логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
И будет вам счастье Константин Смирнов - «Контракты» №42 Октябрь 2005г.

Власти к 2013 году хотят снизить все основные налоги. Хотят, но не могут: красивый механизм налоговой реформы, в лучшем случае, так и останется проектом, а в худшем — превратится в жесткую фискальную систему


На прошлой неделе рабочая группа под руководством советника и представителя президента в Кабмине Владимира Ланового вынесла на суд общественности Концепцию реформирования налоговой системы в Украине. О том, что Украине нужна налоговая реформа, знают даже дети. Разговоры о необходимости переделки механизма по сбору налогов длятся почти восемь лет. Все, чего удалось добиться за это время в процессе хаотической борьбы за наполнение бюджета — снижение ставок налога на прибыль предприятий с 30 до 25% и налога с доходов физических лиц — до 13% (с 1 января 2006 г. — 15%).

Нынешний проект — это попытка разработать долгосрочную стратегию (на 2007-2013 гг.) развития экономики, базирующуюся на постепенном снижении ставок основных налогов (налог на прибыль, НДС, налог с доходов физлиц) и сокращении размера начислений на фонд оплаты труда. Что, в конечном счете, должно привести к улучшению жизни простого украинца. Однако неубедительность расчетов и расхождение во взглядах на реформу налогообложения Минфина, ГНАУ, предпринимательского лобби и научных консультантов правительства не позволяет надеяться на скорую налоговую реформу. Зато ход мысли некоторых чиновников и экспертов, предлагающих максимально переложить налоговую нагрузку на плечи рядовых граждан, не может не настораживать.

Кому это надо

Несмотря на количество авторов Концепции, среди которых значится немало экспертов, настоящее авторство приписывается именно руководителю рабочей группы при Секретариате президента, доктору экономических наук Владимиру Лановому. Поэтому неудивительно, что именно ему выпала честь представлять новую идеологию налоговой реформы. Владимир Тимофеевич объяснил, что без радикального изменения существующей ныне «пагубной налоговой системы» с «самой большой налоговой нагрузкой в мире» Украине никогда не выбраться из кризиса. Поэтому надо действовать четко, системно и, главное, быстро.

Собственно, презентация Концепции и нужна была для того, чтобы получить ее формальное одобрение со стороны предпринимательской общественности и чиновников профильных ведомств. Это позволит приступить к следующему этапу реализации реформ. Согласно поручению президента (№ 1-1/953 от 13 сентября 2005 г.), Секретариат президента и Кабинет Министров Украины должны создать межведомственную комиссию по разработке направлений реализации налоговой реформы в Украине.

Ее структура, организация работы и т. п. станут предметом обсуждения следующего круглого стола. Теоретически в работе комиссии может принять участие неограниченное количество экспертов, консультантов, общественников и т. п. Достаточно изъявить такое желание в Совете предпринимателей при КМУ или Секретариате президента. Апофеозом титанического труда экспертов, включенных в состав комиссии, станет указ президента, которым в декабре будут утверждены основные этапы проведения налоговой реформы.

Пока же эскиз грядущих перемен выглядит следующим образом. В течение семи лет, к 2013 году, налог на прибыль предприятий должен быть снижен с 25% до 10%, НДС — с 20% до 12%, а социальные взносы — с 37% до 25% (см. Налоговый рай). В среднем каждый год налоговые ставки должны снижаться на 1-2%. Одновременно со снижением ставки налога с дохода физлиц предлагается ее дифференциация в зависимости от уровня дохода и способа его получения (см. Ставкой по жизни). Это решение мотивируется тем, что получение дохода от выигрыша или обретения наследства связано с гораздо меньшими трудозатратами, нежели при получении платы за выполненную работу.

Компенсировать потери бюджета от снижения ставок предлагается за счет введения налога на недвижимость (ставка не определена, но есть предложения сделать ее на уровне 0,5% от рыночной стоимости недвижимости). Кроме того, для улучшения финансовой ситуации в регионах (в первую очередь, депрессивных) по замыслу авторов Концепции следует увеличить количество налогов, собираемых централизованно, одновременно увеличив долю средств, остающуюся в распоряжении местных бюджетов.

А вместо так называемых нормативов выравнивания, посредством которых сейчас перераспределяются деньги для местных бюджетов, ввести специальный фонд субвенций — для трансфертов исключительно депрессивным регионам. Кстати, эта идея уже отчасти начала воплощаться в жизнь. Президент подписал Закон «О стимулировании развития регионов» и заявил о необходимости создания национального финансового резерва для преодоления возможных рыночных проблем.

Революционная целесообразность

Для реализации концепции на практике, по мнению ее авторов, нужно совсем немного: только активные и, главное, планомерные усилия правительства по усовершенствованию действующих налоговых норм. Это, по замыслу реформаторов, даст возможность доработать Налоговый кодекс, куда и войдут данные налоговые изменения.

