логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Материализация суда Беседовал Вилен ВЕРЕМКО, фото Светланы СКРЯБИНОЙ - «Контракты» №48 Декабрь 2005г.

Три года Высший административный суд вел полуподпольную жизнь, существуя главным образом на бумаге. До осени 2005 года тысячи юридических и физических лиц были лишены возможности защитить свои права в административном суде. О том, какими делами сегодня завалены админсуды, Контрактам рассказал глава Высшего административного суда Украины Александр Пасенюк


Какие именно дела уже рассматриваются в административных судах?

— Кодекс административного судопроизводства определяет компетенцию наших судов по природе споров, а не перечень конкретных видов дел. Нам подсудны споры граждан и юридических лиц с органами государственной власти, в том числе с конкретными чиновниками. Сейчас существует проблема более четкого размежевания компетенции административных судов и других — хозяйственных и общих. Мы сейчас работаем с Высшим хозяйственным судом и Верховным Судом Украины над рекомендациями — какие конкретно дела каким судам подсудны.

А с внедрением в практику административного судопроизводства Пленум Высшего административного суда Украины и Пленум Верховного Суда будут издавать соответствующие постановления. Сейчас же, если говорить упрощенно, когда одной из сторон выступает орган исполнительной власти или местного самоуправления, — другой субъект с властными полномочиями, нарушивший права гражданина или юрлица, — это наша подсудность. Даже если речь идет о наличии в этих спорах гражданско-правовых или хозяйственных отношений.

И все-таки, какие конкретные споры рассматриваются в админсуде уже сейчас?

— Сейчас очень много дел относительно назначения пенсий (едва ли не половина), прав на разные льготы для пенсионеров, военных. Земельные, таможенные споры, споры по вопросам природоохранного законодательства. Бывают элементарные дела. Например, сельский голова отказал в выделении дополнительного земельного участка или кто-то отказался внести в паспорт определенные данные, зарегистрировать автомобиль и т.д. В то же время обжалуются решения органов центральной исполнительной власти. Обжалуются и указы президента...

Какие именно указы?

— Чаще — об освобождении от должностей, на которые истцы были назначены предыдущим президентом. Кроме того, очень много дел по налоговым вопросам...

Но ведь рассмотрение налоговых споров по правилам административного судопроизводства должно было быть отложено?

— Действительно, в предыдущей редакции КАС, которая не была принята Верховной Радой, предполагалась отсрочка рассмотрения дел по налоговым вопросам на определенное время. Однако, согласно действующей редакции, споры граждан и юридических лиц с налоговой службой рассматриваются по правилам КАС с момента вступления его в силу, то есть с 1 сентября этого года. Более того, сейчас речь идет о том, что мы должны решать налоговые споры даже тогда, когда истцом является не налогоплательщик, а налоговый орган. Мы обсуждали этот вопрос с судьями ВСУ и хозяйственных судов и пришли к выводу, что КАС предусматривает решение административными судами дел по обращению субъекта властных полномочий в отдельных случаях, предусмотренных другими законами. То есть это бланкетная норма*. Вместе с тем многие налоговые законы предусматривают обращение налогового органа в суд для защиты интересов государства. Поэтому абсолютно логично, что такие дела должны решать административные суды.

Какие это могут быть дела?

— Например, дела, связанные с принудительным взысканием активов в счет погашения налогового долга по Закону «О порядке погашения...». Этот же Закон, в частности, предусматривает решение в судебном порядке вопросов о взыскании налогового обязательства, продлении срока ареста активов и т.д. Весь перечень таких дел еще нуждается в согласовании с ВХСУ и ВСУ. Хозяйственный суд уже внес свои предложения по этому поводу. С некоторыми из них мы согласились, некоторые пока требуют дополнительных дискуссий. А в целом уже сейчас могу сказать, что к нам перейдут приблизительно 80% всех дел по налоговым спорам.

КАС предусматривает двухуровневую систему административных судов первой инстанции: местные общие и местные окружные суды. Какие иски куда нужно подавать?

