логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Мы из лесу вышли Вадим КУЛЬПИНОВ - «Контракты» №35 Сентябрь 2005г.

Заказывая корпоративный тренинг, не стоит забывать, что внутренние проблемы компании сами собой не рассасываются. Решать их придется самостоятельно. Редакция Контрактов убедилась в этом на собственном опыте.


Ничто так не приводит в чувства, как трехразовое питание, организованное по типу шведского стола. Особенно на просторной террасе посреди соснового бора, эдак в трехстах километрах от столицы. По моему глубокому убеждению, ни один корпоративный тренинг не должен проходить в черте города. Только в санаторных условиях можно попытаться мыслить системно, с чувством, толком, расстановкой проанализировать свою деятельность и по-новому взглянуть на отношения с коллегами, клиентами и партнерами. Из лесу, как оказалось, виднее.

Чтобы загородный тренинг был максимально полезен компании и не превратился в банальную пьянку, заказчик должен понимать, что именно он желает получить, сможет ли тренинговая компания организовать работу на должном уровне и какова реальная цена этой услуги.

Зачем нам тренинг

Необходимость встряхнуться и посмотреть на себя со стороны назрела давно. Последние годы издательство стремительно набирает обороты, уверенно занимая лидирующие позиции. По информации маркетингового отдела, подписной тираж Контрактов за последние полгода вырос на 16%, а розничные продажи — на 28%. Таким образом, общий тираж еженедельника увеличился почти на 10 тыс. экземпляров и достиг рекордного показателя — 56928 экз.

Разумеется, столь стремительное развитие ни в одной компании не проходит гладко: как и живые организмы, юрлица во время активного роста переживают мучительные кризисы. Здесь как нельзя кстати любое корпоративное мероприятие, а хороший тренинг как раз то, что доктор прописал. При этом крайне важен здравый подход к выбору тренера, тренинга и места его проведения. Ошибка может обернуться пустой тратой времени и денег, но если повезет, появляется возможность не только укрепить корпоративный дух, но и минимизировать последствия болезней роста для предприятия в целом.

Впрочем, у каждого руководителя свои ожидания от поездки. Например, заместитель генерального директора по сбыту и маркетингу Федор Рудиченко, в ходе тренинга намеревался откорректировать представления сотрудников издания относительно нашего места на рынке: «Я давно считаю, что Контракты потенциально являются изданием номер один среди деловых СМИ, — поделился он перед началом мероприятия. — Во всяком случае, мы заняли лидирующие позиции по основным критериям — узнаваемость бренда, объемы рекламных поступлений, количество подписчиков и розничные продажи. Чтобы считать лидерство состоявшимся, нам не хватает малого: мы сами должны поверить в это и сформировать в своем сознании новый стереотип: Контракты — деловое издание номер один. В ходе тренинга я хотел бы определить для себя, когда мы все это почувствуем, и что для этого нужно сделать».

По моим ощущениям, издательство № 1 должно не просто оторваться от конкурентов по нескольким, пусть даже ключевым показателям, но и перейти на качественно новый уровень управления, наладив оптимальную систему вертикальных и горизонтальных связей. Последним, кстати, на тренинге уделялось особое внимание. Возрастающие нагрузки и объемы работ заметно разбалансировали устоявшиеся связи, в отношениях между подразделениями наметились очаги напряжения.

Нужно отдать должное тренеру Наталии Сергиенко, которая, вникнув во внутреннюю структуру издательства, технологично и ненавязчиво помогла выявить многие нестыковки в наших весьма запутанных взаимоотношениях. Прямо на тренинге нам удалось самим выработать несколько вариантов оптимизации взаимодействий. Было бы ошибкой думать, что тренер подсказывает слушателям готовые решения. Мы были не слушателями, а участниками и от всех нас потребовалось немало усилий, чтобы сформулировать претензии к другим подразделениям, обозначить свои слабые места, найти скрытые возможности и, увязав все это в единую систему, вместе выработать приемлемые решения.

Сам процесс

В качестве примера приведу наиболее запомнившееся мне упражнение, построенное по модели аквариума. Десять человек образовали рабочую группу, которая в течение получаса должна была найти решение реальной производственной проблемы. Группе предстояло неким образом откорректировать непростые отношения редакции и секретариата*, чтобы свести к минимуму вероятность срыва графика сдачи полос. Только посвященные знают насколько это непростая задача: технология подготовки номера к печати предполагает множество взаимозависимых этапов, при этом своевременное прохождение полос на каждом из них зависит от... внутренней дисциплины творческих работников той же редакции и секретариата. Словом, соблюдение графика возможно только в лабораторных условиях, а на практике взаимные претензии этих подразделений накапливаются годами. Несмотря на сложность задания, добровольцы нашлись: в состав рабочей группы вошли все, кто считал себя в силах способствовать решению вопроса.

