логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Цивилизация мусора Авторы: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ, Наталья ГАМОЛЯ - «Контракты» №33-34 Август 2005г.

Украинские свалки ждут своего инвестора. Сортировка, переработка и утилизация бытовых отходов — вот самые заманчивые сферы деятельности для настоящих бизнесменов.


Частное предприятие «Киевгорвторресурсы» — наглядный пример успешной борьбы с городскими отходами. Серьезный подход к мусору за версту видно — предприятие ограждено двухметровым бетонным забором, сверху обильно украшенным колючей проволокой, у центральных ворот — двухэтажный пост охраны, охранники, как и положено, вооружены рациями, в их компетенции — сторожить раритеты (разнокалиберные памятники и бюсты Ленина, коллекцию предметов украинской старины), а также секреты производства.

Территория предприятия показалась журналистам Контрактов огромной — здесь, кроме цехов по сортировке отходов, ведется активное строительство цехов по переработке шин и производству полипропилена. Недавно Киевский горсовет принял решение продать Киевгорвторресурсам несколько земельных участков, в частности, — 0,0302 га (236 тыс. грн) «для эксплуатации и обслуживания павильона» и 0,1563 га (94,3 тыс. грн) для строительства, эксплуатации и обслуживания базы.

У предприятия давняя история — образовано еще в 1948 г., в постсоветское время его сначала перевели в коллективную форму собственности, а вскоре приватизировали. По словам директора Киевгорвторресурсов Ольги Малаховой-Чуднер, сегодня оно имеет 22 собственника. Работа Киевгорвторресурсов построена на сборе относительно отсортированного вторичного сырья.

Предприятие владеет 112 пунктами приема вторичных ресурсов во всех районах Киева — хорошо известные «стимулы», которые занимаются скупкой бытовых отходов у населения. Подобные пункты есть в Ирпене, Ворзеле и других городах Киевской области. Ежемесячно Киевгорвторресурсы собирают около 4 тыс. т макулатуры, 200 т ПЭТ-бутылок, 50 т текстиля, 100 т пленки, 20 т алюминиевых банок и других отходов — всего около 5,5 тыс. т разных видов вторсырья.

Досортировка вторресурсов происходит вручную. Полученные изделия — тюки с мусором — продаются перерабатывающим предприятиям. В частности, бумага идет на Обуховский картонный комбинат, полимерные материалы — на десятки предприятий, включая Укрвторполимер, алюминий — в Укрцветмет, тряпки — на Одесскую фабрику нетканых материалов. По словам Ольги Малаховой-Чуднер, ежемесячный оборот Киевгорвторресурсов составляет 10-12 млн грн.

Директор призналась, что, несмотря на растущие обороты, рентабельность в последнее время снижается: отдельные виды отходов, в частности, стеклобой, «практически убыточные». Невыгодной она считает и работу с текстилем: «Мы закупаем этот вид вторсырья по 10 коп./кг, а должны продавать по 16 коп. с НДС, и при этом сортировать его и тратить деньги на проволоку — 22 копейки за килограмм».

Наиболее легкий способ превратить мусор в деньги — переработать бытовые отходы на бумагу, пластмассу, стекло, текстиль, металлы. В Киеве, например, восемь предприятий занимаются только заготовкой макулатуры — этот вид вторсырья наиболее рентабелен. «Нелегальный макулатурный бизнес в Киеве стоит на две головы выше, чем легальный, более того, эта ниша рынка полностью заполнена», — сетует Ольга Малахова-Чуднер. Если ниши макулатуры и стеклобоя на рынке заполнены, то скупка и переработка шин, пленки, ПЭТ-упаковки более перспективны. Традиционно привлекательным остается сбор черного и цветного металла — здесь еще осталось место для новых игроков.

Оптимизм в участников рынка вселяют галопирующие темпы роста отходов, а неразвитая инфраструктура делает данную сферу особенно привлекательной для инвесторов.

Транспортировка

Наряду со сбором вторресурсов наиболее конкурентным направлением является транспортировка. Более 320 млн грн заработали в прошлом году субъекты хозяйствования, занимающиеся транспортировкой мусора. Сегодня их в Украине более 1000 как частных, так и коммунальных. Лицензия Минприроды на транспортировку ТБО позволяет участвовать в тендере на обслуживание ЖКХ.