Читая Концепцию, нельзя отделаться от ощущения, будто вникаешь в суть революционного манифеста, клеймящего позором ненавистный строй. Оказывается, налоговая система Украины — это и «высокий частокол между властью и народом», и «средство угнетения плательщиков налогов», она несправедлива «по отношению к абсолютному большинству граждан Украины».

По оценкам Владимира Ланового, общая налоговая нагрузка на экономику составляет 83,5% от ВВП, в том числе за счет того, что население тратит 62% своих доходов (20,2% от ВВП) на уплату косвенных налогов и на социальные отчисления. Причем на долю непрямых налогов приходится три четверти всех платежей. Методология расчетов, несмотря на неоднократные попытки участников обсуждения в ней разобраться, так и осталась загадкой даже для представителей Минфина.

Между тем, по данным замминистра финансов Василия Регурецкого, действительная налоговая нагрузка составляет около 30% ВВП. Примерно те же цифры приводит и директор Института экономического прогнозирования НАНУ Валерий Геец (31,6% ВВП в 2004 г.), который в своей аналитической записке отмечает, что в Концепции отсутствуют необходимые расчеты налоговой нагрузки: «Мы не можем установить, в чем их ошибочность, но то, что они сделаны с ошибками, не вызывает сомнений».

Но, как и в любых революционных идеях, здесь реальность цифр не главное. Главное — впечатление, которое они должны произвести. Лозунг «снизим за 7 лет налог на прибыль до 10%!», по сути, ничем не отличается от более ранних сочинений типа «через 20 лет советские граждане будут жить при коммунизме!» или «к 2000 году каждая советская семья будет жить в отдельной квартире». Здесь главное слово БУДЕТ, а не цифры, которые его окружают.

Согласно Концепции, за 7 лет реформ реальный ВВП Украины может увеличиться в 2,3 раза, а номинальный — достичь 1500 млрд грн. И это еще «минимальные показатели», считает Владимир Лановой. Столь ошеломляющие результаты будут достигнуты благодаря факторам, которые «будут возбуждены налоговой реформой», и за счет «максимизации широты базы налогообложения». Комментарии, как говорится, излишни.

Что в итоге

Несмотря на очевидные просчеты в подготовке Концепции, большинство экспертов, принимавших участие в обсуждении, соглашаются с необходимостью разработки такого документа. Однако пока не известно, какую цену государство готово заплатить за реформу, учитывая, что радикальное снижение налоговых ставок поначалу приведет к неизбежному сокращению доходов бюджета. Скажем, снижение ЕСН на 2%, по оценкам зампреда ГНАУ Сергея Лекаря, обойдется в 6 млрд грн.

Эксперты центра социально-экономических исследований CASE Украина, проанализировавшие документ, считают, что идеальная налоговая система не должна карать или стимулировать, а призвана выполнять лишь фискальную функцию, т. е. быть нейтральной по отношению к налогоплательщику. Бывший зампред ГНАУ, а ныне народный депутат Николай Катеринчук, уверен в прямо противоположном.

Нынешнее же руководство ГНАУ считает Концепцию нереальной, но соглашается на дифференциацию налога с доходов физических лиц и предлагает переложить расчеты по налоговому кредиту на плечи бухгалтерии предприятия. Минфин, обеспокоенный расходами бюджета, предлагает сосредоточиться на непрямых налогах и ввести налогообложение недвижимости.

Отдельные представители бизнес-структур (преимущественно иностранного происхождения) тоже требуют перенести основную налоговую нагрузку на потребление, т. е. на рядовых граждан. Но штука в том, что от снижения косвенных налогов, которыми так обеспокоены авторы Концепции, в первую очередь выиграют производители, а не потребители. Как показывает практика, цены на товары и услуги останутся на том же уровне, зато вырастут доходы производителя за счет уменьшения доли акцизов и НДС в цене товара. Неувязочка получается и со снижением ставки НДС до 12%, поскольку, согласно Шестой директиве ЕС, ставка этого налога не может быть ниже 15% (по такой ставке НДС взимается лишь на Кипре и Мальте).

Так что, скорее всего, новую налоговую реформу постигнет участь ее предшественниц, и она канет в Лету под аккомпанемент обсуждения на очередном круглом столе.

Налоговый рай

Снижение ставок основных налогов в 2007-2013 гг.
  2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Налог на прибыль 25,0 22,0 19,0 16,0 13,0 10,0 10,0 10,0
НДС 20,0 19,0 18,0 17,0 16,0 14,0 12,0 12,0
Налог с доходов физлиц 15,0 14,0 13,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0
Единый социальный взнос 37,0 36,0 35,0 33,0 31,0 29,0 27,0 25,0

Ставкой по жизни

Динамика снижения ставок налога с доходов физлиц и его дифференциация по уровню и видам дохода
Ставка налога, %
Группы плательщиков 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Доход < 120% прожиточного минимума 15,0 13,0 11,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0
Доход 120% прожиточного минимума 15,0 14,0 13,0 12,0 12,0 12,0 12,0 12,0
Доходы от выигрышей, дарения, наследования, ренты 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0


Юлия ТИМОШЕНКО, премьер-министр Украины

Первое, что я сделала, когда пришла в правительство, заказала налоговой администрации рассчитать поступления в бюджет, когда будет только несколько налогов... Там нет НДС и налога на фонд заработной платы... Я всеми фибрами своей души ненавижу НДС.