Изюминка упражнения в том, что рабочая группа, собравшись в кружок в центре зала, находится под неусыпным контролем остальных участников тренинга, которые, образовав круг большего диаметра, молча и внимательно следят за процессами внутри малого круга. Их задача — проанализировать процесс переговоров и подсказать, что помешало (или помогло) прийти к согласию. Стенограмма, которую незаметно вел главный редактор бухгалтерского еженедельника «Дебет-Кредит» Михаил Захарко, сработала, как лакмусовая бумажка (см. Случайная стенограмма). После ее прочтения стала очевидна наша главная ошибка: отстаивая свои интересы, мы теряем главное, перестаем слышать других и неизбежно тратим силы впустую. В такие минуты как никогда кажется близкой прямая дорога к цели — достаточно хоть ненадолго абстрагироваться от своих проблем, консолидировать усилия и... Бесценный опыт, что тут говорить.

На войне как на войне

Помимо кабинетных мероприятий, в программе тренинга значились и другие процедуры, направленные на укрепление корпоративного духа. Кроме бильярда, дорассветного пива и увлекательнейшей игры в мафию, хочется отметить модную ныне игру пейнтбол, позволяющую в полевых условиях с оружием в руках доказать свое превосходство в живой силе, тактике и стратегии.

Признаюсь, нашей команде не везло — едва начиналось развертывание задуманной операции, меня «убивали», после чего приходилось со стороны наблюдать методичное истребление наших бойцов отрядом противника. Расстраиваясь из-за тактических неудач, я долго раздумывал над секретами этой игры. Конечно, отчасти исход битвы предопределяет удача, в чем-то подготовка и сообразительность каждого бойца. Однако по каким-то причинам в 8 из 10 поединков победа доставалась отряду под командованием шеф-редактора Сергея Иванова-Малявина, а наша пятерка из раза в раз «гибла» среди сосен и жиденького подлеска. Я так и не понял, чем его бойцы были лучше наших, но сделал для себя вывод, что лучше играть в команде победителей.

* В Контрактах журналисты редакции готовят текстовое наполнение полос, а секретариат во главе с ответственным секретарем, главным художником и бильдредактором подбирает иллюстрации под статьи и размещает все это на полосах.


Комментарии участников

Впечатления заказчика

Сергей ИВАНОВ-МАЛЯВИН, шеф-редактор

— Я пессимист в отношении тренингов. Для меня тренинг — это лишь средство перенаправить внимание. Когда люди сконцентрированы на решении какой-то задачи и при этом чем-то отвлечены (не важно чем именно они заняты), с ними становится легче общаться. В такие моменты я получаю возможность сыграть в свою игру и многое для себя выяснить. Кроме того, поездка на тренинг — это колоссальная возможность неформально общаться. Так уж сложилось, что современная система управления очень субординационная штука, между людьми возведены колоссальные барьеры. В качестве побочного эффекта получаем поделенный на группы коллектив, где люди попросту не видят и не слышат друг друга. Если во время тренинга удается снять рамки и оставить за кадром монотонную рутину, которая мешает слышать друг друга в повседневной жизни, это лучшее, что можно ожидать от такого мероприятия.

Кроме того, иногда удается высвободить людей из плена собственной специализации. Я вижу определенную проблему в том, что каждый привык считать себя только журналистом, только менеджером, только бухгалтером. Это неправильно. При определенных условиях тренинг позволяет избавиться от специализации, тогда человек перестает быть только редактором отдела с набором присущих ему функций, и может почувствовать себя просто умным человеком, который всем интересен. В наше время это очень правильные игры. Я с удовольствием отметил, что тренинг полностью оправдал мои ожидания.

Впечатления исполнителя

Наталия СЕРГИЕНКО, тренер-консультант Baltic Training Group, руководитель проекта HumanTech

— На начальном этапе подготовки к тренингу Контракты были очень непростым клиентом. У пятерых руководителей, с которыми мы пытались сформулировать концепцию мероприятия, не было единой точки зрения. Я долго не могла понять, что они хотят видеть в процессе работы, и каких результатов ожидают. Зато чувствовала, что здесь мне доверяют и не ставят рамок, мешающих творчески подойти к работе. Тогда я позволила себе действовать по ситуации. Работать с Контрактами во время тренинга было очень интересно. Собрались люди с высоким интеллектом, жизнеутверждающим юмором и желанием экспериментировать и работать на результат. Такой коллектив — большое тренерское счастье. За это, как и за предоставленную свободу творчества, отдельное спасибо. Активная работа коллектива помогла обеспечить хороший результат тренинга, который, как мне кажется, был достигнут. В конце я отметила, что группа находится на эмоциональном подъеме и в моем присутствии самостоятельно начала формировать решения существующих проблем, легко коммуницируя друг с другом. В то же время для меня важно, что Контракты воспринимают тренинг не как панацею от всех бед, а как один из элементов того, что должно привести к новым успехам.