Предприятие-победитель получает свою зону очистки (конкретные адреса домов) и, соответственно, долю государственного финансирования. Сотрудничество с ЖКХ зачастую сопровождается задержками оплаты, потому некоторые предприятия изобрели новый способ обслуживания коммунального сектора — через заключение договоров на вывоз мусора непосредственно с населением. Именно этим путем, к примеру, пошло коммунальное предприятие «Спецкоммунтранс» в Хмельницком. По такой схеме работают предприниматели и с частным сектором.

Но все же наиболее выгодно работать с юридическими лицами — во-первых, это стабильный спрос на услуги по вывозу мусора, во-вторых, выше оплата. Средний тариф на вывоз мусора, по данным Госкомитета жилищного хозяйства, в прошлом году составил: для населения — 5,75 грн/куб. м, для бюджетных организаций — 7,43 грн/куб. м, для предприятий — 8,22 грн/куб. м. К слову, расчет стоимости вывоза мусора, исходя из кубометров, а не тонн, является еще одной уловкой бизнесменов. «Все местные коммунальные службы платят за вывоз мусора, учитывая его в кубах, за это платят большие деньги, а предприниматели, по сути, перевозят воздух. Более того, этот воздух скапливается на местных полигонах», — утверждает Ольга Малахова-Чуднер.

Наиболее значительную часть в затратах транспортировщиков составляет плата за утилизацию ТБО на полигоне, которая в среднем по Украине составляет около 4 грн/куб. м. Поэтому многие мелкие субъекты хозяйствования оптимизируют расходы, сваливая мусор на пустырях, в парках и лесопосадках. По итогам прошлого года, в Киеве образовалось около 3, 6 млн т бытовых отходов, из них 0,6 млн т попало на мусороперерабатывающий завод «Энергия», 1,4 млн т ушло на пятый и шестой полигоны, остальные 1,6 млн т исчезли, а город платил за него 15,6 грн/куб. м.

В прошлом году транспортировкой киевского мусора занимались 17 предприятий, в нынешнем к ним присоединилось ОАО «Гринко-центр». На сегодняшний день эта компания вывозит мусор из четырех районов Киева на свою сортировочную станцию, в будущем собирается работать во всех районах города и выйти на сбор мусора в 12 крупнейших городах Украины.

Самым серьезным игроком рынка транспортировки бытовых отходов Киева остается ОАО «Киевспецтранс» (51% акций — киевский горсовет, 46,835% — ООО «Геотрон»), работающее в основном с городскими ЖКХ. В прошлом году чистая прибыль предприятия составила 24,694 млн грн. По мнению представителей компании, уровень конкуренции на рынке транспортировки бытовых отходов столицы сегодня небольшой, но в то же время остро чувствуется проблема платежеспособности клиентов.

Кроме того, процветает частный «извоз отходов». Десятки автопредприятий предоставляют услуги по транспортировке строительного мусора. Но это — сезонный бизнес. При этом расценки подобных агентств за строительный мусор составляют — 150 —180 грн за одну поездку (за бытовые отходы 250 грн), вес и габариты мусора при этом перевозчика не интересуют. Большинство опрошенных Контрактами директоров таких автопредприятий от официальных комментариев отказались, хотя один из владельцев грузового автомобиля обмолвился, что рентабельность его бизнеса невысока. По его словам, 10% от суммы заказа на вывоз мусора забирает автопредприятие, с которым он работает по контракту, остальные деньги водитель тратит на топливо и на разрешение выгрузить мусор на полигоне (50-70 грн). Как признался Контрактам директор одной из транспортных фирм, в большинстве случаев подобный мусор не доезжает до свалок, хотя, по большому счету, его это не интересует.

Особое бизнес-направление — сортировочные станции. Член наблюдательного совета (и один из собственников) Гринко-центр Виктор Ржоткевич рассказал: «Первоначально у нас не было планов заниматься транспортировкой отходов, мы считали достаточным, если компании нам просто будут поставлять ТБО, а мы будем заниматься сортировкой.

Но мусор в том виде, в котором поступает, мало пригоден для переработки, большая его часть идет в отходы. В связи с этим было принято решение перевозить мусор самостоятельно, чтобы дойти до поставщика отходов — так можно договориться делить мусор хотя бы на две фракции, отделяя органику».