Из выступления на форуме

«Власть и бизнес — партнеры» 11 марта 2005 г.

Николай АЗАРОВ, первый вице-премьер министр Украины

У нас разрабатывается целый комплекс различных новшеств, которые будут продолжать налоговую реформу... Конечно, мы и в следующем году планируем снижать налоговую нагрузку на наших налогоплательщиков — это основное направление налоговой реформы.

Из заявления прессе 30 декабря 2003 г.

Виктор ЮЩЕНКО, экс-премьер-министр

Думаю, дискуссия о создании «малого» Налогового кодекса навязана неудачно. Нецелесообразны также разговоры, в частности, правительственных чиновников по поводу снижения налогового давления на хозяйственные структуры. Этого, безусловно, не следует делать в год проведения парламентских выборов (2002. — Прим. ред.).

Из интервью агентству ИНТЕРФАКС-УКРАИНА 16 июля 2001 г.

Анатолий КИНАХ, премьер-министр

Нам крайне необходимо, чтобы госбюджет на 2002 год формировался на более качественной, более прозрачной налоговой системе, которая позволит не только развивать экономику, но и обеспечит высокий уровень привлечения инвестиций, формирование эффективной рыночной инфраструктуры.

Из заявления о необходимости принятия «малого» Налогового кодекса 18 июня 2001 г.


ЭКСПЕРТиза

Владимир ЛАНОВОЙ, постоянный представитель Президента в КМУ

Если население полностью будет платить налоги, то люди будут нищенствовать и просить милостыню. Что и происходит, когда они уезжают за границу.

Василий РЕГУРЕЦКИЙ, замминистра финансов

Я выражаю позицию Министерства финансов. Налоговая реформа должна идти не только по пути уменьшения налоговых ставок. Рост ВВП ведет к дополнительным расходам государства. Поэтому налоговую систему надо реформировать таким образом, чтобы она обеспечивала потребности государства. Наша позиция состоит в том, чтобы сосредоточиться на косвенных, а не прямых налогах.

Сергей ЛЕКАРЬ, зампред ГНАУ

Снижение налоговых ставок — один из аспектов налоговой реформы. Но есть проблемы администрирования. Налоги должны платить все. Поэтому мы выступаем за дифференциацию налога с доходов физлиц. Вопросы базы налогообложения и ставок — предмет дальнейших дискуссий. Мы предлагаем ввести налог на недвижимость, чтобы налоги платили те, у кого есть имущество свыше экономически обоснованных норм.

Николай КАТЕРИНЧУК, народный депутат

Я не услышал, разделяют ли цели налоговой реформы, заявленные в Концепции, представители Минфина и ГНАУ. У меня сложилось впечатление, что они видят лишь фискальную функцию налоговой системы, забывая о стимулирующей и регулирующей функции.

Александра КУЖЕЛЬ, президент аналитического центра «Академия»

Я полностью поддерживаю предложения господина Лекаря. Главная проблема — администрирование налогов. Я была на множестве круглых столов по налоговой реформе. И всегда происходит одно и то же. Западные и наши консультанты, работающие на разные ведомства, разрабатывают предложения, которые зачастую противоречат друг другу. Системы нет. Поэтому не повторяйте ошибок Юлии Тимошенко, которая собрала предпринимателей, а потом стала реформировать таможню. Теперь это стоит вдвое дороже.

И не берите в рабочую группу Пинзеника и Терехина. Я уверена, что пока министром финансов является Виктор Пинзеник, ни одного налогово-реформаторского закона из стен Кабмина не выйдет. Потому что он его не подпишет. Спросите у Ляпиной.

Ксения Ляпина, председатель Совета предпринимателей при КМУ

Налоговое законодательство развивалось так же как средства нападения и обороны. Предприниматели пробивали лазейки, а государство их штопало. И когда в этом году встал вопрос о легализации налоговых отношений бизнеса и государства, то оказалось, что наше законодательство написано для чего угодно, только не для легальной уплаты налогов. И эту проблему надо решать.

Павел ГАЙДУЦКИЙ, советник президента Украины

В Концепции очень много сомнительных цифр и выводов, которые вводят в заблуждение разработчиков и приводят к концептуально неверным предложениям. К таким относится «чрезмерное налоговое давление». Это не находит подтверждения в западном опыте, который мы стремимся перенимать. Среди полусотни стран с высокими налогами вы не найдете страны с низким уровнем ВВП на душу населения и низким уровнем заработной платы.

Контракты №42 / 2005
Вы здесь:
вверх