логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Война под микроскопом Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №33-34 Август 2005г.

Правительство объявило борьбу с минимизацией налоговых обязательств, но волноваться еще рано — война идет лишь на бумаге. Уклонение от уплаты налогов крупными предприятиями и фиктивное возмещение НДС сломали зубы не одному правительству.


Похоже, не будет исключением и нынешний Кабмин. На такой вывод наталкивает распоряжение КМУ от 18 июля 2005 г. № 271-р «О мерах по недопущению минимизации налоговых обязательств, вывоза капиталов за границу, а также отмыванию средств через офшорные зоны». В частности, документом утвержден план мер по недопущению вышеупомянутой минимизации.

Так, предусматривается ввести особый режим налогообложения для убыточных предприятий, усовершенствовать законодательство по НДС, ввести регистрацию внешнеэкономических договоров, увеличить сроки проведения налоговых проверок и тому подобное. Впрочем, план выглядит настолько абстрактно, что создается впечатление, будто он был утвержден просто от отчаяния. Эдакий правительственный аутотренинг. Как тот ежик, который кричал, стоя на пеньке: «Я сильный, я сильный!» «Но легкий», — тихонько прошептал он, летя на траву от неосторожного толчка медведя.

Неинтересные находки

Правительство, покопавшись в архивном ящике, стряхнуло пыль с некоторых идей «преступной власти». В частности, Кабмин поручил Минфину, ГНАУ, Минэкономики и Минюсту «внести согласованные предложения относительно введения особого режима налогообложения («зачетных налогов») для убыточных предприятий».

Данная инновация в свое время была воплощена в виде торгового патента, когда контролировать прибыльность розничной торговли было почти невозможно. Позже обсуждалась идея ввести фиксированный налог для убыточных предприятий. Если они убыточные — пусть обанкрочиваются, а если нет, то должны платить хотя бы минимум. Но серьезно воспринимать это предложение можно только после разработки соответствующего законопроекта.

Также распоряжение обязывает профильные органы власти внести предложение относительно введения обязательной регистрации и постоянного мониторинга внешнеэкономических договоров с офшорными компаниями. Пикантность ситуации в том, что недавно президент указом от 29 июня 2005 № 1003/2005 отменил президентский же указ от 7 ноября 1994 года № 659, который как раз и предусматривал обязательную регистрацию внешнеэкономических договоров по определенным категориям товаров.

КМУ против ГНАУ

Такой же «последовательной» выглядит идея продлить срок налоговых проверок для больших предприятий до 90 дней. И это когда только 12 января сего года законом № 2322-15 срок соответствующих проверок был сокращен до 20 дней. Кроме того, в распоряжении не дается определение «крупного предприятия». Хотя из его текста косвенно следует, что речь идет о предприятиях, валовые доходы которых превышают 200 млн грн.

По крайней мере в других пунктах документа фигурируют именно такие цифры. Подобная трактовка распоряжения позволяет прогнозировать, что малый и средний бизнес оставят в покое. Например, не будет поддержан законопроект ГНАУ о продлении сроков проверок малого бизнеса с 10 до 20 дней, среднего — с 20 до 30, а крупного — до 90 дней (см. прошлый номер Контрактов). Народный депутат, председатель Совета предпринимателей при Кабмине Ксения Ляпина говорит: «В распоряжении КМУ речь идет об увеличении срока проверок только крупных плательщиков. А то, что написали в своем законопроекте налоговики, они предлагают на свой страх и риск. Надеюсь, депутаты это не поддержат».

Справка о справке

Правительство обязало контролирующие органы тщательнее мониторить хозяйственную деятельность крупных экспортеров. Для этого, в частности, предусматриваются совершенствование порядка установления индикативных цен, уточнение определения термина «обычная цена» и тому подобное. В общем, такой мониторинг можно расценивать как явление позитивное. Но только если он не сопровождается введением дополнительных отчетных документов для бизнеса. В данном же случае происходит обратное.

Распоряжением предусматривается введение «паспорта договора для экспорта». Что это будет за документ, пока не известно. Однако очевидно, что его оформление заберет у бизнеса, и не только крупного, и силы, и нервы, и деньги. Также Кабмин поручил ГНАУ, МВД, СБУ, КРУ и ГТСУ провести общие проверки субъектов ведения хозяйства, имеющих валовые доходы в сумме более 200 млн грн, а также экспортеров алкоголя, табака металлолома, зерна и «принять меры для недопущения применения схем минимизации налоговых обязательств этими субъектами».