Сортировка

Почти хрестоматийной стала история проекта по внедрению западноевропейского опыта раздельного сбора бытовых отходов, который вела одна из общественных организаций Киева. Сотрудники организации раздали населению пакеты для стекла, пластика и бумаги, различающиеся цветами, и предложили участникам эксперимента соответственно сортировать мусор на дому. Люди идею подхватили, но успешной реализации помешало другое — работники умудрились свалить содержимое контейнеров в один мусоровоз, перемешав, таким образом, отходы.

Печальное окончание эксперимента не охладило интерес к раздельному сбору отходов ни у заядлых общественников, ни у компаний, транспортирующих и сортирующих ТБО. В мире существуют две системы раздельного сбора твердых бытовых отходов. Первая — немецкая — предполагает раздельный сбор бумаги, пластика, стекла; другая — американская — предусматривает раздельный сбор органических и неорганических отходов. Вдохновляет и то, что в отдельных странах ЕС сортируют до 95% мусора.

Приучить киевлян к сортировке мусора намерена компания «Гринко-центр». В июне предприятие открыло свой первый мусоросортировочный комплекс, стоивший собственникам EUR10 млн, а также закупило разноцветные контейнеры для раздельного сбора отходов. Кроме того, компания располагает новым автопарком для сбора мусора. Мощность построенного компанией сортировочного комплекса составляет 200 тыс. т отходов в год.

Сегодня Гринко-центр строит вторую очередь комплекса с аналогичной мощностью (таким образом, предприятие вскоре планирует сортировать половину ТБО Киева), а в ближайшие годы намерена открыть 5 сортировочных станций в столице, а также занять эту бизнес-нишу в других городах-миллионниках. «Мы никого не потесним на рынке сортировки бытовых отходов, — заявил Контрактам Виктор Ржоткевич, — дело в том, что мы первые занялись этим видом деятельности в Украине.

Пока особых выгод данный бизнес нам не принесет, это связано с нынешней морфологией отходов, хотя мы верим, что со временем эта отрасль будет более привлекательна». Пока в районах Киева, где работает Гринко-центр, весь мусор сваливается воедино.

В то же время, по словам заместителя главы правления компании Ивана Алексеевца, ежедневный оборот сортировочного комплекса составляет 50-100 тыс. грн, а проект полностью себя окупит через 5 лет. Только 15% мусора, поступающего на станцию, согласно расчетам компании, будет захороняться, до 30% — отбираться как вторичные ресурсы, остальное — брикетироваться и перерабатываться.

Дополнительным источником доходов предприятия является плата транспортировщиков мусора за утилизацию. Как утверждают в Гринко-центр, транспортное плечо от «производителя» мусора до полигона в среднем составляет 35 км, тогда как до станции в два раза меньше — 17 км, в связи с чем транспортировщикам проще сгружать отходы сортировочному комплексу. «Если эта схема будет работать, то остальным перевозчикам придется сотрудничать с нами, — прогнозирует Виктор Ржоткевич, — в противном случае мы будем расширять свое присутствие на рынке транспортировки».

Захоронение

Одним из перспективных направлений мусорного бизнеса является обустройство частного полигона для захоронения ТБО. «Во Франции до 30% этого рынка приходится на компанию Beche, владеющей 115 полигонами», — рассказывает руководитель проекта ТACIS «Совершенствование системы управления ТБО в Донецкой области» Бенуа Плеж. Частные полигоны как вид бизнеса сегодня активно развиваются и в странах СНГ. Но в Украине пока ни одного подобного проекта не реализовано.

«Строительство полигона для утилизации ТБО предусматривает высокую ответственность перед окружающей средой, — отмечает официальный представитель Группы SULO в Украине Александр Королюк, — при его планировании необходимо предусмотреть природозащитные меры, в частности, изоляцию дна полигона (с целью недопущения попадания фильтратов в грунтовые воды), дренаж для сбора фильтратов, оборудование для сбора и отвода газов, собирающихся в теле полигона, и т. д.».

По расчетам Международной компании SULO (специализируется в сфере переработки ТБО, оборот — EUR780 млн), строительство в Украине европейского полигона с расчетной мощностью на 150 тыс. жителей, сроком действия 10 лет и общим объемом ТБО 3 млн куб. м обойдется приблизительно в EUR4 млн, то есть приблизительно в 1,33 евро/куб. м.

