логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Визитка все стерпит Мария БОНДАРЬ, фото Светланы СКРЯБИНОЙ - «Контракты» №37 Сентябрь 2005г.

Правильно обменяться визитками сложнее, чем орудовать столовыми приборами на званом ужине у английской королевы. Но чтобы произвести выгодное впечатление на буржуев-иностранцев, приходится идти на жертвы.


«Манеры и вкус важнее добродетели...». Это утверждение Оскара Уайльда спорно, но не лишено смысла. Возьмем, к примеру, визитку топ-менеджера одной из смелянских мебельных фабрик... Ничего себе карточка, бордовая, с золотым тиснением. Такие же, только черные, если верить управляющему партнеру консалтинговой компании «КИМО» Диане Щербанской, амстердамские представительницы древнейшей профессии оставляют своим клиентам. В общем, определенные выводы о визави (в частности — разбирается ли он в правилах этикета) можно сделать, глядя на его визитку. Кстати, далеко не все знают о том, что персональные визитные карточки не однотипны, а индикатором культуры бизнесмена является его умение обращаться со своими и чужими визитками.

Со свиданьицем

Пожалуй, самая распространенная ошибка тех, кто едва успел обзавестись визитной карточкой, — стремление поскорее вручить ее каждому, кто находится в поле зрения. Между тем, как утверждает бизнес-тренер компании Nordic Ирина Митрофанова, продавец, оказавшись в кабинете потенциального клиента, не должен проявлять инициативу и доставать визитку первым. Это, по словам эксперта, прерогатива хозяина офиса.

Если же он не предложил посетителю персональной карточки, гостю остается только оставить свою визитку у секретаря или позже передать ее через своего помощника. Если хозяин офиса решил обменяться карточками, а гостей оказалось несколько — первым его визитку должен получить старший по званию, если же должности посетителей равнозначны — старший по возрасту. В редких случаях, когда на встречу приходят одногодки одной статусной категории, действует правило, по которому первой визитку должна получить дама.

На встречах, проходящих вне офиса, первым визитку достает младший по званию или более молодой участник. Если собеседник не желает завязывать знакомство, он вправе ответить на инициативу представительской карточкой (которая, напомним, не содержит координат владельца). Ответная передача визитки обязательна для мужчины, а вот женщине деловой этикет позволяет просто поблагодарить собеседника.

Вручение рабочей карточки в фойе театра или за банкетным столом считается неприличным. Обмениваться карточками на улице также нежелательно. Впрочем, из этого правила, как и из любого другого, есть исключения. К примеру, встречающие зарубежных партнеров в аэропорту или на вокзале, оставляют им визитки на языке страны пребывания (или же двуязычные визитки), чтобы они, в случае чего, могли показать таксисту адрес офиса. Вручать иностранцам русско- или украиноязычные визитки за переговорным столом считается неприличным. Для таких встреч стоит заказать карточки на языке визави.

Обмен двусторонними визитками — норма делового общения в странах с несколькими государственными языками (Швейцария, Финляндия, Канада и т. д.). В Украине же норма — визитки, подписанные с одной стороны. Этим правилом пренебрегают, помимо вышесказанного, в случаях, когда:

— карточки предназначены для участия в международной конференции;

— партнер — международная компания, в которой приняты два или более рабочих языка.

Немногие из европейских бизнесменов заказывают визитки на языках китайских или индийских партнеров. Жителям экзотического Востока, приезжающим в Украину, как правило, достаются англоязычные карточки. Но предлагать такую визитку французу или немцу считается неприличным. «Мне довелось работать с одной из отечественных фирм, которую купила немецкая компания, — рассказывает Щербанская. — Однако руководство купленной фирмы так и не обзавелось немецкоязычными визитками. Отправляясь в командировку в Германию, директор взял с собой двусторонние визитки на русском и английском языках, чем, мягко говоря, несколько удивил новых собственников. Как правило, украинские бизнесмены заказывают англоязычные рабочие карточки и вручают их всем иностранным контрагентам, считая English — языком международного общения. В чем-то они правы, но в ряде стран, скажем, во Франции есть множество людей, недолюбливающих язык глобализации. Поэтому предпринимателям, стремящимся произвести благоприятное впечатление на партнера-европейца, рекомендую обзавестись визиткой на его языке».