Призрачные прибыли

Известно, что новому правительству, как и его предшественникам, не хватает денег на реализацию розовых планов социально ориентированного бюджета. Поэтому и возникают подобные идеи у самых высоких должностных лиц. Раньше боролись с фиктивными фирмами, а теперь — с минимизаторами. Но в Кабмине никто так и не смог четко объяснить, что такое минимизация и чем, собственно, она отличается от вполне законной оптимизации налогообложения. По нашему мнению — ничем.

А поэтому если налогоплательщик не нарушает закон, то не стоит делать из него преступника. Если та же ГНАУ обеспокоена низким уровнем налогообложения некоторых предприятий или отраслей, то пусть через правительство лоббирует соответствующие изменения в законодательстве. Иначе это будет смахивать на очередную охоту на ведьм, которая в лучшем случае закончится пшиком. А в худшем — существенными убытками для плательщиков, которые попали под колпак налоговиков. Например, если бы ГНАУ обнародовала, как обещала, перечень банков-минимизаторов, то кроме убытков и пикетов вкладчиков под НБУ и КМУ, государство ничего не получило бы.

Опрошенные Контрактами эксперты также скептически относятся к возможным последствиям принятия данного распоряжения. В общем, документ состоит из общих фраз наподобие «внести предложения», «внедрить действенный механизм», «принять меры» и тому подобных. Хочется верить, что реакцией органов власти на данный документ станут пустые отписки, мол, «усунули недоліки аж по самі заходи».


ЭКСПЕРТиза

Ксения Ляпина, народный депутат, председатель Совета предпринимателей при Кабмине

— Думаю, можно было бы немного напрячься и составить более конкретный план действий, из которого было бы понятно, что именно планируется сделать. Не вижу здесь ничего, что имело бы конкретные последствия, кроме проведения ряда проверок крупных субъектов хозяйствования. Например, в распоряжении правительства фигурируют такие фразы, как «принять меры для усиления контроля над соблюдением законодательства». Получается, что без этого пункта такие меры не принимались.

Тогда зачем нам ГТСУ, ГНАУ и другие контролирующие органы? Или «подготовить предложения по усовершенствованию и согласованию налогового, таможенного и других областей законодательства». Разве не было известно, что нужны предложения по согласованию налогового и таможенного законодательства? Но об этом мечтают 10 лет. В общем, документ посвящен тому, что следует что-то «усилить» и «углубить», а как именно — неизвестно.

Александра Кужель, президент аналитического центра «Академия»

— С минимизацией можно бороться только косвенными методами. То есть отслеживать фактические доходы, расходы и среднюю рентабельность в отрасли. А если проводят проверки и говорят — заплатите столько-то, это будет просто расправа с предприятиями. Между прочим, никто пока не отменял приказ ГНАУ, гласящий, что малый бизнес не проверяется 3 года. Но малый бизнес сегодня рвут так же, как и большой. А крупным предприятиям выкручивают руки, потому что в бюджете большой дефицит.

Что же касается незаконного возмещения НДС, то можно хотя бы спецсчета ввести. Но не такие, какие нам предлагали. А чтобы в случае, когда предприятие имеет спецсчет и ему не вернули НДС за неделю, ему возвращали бы деньги в двукратном размере. Тогда все сами открывали бы НДС-счета, это стало бы выгоднее, чем идти в тень.

Гул канонады

Налоговики выявили в Украине 1051 предприятие с валовыми доходами более 200 млн грн, которые в прошлом году обеспечили 51% поступлений в госбюджет. В то же время, этими же субъектами ведения хозяйства заявлено к возмещению НДС на 14 млрд грн, или 50% от всех заявленных сумм в Украине. В этом списке 70 предприятий в 2004 году имели налоговую нагрузку меньше 0,001%, а 22 предприятия не выплатили в бюджет ни одной копейки.

За первое полугодие 2005 г. налоговой милицией разоблачено более 3,4 тыс. преступлений в сфере налогообложения, из которых 2,3 тыс. — тяжелые. Удельный вес выявленных преступлений с уклонением от уплаты налогов в особо крупных размерах составляет 96,2%. По 1,7 тыс. преступлений уголовные дела закончены производством и отправлены в суд, по ним возмещено 146,6 млн грн убытков или 74,1%.

За 7 месяцев текущего года выявлено 2,7 тысячи фактов необоснованных заявлений по возмещению НДС на общую сумму 1,8 млрд гривен. По выявленным фактам следователями налоговой милиции и других правоохранительных органов возбуждено 271 уголовное дело

По данным ГНАУ

Контракты №33-34 / 2005
Вы здесь:
вверх