При этом текущие затраты на утилизацию 1 куб. м мусора составят приблизительно EUR0,65, затраты на рекультивацию полигона по истечению срока эксплуатации — приблизительно EUR150 тыс. или 0,49 EUR/куб. м. Таким образом, ориентировочная себестоимость утилизации 1 куб. м отходов на полигоне, отвечающем европейским стандартам, составит около 15 грн без НДС, без стоимости лимитов и без налога на землю.

А сегодня самая высокая стоимость утилизации отходов на отечественном рынке — в Киеве (10,5 грн/куб. м без НДС), в других же городах Украины цена утилизации колеблется от 0,84 до 3 грн. Поэтому в ближайшем будущем вряд ли возможно строительство мусорного полигона, соответствующего стандартам ЕС — украинцы пока не готовы выбрасывать такие деньги «на мусор».

Нынешние отечественные полигоны, как правило, государственные, не соответствуют ни нормам ЕС, ни даже украинскому законодательству — на их необъятных просторах груженые мусоровозы буквально тонут в зловонной жиже. «Принять существующие полигоны на баланс означало бы для частного предприятия взять на себя ответственность за возможное нанесение ущерба окружающей среде», — говорит Александр Королюк.

В то же время, не исключено, что первые частные полигоны в Украине все же появятся в обозримом будущем. «У нас есть планы по оборудованию своего полигона. Первоначально мы планируем на киевском полигоне № 5 брикетировать отходы, внедрять эту технологию, а потом, возможно, получить свой участок», — отмечает Виктор Ржоткевич.

Реклама

Большинство участников рынка бытовых отходов мало известны среднестатистическому украинцу, в то же время яркие необычные урны на столичных улицах видели многие. Их установила украинская компания «Грин Медиа». Всего в центре Киева таких урн будет около 500. В то же время поддержание чистоты — не самоцель для Грин Медиа — проект рассчитан в первую очередь на создание рекламоносителей.

«Эффективный радиус поля зрения, небольшие затраты на печать, легкость в экспериментировании», — так охарактеризовал директор по маркетингу компании «Грин Медиа» Игорь Кашуба преимущества рекламы на мусорных баках. При этом мусор из контейнеров извлекает и транспортирует, по договору с Грин Медиа, специализированное предприятие. По словам Игоря Кашубы, компания пока не намерена входить в рынок транспортировки отходов.

Данное рекламное направление получило зеленый свет в начале нынешнего года в связи с законодательным ограничением рекламы в центральной части больших городов. По информации Игоря Кашубы, его конкуренты продвигают подобные проекты в Днепропетровске и Одессе. Грин Медиа считает, что такой бизнес перспективен в городах с населением от 150 тыс. Cебестоимость изготовления каждой урны составляет около $350, а срок окупаемости проекта — 1-1,5 года, при этом свои модели мусорных бачков Грин Медиа сейчас патентует.

Мусорные налоги

Государственная компания Укрэкокомресурсы (в прошлом Укртарапереработка) образовалась еще в 1998 г. с целью создания системы повторного использования вторичных материалов и тары и для финансирования или участия в финансировании других государственных или частных предприятий, которые имеют разрешение на переработку вторичного сырья. В течение семи лет Укрэкокомресурсы так и не создали такой системы. Активного долевого участия в проектах по переработке вторсырья компания тоже не принимает. В то же время, были введены обязательные отчисления за утилизацию с производителей упаковки, а также импортеров упакованной продукции.

Валовый доход компании, по итогам прошлого года, составил 26,59 млн. грн. Деньги, по всей видимости, пошли на выплату зарплаты чиновников Укрэкокомресурсов, а также на материально-техническое развитие госструктуры. «Даже мы были вынуждены заплатить Укрэкокомресурсам за упаковку, в которой нам пришло оборудование для комплекса по сортировке бытовых отходов, хотя тару утилизировали мы сами», — рассказывает представитель компании Гринко-центр.

Сегодня компания Укрэкокомресурсы представлена во всех областях Украины. Однако создается впечатление, что ее основным видом деятельности остается сбор мусорного квазиналога: большинство опрошенных Контрактами участников рынка бытовых отходов заявили, что не чувствуют непосредственной конкуренции со стороны этой компании.