Что в тренинге моем

Федор РУДИЧЕНКО, заместитель генерального директора по сбыту и маркетингу

— На последнем тренинге я убедился, что в нашем издательстве есть то главное, без чего невозможен издательский бизнес — талантливые люди, которые делают журнал. Действительно, наш человеческий потенциал очень велик. Пожалуй, это главное, что я вынес из последнего тренинга.

На мой взгляд, тренинги мало отличаются друг от друга. Все тренеры, с которыми доводилось общаться, классные консультанты, которые глубоко не лезут в процесс, дают поверхностные советы, и заставляют думать. Это и есть самое главное на тренингах. Я не ожидаю от ведущего каких-то методик, новых навыков или универсальных рекомендаций. Я иду на тренинг, чтобы покопаться в себе, максимально использовать возможность три дня побыть самим собой. Во время мероприятия я пытаюсь понять, что хочу сделать для организации, определить, что готов делать, а что нет. Я на сто процентов уверен: прийти к верным выводам и принять нужные решения можно и без всякого тренинга. Вопрос только в скорости движения. Тренинг заметно ускоряет принятие важных решений, поскольку на работе много времени и внимания отбирает текущая работа. Зато на тренинге я занят исключительно основной работой: постановкой целей и поиском путей их достижения.


Случайная стенограмма

Главный редактор Контрактов: Есть проблема взаимодействия. Итак, в чем проблема?

Начальник отдела сбыта: Давайте договоримся о регламенте.

Главный редактор Контрактов (экспрессивно): Я хочу решить проблемы ответственного секретаря.

Начальник отдела сбыта: Давайте думать по кругу.

Главный редактор Контрактов (еще экспрессивнее): Дайте слово ответственному секретарю!

Ответственный секретарь вдохновенно объясняет суть проблемы.

Начальник отдела сбыта (возмущенно): Так в чем проблема-то?

Ответственный секретарь: Не выполняется график.

Главный художник (радостно): Давайте расширять штат!

Начальник отдела сбыта (сосредоточенно): Давайте работать по сменам.

Неидентифицируемый голос 1: График? А он что, планируется?

Вступает PR-директор. Говорит долго и складно, часто упоминая слова «конкретно», «решим», «реально» и — под конец речи — «реклама»... Хочет продолжать еще, но уже никто не слушает.

Неидентифицируемый голос 2: Правильно! Во всем виновата реклама!

Главный редактор Контрактов (экспрессивно): О чем мы говорим?

Заместитель генерального директора (авторитетно): Нет плана, вот он и не соблюдается. Далее долго говорит о внутренних проблемах. Перебивать опасаются — видимо, уважают.

Главный редактор Контрактов (перебивая): О чем мы говорим?!

Заместитель генерального директора (обидевшись): А планы есть?

Все что-то обсуждают друг с другом.

Начальник отдела сбыта (громко): Мы надеемся на... (заглушают).

Начальник отдела сбыта (еще громче): Вспомните презентацию... (заглушают).

Начальник отдела сбыта (перекрикивая гул): Планы должны быть!

Ответственный секретарь: Планы есть!

Все изумленно затихают.

PR-директор воспользовавшись паузой, что-то долго говорит. Слышны слова «деньги, деньги...».

Заместитель генерального директора: Мы удаляемся от темы.

Главный редактор дайджеста «Контракты за месяц» (удивленно): А если не будем срывать планы, это решит проблему?

Всеобщее смятение.

Главный художник (удивленно): Как будем соблюдать? Давайте вводить внутреннюю валюту для штрафов и бонусов!

Заместитель генерального директора (сурово): Нет! Обычную гривню!

Начальник отдела сбыта: А если есть график или план, кто его согласует?

Главный художник: У меня нет своего плана.

Пауза. Все смотрят на него укоризненно.

Главный художник (опомнившись): Оперативного, то есть...

Начальник отдела маркетинга: Меня не волнуют проблемы графика верстки.

Главный художник: Давайте поговорим об этом!

Заместитель генерального директора главному художнику: Нарисуй что-нибудь.

Главный художник: О-о-о!!! Я давно хотел ЭТО нарисовать.

Что-то долго рисует на большом листе бумаги, разговаривая сам с собой. Слышно: «График... таблица... Ответственные...» Громко: «А здесь подпись — гендиректор!».

Главный редактор Контрактов: Такой план уже есть!

Главный художник: Что-то спешно объясняет, срывается и громко резюмирует: «виноват руководитель рейтинговой службы!».

Главный редактор Контрактов (возмущенно обращаясь к руководителю рейтинговой службы): Почему ты срываешь график? Ответь мне!!!

Руководитель рейтинговой службы, тихонько сидевший в углу, вздрагивает от неожиданности, быстро приходит в себя, пытается что-то ответить.

Начальник отдела сбыта: Меня не волнует график верстки!

Тренер (заинтересованно): Время на исходе. Позвольте узнать, к чему вы пришли?

Главный редактор дайджеста «Контракты за месяц»: Давайте попросим еще несколько минут?..

Стенографировал Михаил Захарко

Вы здесь:
вверх