменений фискальной системы, предполагающих налогообложение прибыли, а не валовых доходов, ведутся уже почти год. Считалось, что в результате новаций удастся заметно сократить объемы схемного страхования. Ведь благодаря низкой ставке налогообложения (3%) по сравнению с другими секторами экономики, страховые операции используются для оптимизации налогообложения.

Примечательно, что в 90-х годах страховые компании платили налог на прибыль, однако впоследствии такая система была признана экономически нецелесообразной, и вместо нее появилось налогообложение с «вала».

Сейчас рассматривается смешанная система налогообложения, предполагающая взимание налога с валовых доходов в течение года с последующим перерасчетом налога по прибыли. То есть если налоговые отчисления с вала больше чем по прибыли, то в казну поступают первые платежи, в противном случае — вторые.

Идея двойного подхода проста. Компании, занимающиеся схемным страхованием, несут несоизмеримо меньшие затраты, чем классические страховщики. Соответственно, у «схемщиков» прибыль выше, чем у «классиков». Таким образом, классические компании будут платить налоги с валогового дохода, а схемные — с прибыли.

Ключевые вопросы

Изначально законопроект должен был ввести ограничения по отнесению на валовые затраты «схемных» видов страхования. В частности, шла речь о так называемых финансовых рисках и страховании ответственности. «Исходя из этого проекта, задача, которая изначально ставилась, выполнена», — говорит финансовый директор ЛСОУ Наталья Гудыма. В частности, на валовые затраты можно относить 100% страховых платежей по обязательным видам страхования (в том числе ОСАГО), страхованию жизни и каким-либо видам негосударственного пенсионного обеспечения. В размере 5% от валовых расходов можно относить платежи по иным видам страхования, включая страхование гражданской ответственности, связанной с деятельностью плательщика налога, за ущерб жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. И, наконец, различного рода финансовые риски можно относить на валовые расходы в сумме не более 1% от валовых затрат.

Помимо дифференцированных ставок по отнесению на валовые затраты расходов на страхование (по видам страхования) проект документа предлагает изменение ставок налогообложения страховой деятельности.

Так, доход, полученный по долгосрочным договорам страхования жизни или какого-либо вида негосударственного пенсионного обеспечения облагается по ставке 0%. Доход по договорам страхования имущества физлиц, личного страхования и страхования ответственности физлица, объектом которого являются имущественные интересы (кроме финрисков), облагается по ставке 1%. По ставке 7% облагается доходы, полученные вследствие страхования ответственности субъектов перевозок опасных грузов в случае наступления негативных последствий и страхования гражданской ответственности субъектов хозяйствования за ущерб, который может быть нанесен пожарами и авариями на объектах повышенной опасности. 10% будет взиматься с доходов по добровольному страхованию гражданской ответственности плательщика налога за ущерб жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, а также по страхованию финрисков плательщика налога; добровольному страхованию выданных и принятых гарантий, а также судебных расходов; добровольному страхованию ж/д транспорта. Трехпроцентная ставка начисляется на доходы, полученные по договорам иных видов страхования.

Страховой рынок неоднозначно относится к таким нововведениям, считая, что они слабо отразятся на сокращении «схемного» страхования и являются лишь способом фискального наполнения бюджета. «На мой взгляд, введение процентных ставок налога на доход страховых компаний по отдельным видам страхования в размере 7 и 10% приведет к тому, что страховщики будут иными способами оптимизировать налоги, например, переделывая договоры страхования, — говорит Людмила Колисецкая, финансовый директор АСК «ИНГО Украина». — Или же произойдет тотальное увеличение стоимости страхования, что ляжет на плечи потребителей, в том числе физлиц». По мнению Колисецкой, в случае принятия данной редакции документа стоит ожидать существенного подорожания по добровольным видам страхования ответственности. Также специалистам рынка остается непонятным, по какой причине «удостоились» 10% налогообложения договоры добровольного страхования ж/д транспорта. «Такие «почести» ж/д транспорту должны стать предметом дополнительных разъяснений», — считает Дмитрий Татаринов, зампредседателя правления СК «ИФД КапиталЪ Страхование».

По его мнению, увеличение с 3 до 10% ставки налога по договорам страхования ответственности плательщика налога ляжет на плечи страхователя. «Желание ограничить серые схемы с помощью повышения налоговых ставок обречено на провал», — уверен г-н Татаринов.

Отношение страховых премий к выплатам, %
Виды страхования в I кв. 2005 г. в I кв. 2004 г.
Страхование жизни 2,47 3,42
Виды страхования иные, чем страхование жизни 16,26 5,9
Добровольное личное страхование 56,54 39,18
Добровольное имущественное страхование 14,45 3,58
Cтрахование финансовых рисков 18,16 0,58
Добровольное страхование ответственности 13,40 2,73
Негосударственное обязательное страхование 14,61 18,16
Cтрахование гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств 17,15 37,29
Государственное обязательное страхование 107,46 103,23
Итого (все виды страхования) 15,99 5,88

По данным Госфинуслуг


Комментарии

Максим МЕЖЕБИЦКИЙ, зампредседателя правления по страхованию СК «ВЕСКО»:

— Законопроект очень сырой и его ни в коем случае нельзя принимать в таком виде. Документ не учитывает многих важных составляющих затрат страховщиков, например, резерв заявленных, но не урегулированных убытков, резерв произошедших, но не заявленных убытков, а резерв незаработанных премий почему-то относится на валовые расходы только в размере 50%.

Неоднозначность с учетом оплаченных перестраховочных премий, где появилось нелогичное ограничение на внутреннее перестрахование, повлечет за собой двойное налогообложение. Понятие «обычных цен» в определении валовых расходов, а также многие другие аспекты законопроекта, закладывают почву для коррупции налоговых органов. Такие «новации» могут привести к банкротству страховых компаний.

Василий ФУРМАН, генеральный директор СК «Вексель»:

— К данному законопроекту я отношусь негативно. В первую очередь, не выдерживает критики выдуманная и безосновательная система налогового ценза для видов страхования. Отсутствует экономическая подоплека в отношении как ставок налога со страховых платежей, так и объединения видов в группы (к примеру, одна из групп состоит из страхования ответственности, страхования железнодорожного транспорта и финансовых рисков). Подобная методика свидетельствует не о профессиональном подходе, а, похоже, основывается на делении видов на «правильные или необходимые» и «неправильные — ненужные». Изложенная же двойная система налогообложения дохода и прибыли страховщиков вообще беспрецедентна и нелогична. Она может быть расценена как очередная грубая попытка борьбы со схемами в страховании, но на самом деле означает борьбу со страхованием в целом.

Последствия принятия данного законопроекта очевидны. Слабый рынок классического страхования в Украине начнет погибать, при этом бюджет дополнительных доходов от этого явно не получит.

Вячеслав ЧЕРНЯХОВСКИЙ, председатель правления УСК «Веста»:

— Очень опасным моментом в проекте закона является то, что в случае если отсутствует прибыль от страховой деятельности или если начисленная сумма налога на прибыль от страховой деятельности будет меньше суммы ранее уплаченных налогов с валовых доходов, то уплаченные ранее налоги из бюджета не возвращаются. Я думаю, что это нивелирует саму идею перехода на общую систему налогообложения и де-факто увеличивает налогообложение некоторых видов страхования. Поэтому справедливо было бы, чтобы страховые компании, которые производят реальные выплаты, создают нормальные резервы, могли уменьшать свои налоговые обязательства, если размер прибыли у них будет невысок или будут убытки.

Вы здесь:
вверх