логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Грузовик-затейник Вадим КУЛЬПИНОВ, фото Александра БОРТНИЧУКА - «Контракты» №42 Октябрь 2005г.

Новый грузовик Hyundai HD72 имеет все шансы завоевать рынок городских грузовиков для малого и среднего бизнеса


Для ремонта можно позвать целую
бригаду слесарей — места всем хватит

Помню, в школьные годы я мечтал работать шофером. А папа хотел, чтобы я стал инженером. Выучившись на инженера, я несколько лет проработал водителем за рулем собственных жигулей. Кстати, и сам родитель, заслышав однажды басовитый, вибрирующий свист турбины тяжелого грузовика, заметил между делом, что не прочь бросить все и хоть сейчас погнать такую махину куда-нибудь в Кострому, Неаполь или на худой конец в Конотоп.

Мечта моего детства сбылась буквально на днях — я водил настоящий грузовик. Конечно, не тридцатитонную фуру, на такое я бы никогда не отважился. Мне предложили тестировать Hyundai HD72, который не так давно пополнил парк машин нашего издательства.

С формальной точки зрения, садиться за руль такой машины мне не положено, поскольку HD72 — грузовик средней весовой категории, полной массой 7,2 тонны. Признаюсь, что в моем водительском удостоверении открыта лишь категория В, позволяющая пилотировать некоторые виды транспорта не тяжелее 3,5 тонн. Кроме того, до сих пор у меня не было опыта эксплуатации подобной техники: только голое желание попробовать себя в качестве настоящего, а не «легкового» водителя.

Я без труда нашел выход: пусть на тест-драйве присутствует профессиональный водитель, который выступит в качестве инструктора, а я сяду за руль как стажер. С определенной натяжкой и несколькими допущениями можно сказать, что мы не нарушили правил движения. Стажер, он и есть стажер, что с него взять.

Если партия скажет

Для полного ощущения реальности, я не стал кататься по городу просто так, без определенной цели и смысла, как это принято при тестировании легковушек. Грузовик не любит праздности, это транспорт особого рода, созданный для езды (нет, не езды — следования) по заранее продуманным маршрутам, причем обязательно по каким-нибудь очень важным делам. Посему мы с редакционным водителем Николаем ранним утром отправились в типографию за тиражом Контрактов.

Отличное, стоит заметить, сочетание времени и маршрута. Во-первых, доставка тиража, вне всякого сомнения, дело первостепенной важности, а во-вторых, на дорогах в этот час просторно, а большинство бдительных гаишников еще только собираются на работу.

Итак, за руль. Кресло водителя расположено непривычно высоко, но сидеть удобно. С водительского места открывается такой обзор, что, казалось бы, можно не вставая заглянуть под передние колеса. Зеркала заднего вида информируют водителя не только о том, что происходит сзади и сбоку автомобиля, можно увидеть, как припаркована машина, насколько близко колеса отстоят от бровки или других препятствий.

Несмотря на то что рулевая колонка разделяет педальный блок на две части, все три педали расположены в пределах непосредственной досягаемости, что называется, под руками. В какой-то момент мне показалось, что рычаг переключения передач находится далековато от водителя, но это, возможно, с непривычки.

В целом рабочее место водителя организовано с учетом всех требований эргономики. Регулируемая рулевая колонка, уместные подлокотники, изогнутая приборная панель и прекрасный обзор создают ощущение уверенности даже у новичка. Во всяком случае, едва я сел за баранку, стало ясно: сейчас поведу эту машину, и все будет хорошо.

Ехать подано

Двигатель ожил, и под его мерный рокот меня охватило приятное волнение. Первая передача, сцепление, пошел! Кстати, вопреки ожиданиям инструктора, машина тронулась без свойственных начинающим водителям толчков и рывков. Во-первых, я не так уж зелен, а во-вторых, эта машина не склонна к послестартовым судорогам, как известные траки советского производства, которые почему-то трясутся на старте, словно у них припадки.

Памятуя об особенностях вождения габаритного транспорта, наскоро втолкованных наставником, я очень медленно, соблюдая все предосторожности, выруливаю со двора. Пока получается.

Кстати, тем, кто только собирается за руль такого грузовика, наверняка будет интересно, что Hyundai HD72 оснащен пятиступенчатой коробкой передач, причем, по определению Николая Николаевича, первые три передачи — толчковые, предназначенные лишь для того, чтобы тронуть груженую машину с места и придать ей минимальное ускорение. В отличие от легковушки их нужно быстро чередовать, чтобы не перенапрягать мотор при разгоне.