Еще одно типичное нарушение делового этикета — пренебрежительное обращение с карточкой визави. Крайне нежелательно вертеть ее в руках во время разговора и уж совсем непозволительно гнуть, мять, сворачивать на глазах у хозяина или же делать какие-либо пометки на лицевой стороне. Нервничающим на переговорах психологи рекомендуют обзавестись четками: мол, лучше показаться экстравагантным, нежели невежливым. Торопливо прятать карточку в карман или визитницу также не стоит. Этикет предписывает вполголоса прочесть имя и должность визави, после чего положить визитку перед собой. Следуя этому нехитрому правилу, можно избежать неловких ситуаций, когда необходимо обратиться к собеседнику, но трудно вспомнить, как его зовут.

Вместо визита

Многих конфузов, произошедших из-за неуместного вручения своей или некорректного обращения с чужой визиткой, можно было избежать, воспользовавшись приемом заочной передачи карточек (незаслуженно забытым в Украине). Напомним, что персональные карточки можно передать адресату через ассистента, курьера или водителя. Отправка визитки почтой — грубейшее нарушение правил этикета. Проявлением особого уважения к адресату считается, если хозяин визитки привозит ее лично и оставляет у секретаря. В таких случаях принято загибать левый нижний угол карточки. Бизнесмены редко прибегают к такой форме обращения, но в дипломатической практике она широко распространена. Цель заочной передачи визитки обозначают сокращениями (франц.) черным карандашом в левой части визитки:

• p. r. — Pour remercier — выражение благодарности;

• p. f. — Pour feter — поздравление с национальным праздником;

• p. f. c. — Pour faire connaissance — выражение радости по поводу знакомства;

• p. f. N. A. — Pour feter Nouvel An — поздравление с Новым годом;

• p. p. c. — Pour prendre congre — прощание при окончательном отъезде (такую карточку принято отправить своим партнерам в стране пребывания, если нет возможности нанести прощальный визит);

• p. c. — Pour condoleance — выражение соболезнований;

• p. p. — Pour presenter — по случаю представления (если бизнесмен намерен заочно представить контрагенту третье лицо, он отсылает карточку с такой пометкой, вместе с визиткой протеже).

Заметим, что карточки с пометками p. r. и p. p. c. не требуют ответа. Тогда как от получившего визитку с пометками p. f. c., p. c. и p. f. ждут благодарственной карточки (с литерами p. r.), которую следует передать в течение суток. Адресат визитки с сокращением p. p. отвечает карточкой без пометок (причем получить ее должен не отправитель, а его протеже). Если ни одна из стандартных аббревиатур не соответствует случаю, допустимо сделать короткую надпись на языке страны пребывания. Текст пишут от руки в нижней части карточки. Обращение должно быть от третьего лица («поздравляет с именинами», «приглашает на чаепитие» и т. д.).

Мини-исследование Контрактов (опрошено около двадцати бизнесменов) показало, что для большинства из них правила передачи визитки — условность, которой можно пренебречь. Финансовые возможности потенциальных партнеров и выполнение договорных обязательств значат для предпринимателей куда больше, чем хорошие манеры (не говоря уже о добродетели). Тем не менее все респонденты выразили готовность следовать любым правилам, чтобы не отпугнуть культурных и перспективных контрагентов. Заметим в этой связи, что первое впечатление, произведенное при помощи стильной визитной карточки, можно запросто испортить дальнейшим поведением. А вот избавиться от ярлыка «нувориша», человеку, допустившему грубое нарушение этикета уже на этапе знакомства, будет довольно трудно.

Редакция благодарит комплекс «Немо» Шевченковского района Киева за содействие в организации съемки.

Карточки-носороги

Функции. Вредят имиджу владельца, настраивают против него партнеров, сведущих в нюансах этикета. Частично это компенсируется за счет использования персональной визитки как носителя коммерческой или политической рекламы.

Особенности оформления. No comment.

Рабочие карточки

Функции. Вручается потенциальным партнерам и клиентам перед началом деловых переговоров. Оставить такую карточку — значит дать право собеседнику пользоваться всеми указанными на ней координатами и контактами с 9.00 до 19.00.

Особенности оформления. Согласно этикету, на такой визитке не принято писать домашний адрес, телефон, регалии владельца, бесплатный e-mail, размещать более двух эмблем и логотипов, информацию рекламного содержания и т. д.

Семейная карточка

Функции. Ее оставляют устроителям приемов, коктейлей, чаепитий. Она заменяет личные визитки при знакомстве с замужними женщинами. Когда одна супружеская чета посещает другую, гости оставляют хозяевам две визитки: личную карточку супруга и семейную. Если замужняя женщина приходит в гости одна, по этикету она должна предоставить две семейные карточки и столько же получить взамен.