Кроме того, согласно действующему законодательству, участники рынка бытовых отходов поставлены в неравное положение по отношению к Укрэкокомресурсам: на таможне импортеры в обязательном порядке вынуждены заполнить так называемый «аркуш пакування», который свидетельствует о наличии договора с госкомпанией о предоставлении последней услуг по сбору, сортировке, транспортировке и утилизации использованной тары, а также обязательство эти услуги оплатить.

Александр Королюк считает, что рынок давно бы уже сам создал эффективную систему утилизации упаковки, если бы Укрэкокомресурсы установили размер дотации за сбор 1 тонны вторичных ресурсов. «Вместо этого средства используются на финансирование управленческого аппарата и отдельных проектов, причем — по нашей информации — ни один из этих проектов за 7 лет не был доведен до конца», — утверждает он. Контракты больше месяца пытались связаться с президентом компании Укрэкокомресурсы Светланой Новохацкой, чтобы узнать — чем же на самом деле занимается ее компания. Но г-жа Новохацкая решила не раскрывать этот секрет перед налогоплательщиками.

Вывод

Рынок бытовых отходов на сегодняшний день более-менее сформирован только в сферах транспортировки и отбора отдельных видов вторичных ресурсов, в то время, как едва ли не самые главные звенья цепочки уничтожения мусора — сортировка, переработка и утилизация — находятся в зачаточном состоянии. Создание прозрачных правил игры на этом рынке уже давно бы привлекло в эту сферу как отечественных предпринимателей, так и иностранных инвесторов.

Деньги на мусор

Расценки на услуги организаций, которые участвуют в соглашении «Зеленая точка», и тарифы на утилизацию отходов для производителей тары и упаковки и предприятий, производящих продукцию в таре и упаковке согласно постановлению КМУ от 26.07.02 № 1084.

ЕВРОЦЕНТ/КГ

Материал Португалия Греция Венгрия Франция Чехия Польша Украина
Cтекло 0,63 1,99 0,80 0,36 1,89 0,24 2,23
Полимеры 12,11 6,17 5,40 17,79 8,21 0,72 12,63
Бумага, картон 1,59 5,00 2,57 12,21 4,46 0,56 5,20
Дерево 0,39 0,90 2,06 11,10 0,75 0,25 2,97
Комбинированный 12,64 6,17 6,60 11,10 8,21 1,48 18,57
Жесть 3,09 4,59 1,00 2,27 2,45 0,34 5,94
Алюминий 5,27 0,84 1,40 4,45 3,27 0,82 16,44
По данным ВГО «Новая Формация» за 2004 год

Плюсы и минусы мусорных дел

Плюсы

  1. Возможность получить кредиты
  2. Система налоговых льгот: предприятия освобождены от уплаты НДС и налога на прибыль.

Минусы

  1. Преференции госкомпании (ГК «Укрэкокомресурсы»), которая сама же разрабатывает правила поведения на мусорном рынке
  2. Отсутствие законодательно прописанных правил игры на рынке ТБО (Закон Украины «Об отходах» требует существенной доработки)
  3. Высокая конкуренция в сфере транспортировки отходов
  4. Тендеры на вывоз мусора проводятся ежегодно вне зависимости от действующих договоров
  5. Дорогостоящее оборудование и технологии для сортировки и переработки отходов
  6. Плату за вывоз мусора в числе коммунальных услуг собирают местные власти.

Украинский мусор в цифрах

  1. Ежегодно в Украине образуется около 1 млрд т отходов
  2. Уровень утилизации мусора — 5%
  3. Вывезено отходов: 39,3 млн куб. м
  4. Количество предприятий, предоставляющих услуги по вывозу отходов — 1053
  5. На свалках Украины накоплено более 27 млрд т мусора
  6. Количество полигонов — 5848
  7. Несанкционированных свалок — 3298
  8. Сумма бюджетных средств на развитие санитарной очистки: 84,9088 млн грн
  9. Средние тарифы на утилизацию: для населения — 9,19 грн/куб. м, вывоз — 5,75, захоронение — 3,44
  10. Для бюджетных организаций — 11,66 грн/куб. м; вывоз: 7,43; захоронение: 4,23
  11. Для предприятий — 12,90; вывоз: 8,22; захоронение: 4,68

По данным Госкомитета жилищно-коммунального хозяйства за 2004 год

Контракты №33-34 / 2005
Вы здесь:
вверх