— Пока не будут созданы окружные и апелляционные административные суды, все жалобы следует подавать в суды, которые их рассматривали и раньше. То есть в хозяйственные и в общие местные суды. Однако они теперь должны рассматривать административные дела по правилам КАС. С момента, когда заработают окружные суды, все дела, по которым еще не начато производство, передаются из общих и хозяйственных местных судов в окружные административные. Для новых дел уже будет градация. Местные суды будут рассматривать более простые дела, окружные административные — более сложные. Местные суды будут вести дела, одной из сторон в которых является орган местного самоуправления или его должностное лицо. А уже когда стороной выступает орган государственной власти или его должностное лицо — это подсудность окружного административного суда. Кроме того, если дело должно рассматриваться местным судом, но истец хочет обратиться в окружной, он также имеет на это право. Еще возможны случаи, когда трудно определить подсудность дела. Тогда дело также рассматривают или местный общий, или окружной административный суды.

Долгое время юридические и физические лица не знали даже, по какому адресу направлять иск. Сегодня у Высшего административного суда есть постоянный адрес?

— У нас сейчас много помещений. Однако юридический адрес пока такой — переулок Рыльского, 10. Это помещение Министерства юстиции, здесь находится наша канцелярия, здесь мы принимаем дела. Здесь у нас штаб (улыбается). И все жалобы следует направлять сюда. А уже рассматриваются дела в нескольких судах в разных концах Киева, где мы арендуем помещения. В частности, это военный суд в Дарнице, две палаты заседают в помещении военного апелляционного суда по адресу ул. Каменева, 8. Надеюсь, что до конца года мы перейдем в свое помещение, где все будут собраны вместе. До Нового года должны переехать на ул. Московскую, 8. Сейчас решается вопрос о предоставлении нам бывшего помещения Минтранса по адресу ул. Щорса, 7.

Когда будут созданы окружные и апелляционные административные суды?

— По нашей программе они будут созданы в течение полугода. В начале следующего года будут назначены председатели судов, предусмотрены средства на создание этих судов. Кадры у нас уже фактически подобраны. Как только в окружной суд будут назначены или избраны 4 судей, а в апелляционный — 7, суд может начинать свою деятельность. Всего должно быть 27 окружных (в каждом облцентре, Киеве, Севастополе и в АРК) и 7 апелляционных судов по апелляционным округам. А вот количество судей, предусмотренное в указе президента о создании админсудов, вызывает большое беспокойство. Согласно указу, в местных и апелляционных админсудах должен работать 281 судья.

Когда готовили указ, чтобы определить количество судей, якобы учитывали статистику объема административных дел. Однако соответствующие цифры, наверное, брались «с потолка». Более того, даже по более-менее объективной статистике, которая у меня была в прошлом году, к нам должно было перейти 8% дел от хозяйственных судов и 12% дел от общих судов. Сейчас складывается такая ситуация, что от хозяйственных судов к нам переходит около 40% дел и примерно 30% от общих судов. Итак, фактически к нам переходит почти половина дел всей судебной системы. Причем в системе общих и хозяйственных судов работает около 6 тыс. судей. А у нас всего 281! Только в апелляционной инстанции в общих и хозяйственных судах работает 2123 судьи. А у нас должно быть 66, то есть в 32 раза меньше. Поэтому в начале года мы будем ставить перед президентом вопрос об увеличении количества судей как местных, так и апелляционных административных судов. Нам нужно судей приблизительно в 5-7 раз больше, чем это предусмотрено президентским указом. Возможно, надо перераспределить судей между судами разных юрисдикций.

Не боитесь ли вы, что при перераспределении судей к вам попадут люди, которые были не совсем адекватны на предыдущем месте работы?

— Возможно, мы будем проводить психологическое тестирование судей. Часто у судей присутствует синдром непогрешимости. Привычка судей вершить судьбы людей и быть последней инстанцией во многих случаях приводит к тому, что они считают себя богоравными, у них возникает убеждение «я всегда прав». Например, когда я работал заместителем председателя Высшей квалификационной комиссии, к нам поступила жалоба на судью. Он вынес явно неправомерное решение, мотивировав потом свой поступок чувством обостренной справедливости. Решение, как говорится, ни в какие ворота не лезет, его отменили. Но дисциплинарное дело против судьи закрыли, потому что был нарушен срок его рассмотрения. Таких людей надо отсеивать.

Учитывая особую задачу нашей юрисдикции — защита прав граждан и юридических лиц перед государством — наш судья должен быть особым. Должны быть дополнительные критерии к его профессиональным и, особенно, моральным качествам.

Думаете, вам удастся сеять всех коррупционеров?