Особенности оформления. Указание координат — на усмотрение владельцев. Имя жены пишется перед именем мужа.

Представительская карточка

Функции. Используется в тех случаях, когда этикет требует предоставления визитной карточки, а сам владелец не намерен продолжать знакомство. Такие карточки часто оставляют секретарям, чтобы избежать ошибок при составлении документов. Представительские карточки кладут, к примеру, в букеты цветов, но лишь при условии, что у адресата есть личная, рабочая или официальная карточка отправителя.

Особенности оформления. Визитка не содержит координат владельца. Иногда на таких карточках указывают адрес его (ее) сайта.

Личная карточка

Функции. Крепится к подаркам, поздравлениям, благодарственным письмам и соболезнованиям. Дипломаты обмениваются такими карточками во время неофициальных визитов, подчеркивая, что они выступают как частные лица. В бизнесе личные визитки идут в ход во время неофициальных переговоров, обсуждения условий free lance, перспектив перехода сотрудника из одной компании в другую и т. д.

Особенности оформления. Все зависит от фантазии, чувства меры и вкуса владельца. Каноничная карточка содержит его (ее) ФИО и координаты.

Официальная карточка

Функции. Как правило, ее используют первые лица государств и главы дипломатических представительств. По прибытии в страну такие карточки отсылают должностным лицам, с которыми собираются встретиться.

Особенности оформления. Текст на такие визитки наносится курсивом. Размер больший, чем у других персональных карточек: некоторые официальные визитки сопоставимы по размеру с почтовыми открытками. Название дипломатического представительства пишется слева внизу (над адресом), а не в верхней части (как названия фирм на рабочих карточках).


ЭКСПЕРТиза

Галина ЛЕЛЕЧЕНКО, менеджер компании Start-полиграф

— Результаты исследований особенностей восприятия информации показывают, что люди начинают рассматривать визитку с верхнего левого угла, затем обозревают правый нижний угол, после чего их взгляд снова скользит вверх, задерживаясь в середине лишь в случае, если там есть привлекающие внимание детали. Соответственно, верхний левый угол рабочей визитки оптимален для размещения логотипа. Информация середины карточки должна быть оформлена крупным шрифтом (выделена цветом).

Стандартное расположение адреса и телефонов внизу и в середине допустимо, но можно сместить данный блок в правый нижний угол. Тогда визитка получится более сбалансированной для восприятия. Примечательно, что в странах с левосторонним движением транспорта принято указывать адрес в правом углу визитки, а в странах с правосторонним — в левом.

Желательно, чтобы текстовые элементы карточки были темными на светлом фоне. Стиль оформления должен быть строгим, без рамок и завитушек. Нормы делового этикета не рекомендуют использовать в качестве материала для изготовления пластмассу или кожу.

Лучше сосредоточиться на выборе бумаги. Она должна быть отменного качества, возможно, слегка тонирована. Карточки, имеющие глянцевую поверхность, изготовленные из пластика или ламинированной бумаги, не приемлемы, поскольку на них невозможно делать какие-либо записи. Нормы европейского делового этикета предполагают использование розового, голубого, белого фона и текста темно-коричневого, синего и черного цветов.

Шрифт визитных карточек нормами делового этикета строго не регламентируется и зависит от национальных особенностей. Он просто должен быть удобочитаемым. При использовании декоративных шрифтов легко перейти границу хорошего тона. Имя и фамилию принято выделять легко читаемым полужирным шрифтом немного большего размера, чем основное содержание визитки.

Размер имеет значение

Типичная персональная визитка представляет собой прямоугольник из не очень плотного картона размером 50х90 мм, а в случае с женщинами (супругами, а не должностными лицами) — 40х80 мм. Топ-менеджеры могут использовать карточки размером 60х90 мм, карточки их жен в этом случае должны быть по длине и ширине на 10 мм меньше.

Исключение составляют визитки жен британских топ-менеджеров — их карточки на 10 мм кв. больше. Визитная карточка молодой девушки может быть еще меньше — 70х35 мм. Последний писк моды — визитки в виде мини диска. Вставляешь диск в компьютер — и... получаешь полную информацию о человеке. Такой визиткой, к примеру, пользуется Жириновский, руководители крупных компьютерных компаний и т. д.