На первый взгляд может показаться, что траектории движения рычага коробки передач не совпадают с привычной системой переключений, принятой в большинстве легковых машин: здесь первая передача включается перемещением рычага к себе и назад (а не к себе и вперед, как хотелось бы). Однако в этом грузовике первая передача считается максимально пониженной и предназначена для начала движения на предельно загруженной машине в тяжелых дорожных условиях. В штатных ситуациях удобнее трогаться со второй передачи (рычаг на себя и вперед), которая по эффективности не уступает первой. Тогда все последующие переключения скоростей будут совпадать с привычной системой.

Для удобства пользователя на шкале тахометра нанесен предельно внятный зеленый сектор. Едва стрелка оказалась на его территории — пора переключать скорость. Разогнав машину до 40-50 км/ч, самое время включать четвертую передачу, а уже на шестидесяти — пятую. Тем, кто привык к «длинным передачам» в легковых автомобилях, придется потратить время на адаптацию, поскольку их силовые агрегаты работают совсем на других режимах. Для сравнения, моя Ауди 100 хорошо воспринимает третью передачу на скорости не ниже 50-60 км/ч.

Чтобы не ошибиться с переключениями в Hyundai HD72, удобно ориентироваться на тахометр и звук мотора. Продуманные шкалы приборов и отменная эргономика позволяют буквально с первых метров подобрать оптимальные условия движения и эффективно ускоряться, не перегружая двигатель.

Диалог о вечном

— Отличная машина, — говорит мой наставник, убедившись, что поворот на ул. Мечникова выполнен успешно. — Поездив на Мерседесе и Ивеко, я понял, что сейчас Hyundai — это лучший вариант по цене, качеству, надежности удобству пользования.

— Интересно, будет ли эта машина так же радовать через пять-семь лет? — интересуюсь я, попутно вспоминая траекторию включения следующей передачи.

— А что ей сделается? Здесь рама, как в советском ГАЗ 53, то есть вечная. Остальное — приходящее... — философствует водитель. — Была бы основа, а любую деталь можно заменить и ехать дальше.

Кстати, чтобы «приходящее» сделать более вечным, водителю пришлось немало потрудиться. Например, Николай обработал кабину специальной антикоррозийной мастикой и навесил резиновые грязеотбойники между колесными арками и моторным отсеком, чтобы влага и грязь из-под колес не летели на двигатель. Странно, но производитель не предусмотрел защиту силового агрегата от дорожной пыли и слякоти.

Однако сам двигатель удался. Я убедился в этом, едва мы повернули с ул. Мечникова на Кловский спуск и стали подниматься в гору. Еще не привыкнув к машине, я покосился на рычаг, готовясь переключить скорость, как только почувствую, что двигателю тяжело тащить машину вверх. Однако передачи пришлось не понижать, а наоборот, повышать. Уже в середине затяжного подъема я включил третью скорость, а к концу уклона можно было включить и четвертую, но нам пришлось остановиться на светофоре.

Еще больше я подивился «тяговитости» агрегата на обратном пути, когда с двумя тоннами груза мы без труда преодолели невыносимо длинный подъем от казино FREEДOM до станции метро «Дорогожичи» на пятой (!) передаче. По ходу обогнали несколько надрывающихся легковушек, советского, правда, происхождения. Если бы мне рассказали эту историю — ни за что не поверил бы. Теперь знаю: есть такая техника, живет и побеждает. Сомневающиеся пусть пробуют прокатиться сами или расспросят водителей. Уверен, кто ездил на Hyundai HD72 не только подтвердит мои слова, но и приведет десяток других примеров героической работы дизелей серии D4.

Сверху вниз

Hyundai удивляет не только на подъеме. На некоторых спусках острые ощущения гарантированы. Я в этом убедился, спустившись по крутому спуску от Печерской лавры до проспекта Дружбы Народов. Из высокой кабины грузовика уклон показался мне гораздо круче, чем есть на самом деле. Двигаясь по склону, меня не покидало ощущение, будто грузовик едет почти вертикально вниз, а я в любой момент могу соскользнуть с сиденья и через лобовое стекло вывалиться прямо на асфальт. Николай Николаевич, кажется, даже не понял, почему меня так впечатлил спуск:

— Зато дорогу хорошо видно, — комментирует мой инструктор, а я в спешном порядке нащупываю клавишу электростеклоподъемника, чтобы пошире открыть окно и вдохнуть свежий воздух. Нужная клавиша расположена точно под рукой, как в любом современном седане: отрываешь левую руку от руля и сразу нащупываешь ту самую кнопку.