— Считаю, что коррупция в суде — это в определенной мере миф. Я не говорю, что ее там совсем нет. Но часто ситуация очень обостряется искусственно. Сейчас у нас фактически пренебрегают презумпцией невиновности, выбрасывают компромат, который потом не подтверждается. И у простого гражданина складывается убеждение, что без взятки ничего не решается. И даже если требование законно и будет решено в его пользу, он несет взятки. Поскольку думает, что так надо.

И что, берут?

— Не всегда. Я знаю случаи, когда адвокаты или посредники берут деньги, дескать, на взятку судье, но используют их по собственному усмотрению. Таким образом, даже у честного судьи может быть испорчена репутация. В большой степени все зависит от правосознания самого гражданина. Если сравнивать с правоохранительными органами и органами управления, судебная система у нас наиболее прозрачная. Думаю, здесь наименьший уровень коррупции. Чтобы там не говорили, а судья всегда на виду.

Какая зарплата у административного судьи?

— Конечно, прежде всего, у судьи должна быть нормальная зарплата. Когда у нас судья первой инстанции получает с надбавками 500-600 грн, а решает миллионные дела, возникают предпосылки для коррупционных действий. Кроме этого, должны быть нормальные условия труда. Сегодня мы работаем в условиях большого давления на суд.

Конечно, для повышения контроля над судьями, надо менять и законодательство. Сегодня зачастую принятые неправосудные решения фиксируются, затем они отменяются вышестоящими инстанциями, но потом судью трудно привлечь к ответственности. Скажем, если жалоба в квалификационную комиссию подается в июне, а у комиссии — каникулы, по окончании которых сроки подачи жалобы заканчиваются. Сегодня подается очень много жалоб в Квалификационную комиссию. Но она собирается раз в месяц и все жалобы нормально рассмотреть не может. То есть бороться с коррупцией нужно тоже комплексно.

* Бланкетная норма — норма, предусматривающая применение положений другого закона


Хронология реформы

  • 1992 г. Концепция судебно-правовой реформы задекларировала создание административных судов.
  • 1996 г. Конституция Украины (ст. 55, 124) закрепила функцию судебного контроля в форме административной юстиции как неотъемлемую составляющую судебной власти наряду с другим основным элементом — правосудием.
  • 1998 г. — Концепция административной реформы обосновала роль административной юстиции как формы судебного контроля за деятельностью органов государственной исполнительной власти.
  • 2001 г. — состоялась малая судебная реформа, которая заключалась в замене надзорного судопроизводства апелляционным и кассационным.
  • 2002 г. Законом Украины «О судоустройстве Украины» на законодательном уровне определено: в Украине, которая должна быть демократическим правовым государством, будет административная юстиция.
  • 1 октября 2002 г. Указ президента о создании Высшего административного суда Украины.
  • 6 июля 2005 г. — Верховная Рада приняла Кодекс административного судопроизводства, в котором описала полномочия административных судов относительно рассмотрения административной юрисдикции, порядок обращения в административные суды и порядок осуществления административного судопроизводства.
  • 1 сентября 2005 г. — Высший административный суд Украины начал рассмотрение первых административных дел.

Досье Контрактов

Пасенюк Александр Михайлович

  • Родился 7 ноября 1949 года в г. Житомире.
  • В 1975 году закончил юридический факультет Одесского университета им. И.И. Мечникова.
  • С 1975 по 1981 год работал адвокатом Житомирской областной коллегии адвокатов.
  • С 1981 по 1992 год — судья, член президиума Житомирского областного суда.
  • В 1993-1994 годах занимал должности заместителя начальника управления, первого заместителя начальника управления Министерства юстиции Украины.
  • С 1994 по 1998 год занимал должности заместителя заведующего отделом, заместителя начальника юридического управления в аппарате Кабинета Министров Украины
  • С 1998 по 2000 год работал заместителем министра юстиции.
  • В 2000-2001 годах — заведующий отделом по связям с Высшим советом юстиции, судами и органами юстиции Администрации президента Украины.
  • С 2001 по 2003 год — заместитель государственного секретаря Министерства юстиции Украины, а с июля 2003 года назначен заместителем министра юстиции Украины.
  • С 1 января 2005 года — председатель Высшего административного суда Украины.
Контракты №48 / 2005
Вы здесь:
вверх