логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Обнуление кадров Владимир ЗОЛОТОРЕВ - «Контракты» №38 Сентябрь 2005г.

Смерть старого правительства может привести к рождению новой оппозиции и формированию Кабмина минимум на год.


Нельзя сказать, что ушедшая команда была командой единомышленников. Правительство являлось коалицией победителей, а сама эта коалиция — вынужденный результат выборов, когда сплотились все, кто был против Януковича. Политические взгляды (у кого они были) в такой ситуации не имели большого значения, целью являлось достижение результата. Ну а после того, как результат был достигнут, пришлось расплачиваться за него разношерстной коалицией. Нельзя также назвать отставников и «соратниками по борьбе», некой группой, приложившей личные усилия для свержения «преступного режима».

Если бы такая группа действительно существовала, ее уход был бы досадным, так как команда людей, прошедших вместе «огонь, воду и медные трубы» действительно представляет собой большую менеджерскую ценность. В нашем же случае — большинство «борцов» просто воспользовались народным возмущением, а так, вообще-то, уже были готовы сдаваться Януковичу.

Но суть проблемы даже не в этом, а в том, что у новой власти очень небольшой кадровый запас. И министры, особенно чиновники на местах, набирались из рядов прежней власти. Поэтому никакие таинственные «духи Майдана» не исчезнут с уходом чиновников, поскольку, как они не имели отношения к Майдану, будучи в правительстве, так и не будут иметь, покинув его.

Мотивы президента

Можно, конечно, искать скрытый смысл в том, что Виктор Ющенко не ограничился отставкой действующих лиц коррупционного скандала, и возможно, он там есть. Однако любые сценарии перевешиваются простым фактом — впервые в истории украинский президент поступил в такой ситуации, как политик, то есть проявил именно те качества, которые являются важнейшими для работы президентом. Кроме того, обвинения Зинченко позволили Ющенко «обнулить» ситуацию в правительстве, которая, вспомним, была достаточно непростой. В отставку отправились не просто чиновники, а конфликты, которые они успели организовать за короткий отрезок времени.

Вполне естественно, что сейчас наблюдаются попытки «отката» к ситуации, которая была до отставки. Ходоки осаждают Ющенко денно и нощно, подает в суд Порошенко, говорят, что не покинет своей должности Третьяков. Снова наблюдается практика, существовавшая при Кучме, когда политическую ответственность сознательно путают с административной и уголовной. Так Святослав Пискун заявил о том, что Зинченко представил в прокуратуру «только заявление» о коррупции. Собственно, не понятно, что еще мог представить Зинченко.

Дело прокуратуры — расследовать факты, а не давать комментарии. На политиков не распространяется правило «не пойман — не вор». Если прозвучали обвинения в коррупции, причем не от дяди Васи (в этом случае прокуратура как раз и нужна), а от высокопоставленного должностного лица, и к тому же прозвучали они вместе с заявлением об отставке, выход один — обвиняемый должен уйти, независимо от того, виноват он юридически или нет. Так работает механизм политической ответственности и запустить его в ход для Украины куда важнее, чем защищать чью-то сомнительную честь и достоинство.

Что дальше?

Виктор Ющенко как политик, казалось бы, ничего не выиграл от скандала. Теперь его шансы легко получить большинство в новой ВР достаточно сомнительны. Союзники в лице Тимошенко больше таковыми не являются, «большой блок» с участием Нашей Украины, БЮТ и партии Литвина — под большим сомнением, вернее, теперь нужно каким-то образом загнать туда Литвина.

Опять-таки, повышение проходного барьера для партий, которое могло бы помочь НУ, становится маловероятным. Есть запасной вариант — манипуляции с политреформой, которые бы позволили вообще снять проблему будущих выборов. Честно говоря, политически приемлемых махинаций, которые можно было бы провести, сохранив честь мундира, не видно. Почему-то в разговорах на эту тему упоминается Конституционный Суд, но ведь он уже дал одно заключение (положительное) по этому вопросу. Всякого рода референдумы и другие антиконституционные действия, изобретенные, между прочим, Александром Зинченко, трудно осуществимы и совсем уж не укладываются в рамки приличий.

Обобщая проблематику, можно сказать, что любые действия, направленные на манипуляцию правилами игры накануне выборов повредят Виктору Ющенко. Ситуация будет выглядеть следующим образом: Ющенко разогнал своих соратников, чтобы окончательно узурпировать власть.

Переформатирование оппозиции

У Тимошенко нет другого выхода, кроме как идти на выборы в оппозиции. Оппозиция может быть разной, но теперь трудно себе представить блок Тимошенко и Ющенко. В принципе, существует вариант, когда обе партии заявляют, что будут формировать большинство вместе, но на выборах выступают отдельно. Если он будет реализован, то можно будет сказать, что украинская политика выросла на голову, ну а пока что перспективы объединения, в котором нет общего избирательного списка, весьма сомнительны.

Появление бесхозных политиков, уволенных президентом, конечно, повлияет на состав оппозиции, но не очень сильно. Тимошенко — самодостаточная и амбициозная фигура для того, чтобы объединяться с кем-то из нынешних оппозиционеров. Да и людям вроде того же Зинченко или Терехина с Пинзеником никак не по пути с Януковичем. Кстати, именно в этих, скажем так, «послереволюционных» кадрах сосредоточен определенный потенциал. Партию они уже создать не смогут, а вот усилить некоторые списки — вполне. Так что в стране может наконец-то появиться некое подобие цивилизованной оппозиции, а не только популисты вроде Януковича или Тимошенко.

Правительство

Интересно, что теоретически существует возможность провернуть операцию с целью сделать правительство Еханурова неприкосновенным на год. Дело в том, что Конституция предусматривает обязательную отставку правительства после президентских выборов, но в ней ничего не говорится о том, как себя вести после выборов парламентских.

То есть если до выборов удастся утвердить Кабинет и принять его программу, он может сохраниться и после выборов. Логика политреформы, которая вступит в силу после нового года, предусматривает формирование Кабинета большинством, и понятно, что это большинство будет не таким, как сейчас. Но это — логика.

А в политике действует не логика, а интересы. Возникает нешуточный соблазн отложить вопрос о новом — послевыборном — премьере на как можно более длительный срок. Принятием программы правительства можно шантажировать и им можно торговать. Важным в такой ситуации является то, что никто не знает, как будет выглядеть Конституция после реформы. Любое положение Основного Закона может быть поставлено под сомнение и предложена своя трактовка, так что очевидная, казалось бы, вещь — правительство должно уйти после избрания нового парламента — вполне может быть преподнесена как неочевидная.

Что же касается самого правительства, то его «техническое» подвешенное состояние — находка для экономики. Известно, что лучшее правительство — это то, которое не мешает. А для Украины это правило верно вдвойне.

Контракты №38 / 2005


Вы здесь:
вверх