Не совсем нормально стремление владельцев втиснуть в визитку-малютку как можно больше информации (эмблем, символов, товарных знаков, фотографий, гербов и т. п.). Двух цветов (черный + любой другой) вполне достаточно для оформления карточки. Пестрые визитки делают только работники, использующие их для рекламы своего салона, магазина, клуба. Цветные визитки с рисунками подходят дизайнерам, модельерам и представителям других творческих профессий. В остальном использование цветной бумаги для изготовления визитки оправдано в том случае, если цвет — неотъемлемая часть корпоративного стиля.

По данным компании Start-полиграф

Эволюция визиток

ІІ в. н.э. — китайцы прикрепляют небольшие листки рисовой бумаги или лоскутки шелка с указанием имени дарителя к подаркам влиятельным чиновникам. На них же пишут пожелания и комплименты адресату.

XVI в. — персональными визитками обмениваются жители Венеции и Флоренции.

XVIІ в. — придворные французского короля Людовика XIV пользуются «визитными билетами». А точнее — игральными картами, на которых указано имя владельца. Позже их заменят маленькие гравюры и открытки.

1731 г. — древнейшая рукописная визитка Европы, дошедшая до наших дней, изготовлена во Флоренции.

1786 г. — изготовлена первая печатная визитка, сохранившаяся до наших дней.

XVIIІ в. — в лучших домах Европы ставят подносы, на которых гости оставляют свои карточки. Модным украшением прихожей становится чучело медведя, держащего такой поднос на вытянутых лапах. Собственные визитки хранят в резных и инкрустированных коробочках из фарфора, серебра или золота, чужие — в специальных альбомах.

1854 г. — парижанин Андре Диздери изобретает фотоаппарат, дающий возможность печатать до 16 одинаковых изображений на одном листе.

XIX в. — дизайн визиток становится все более лаконичным. Вензеля и затейливые картинки выходят из моды. Стильным украшением считается необычный шрифт. В Петербурге «Общество св. Евгении» зарабатывает деньги на производстве заготовок для визиток. Указание адреса владельца становится обязательным элементом оформления мужской карточки, на дамских адреса не печатают.

Начало ХХ в. — возрождение визиток с надписями и рисунками ручной работы. Имена владельцев пишут орешниковыми чернилами, приобретающими бронзовый цвет после нанесения на бумагу. В России разработкой светских визиток занимаются известные художники — Лев Бакст и Александр Бенуа.

1907 г. — предприимчивый одессит Мирон Поросюк издает «Иллюстрированный прейскурант визитных карточек и свадебных билетов», содержащий более 50 видов визиток с указанием их цены и подробным описанием.

1917-1991 гг. — визитки исчезают из обихода советских граждан. Ими пользуются лишь дипломаты и первые лица государства. Манере писать фамилию перед именем и отчеством, выработанной десятилетиями, иностранцы искренне удивляются до сих пор.

ХХІ в. — визитками обзаводятся все кому не лень. О правилах оформления карточек и обращения с ними знают немногие.

Истории

Визитка Аладдина

Лилия ГОРЕЛАЯ, директор агентства OS Direct

— В ходе одной из первых конференций по политическому PR, проводимых в Украине, я познакомилась с потенциальным партнером и вручила ему последнюю визитку из тех, что взяла с собой. «Можете загадать желание, это последняя», — предложила я в шутку, чтобы сделать беседу более непринужденной. Мы договорились встретиться, чтобы обсудить перспективы сотрудничества, и разошлись, согласно формату конференции, по разным группам.

Прошло чуть больше часа и человек, которому досталась моя последняя карточка, подбежал ко мне, явно изменившись в лице. Он сбивчиво повторял слова благодарности, долго тряс меня за руку и чему-то радовался от души. Как выяснилось — желание, загаданное «на визитке», сбылось и принесло ему выгодный контракт.

Прямо в плавках

Ирина МИТРОФАНОВА, бизнес-тренер группы компаний NORDIC

— Американец, приезжавший в Украину по делам, рассказал мне о том, как познакомился с японским бизнесменом в бассейне одной из гостиниц. Выходя из воды, японец неизвестно откуда извлек пластиковую непромокаемую визитку и протянул ее новому приятелю. Это шокировало моего собеседника. Во-первых, бассейн находился под открытым небом, т. е. карточку бизнесмен получил не в помещении, как того требует этикет.

Во-вторых, использование пластиковых визиток само по себе считается нарушением неписаных правил. В-третьих, американец был лишен возможности предоставить визитку сам. Впрочем, японец настолько заинтересовал американца, что тот все-таки взял визитку и, как оказалось, не зря — знакомство оказалось полезным.

Контракты №37 / 2005


Вы здесь:
вверх