Помимо прочего, в нашей версии слева от руля на торпеде располагается массивная клавиша со схематическим изображением двигателя. «А это что за кнопка такая?» — спрашиваю у наставника, стараясь переключиться на другую тему.

— В этой модели предусмотрен предпусковой электроподогрев системы впрыска топлива. Очень эффективно зимой, когда из-за мороза двигатель может плохо запускаться.

«Круто», — подумал было я, но тут же выяснилось, что электроподогрев зеркал в этой машине не предусмотрен, что значительно ухудшает обзор в сырую или просто холодную погоду.

Впрочем, версии без электроподогрева и прочих полезных устройств можно доукомплектовать в процессе эксплуатации. На комбинации приборов предусмотрено не меньше 12 мест, где можно расположить включатели всевозможных устройств и дополнительного оборудования. Главное — не перестараться, чтобы машина не потеряла гарантию.

Мелочи жизни

Помимо основных органов управления, на торпеде расположено множество всевозможных кнопок и переключателей. Особое внимание заслуживают подрульные переключатели, позволяющие управлять светом, стеклоочистителями и даже регулировать частоту их срабатывания. Словом, все как в современной импортной легковушке.

Есть, правда, ряд существенных отличий. Например, бортовая сеть Hyundai HD72 рассчитана на 24 вольта, вместо 12, как у подавляющего большинства легковых автомобилей. Электропитание при запуске двигателя обеспечивают два увесистых аккумулятора, которые почему-то закреплены снаружи, а не внутри машины. Следовательно, батареи совершенно не защищены от посягательств деструктивных личностей, которые могут попытаться похитить две отличные и очень недешевые батареи, а так же от холода, что может послужить причиной их ускоренного саморазряда. Впрочем, с точки зрения безопасности, очень даже неплохо, что аккумуляторы вынесены за борт, жаль только, что они слабо защищены от холода и злоумышленников.

Зато разработчики позаботились о том, чтобы водитель мог проверять уровень тормозной жидкости, не заглядывая в моторный отсек. Чтобы убедиться в герметичности гидросистемы достаточно открыть водительскую дверь и снять декоративную крышечку, расположенную на левом торце торпеды. Под ней — ниша с расширительным бачком главного тормозного цилиндра. Мельком взглянув на полупрозрачную емкость и убедившись, что уровень «тормозухи» в норме — можно ехать дальше.

С чем приходится работать

Технические характеристики Hyundai HD72
Тип — шасси с кузовом-фургоном
Колесная база, мм 3735
Радиус разворота, м 6,4
Грузоподъемность, кг 3500
Полная масса, кг 7200
Бак, л 100
Двигатель
Марка D4DB
Объем, см куб. 3907
Мощность, л. с./об/мин 130/2900
Макс. кр. момент, Нм/об/мин 363/1600
Трансмиссия
Тип привода задний
КПП мех., 5-ст.
Ходовая часть
Подвеска передн./задн. завис. рессорн./завис. рессорн.
Тормоза передн./задн. диск./бараб.
Шины 7.50 R16
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч 106
Средний расход, л/100 км 15-18
Периодичность ТО 10 тыс. км
Стоимость ТО от 750 грн


Субъективная оценка

Минус

1 Отсутствует подогрев зеркал.

2 Неудобно выходить из машины (впрочем, это касается всех грузовиков данного типа).

3 Поручень на правой стойке частично закрывает обзор через правое зеркало. Если пассажир во время движения будет держаться за эту ручку, обзор еще ухудшится.

4 Рулевая колонка несколько ограничивает движения водителя, мешая подготовиться к выходу из кабины.

Плюс

1 Мощный и вместе с тем экономичный мотор.

2 Легкость управления.

3 Комфорт и простор в кабине водителя. Тряска и вибрации сопоставимы с дизельной легковушкой.

4 Информативные приборы,

в частности, тахометр с внятной зеленой зоной, помогающий своевременно переключать передачи.

5 Удобные мелочи, вроде регулируемой рулевой колонки и возможности менять частоту срабатывания стеклоочистителя.

6 Свободный доступ к любой части силового агрегата.

7 Возможность начинать движение со второй передачи. В этом случае траектория движения рычага аналогична большинству легковушек.

Контракты №42 / 2005
Вы здесь:
вверх