логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Щелчок России Владимир ЗОЛОТОРЕВ - «Контракты» №48 Декабрь 2005г.

Резолюция об отмене действия поправки Джексона-Вэника не повлияет на торговый баланс между Украиной и США


Вконце ноября сенат США принял резолюцию об отмене действия поправки Джексона-Вэника в отношении Украины. Если это решение поддержит палата представителей, будет положен конец долгой истории, в которой уже затерялись причины и следствия. Напомню, что знаменитая поправка была принята в 1974 году и увязывала внешнюю торговлю США с качеством режимов, с которыми торговали Штаты. Если режим не отвечал критериям, на торговлю с этой страной вводились ограничения (особенно — на экспорт высоких технологий и технологий двойного назначения).

Такое решение было вполне логичным и учитывало опыт Второй мировой, когда страны бывшей Антанты, так или иначе, оказались причастны к вооружению нацистской Германии. Разумеется, под действие поправки Джексона-Вэника попадал прежде всего СССР. Для тех, кто застал Союз в сознательном возрасте, ее название хорошо знакомо. Оно является таким же символом эпохи, как Фидель Кастро или Ясер Арафат. Что означала эта поправка, мало кто знал, но она постоянно фигурировала в советских политических памфлетах, не в последнюю очередь из-за фамилии второго сенатора.

Советская дипломатия прилагала максимум усилий, дабы добиться отмены поправки. Технологическое отставание СССР было значительным, в ряде отраслей — критичным, а в оборонной сфере — вопиющим. Самые серьезные военные разработки были ни чем иным, как плодами шпионажа. Но даже он не позволял уверенно держать инновационную дистанцию — украденные решения требуют времени на освоение, тем более, если не освоены сопутствующие технологии. В общем, отставание СССР от США постоянно увеличивалось. Разумеется, не только и даже не столько поправка Джексона-Вэника была тому виной. Но именно она стала символом внешней политики США по отношению к СССР.

После распада СССР тема отмены поправки Джексона-Вэника не утратила актуальности. Напротив, руководители бывших советских республик принялись убеждать американцев, что они навсегда порвали с тоталитарным прошлым. Однако американцы не спешили верить лидерам новоиспеченных стран. Опасения по поводу восстановления империи в той или иной форме не исчезли. Более того, сами эти лидеры часто проводили политику, за которую в свое время пострадал СССР.

Отмена поправки в отношении Украины может рассматриваться в большей степени как символический жест. Ведь в том, что не касается технологий (особенно — двойного назначения), действие поправки Джексона-Вэника минимально. В двусторонней торговле обычными товарами существуют куда более жесткие ограничения. Поэтому, если допустить, что отмена поправки как-то повлияет на наш торговый баланс, следовало бы говорить, прежде всего, о высоких технологиях и военной сфере.

В этом вопросе американцы вообще могут быть спокойны. Даже если бы наша могучая оборонная промышленность и была бы в состоянии конкурировать с США, а наша не менее могучая армия представляла бы угрозу для кого-нибудь (кроме себя самой), в обозримом будущем мы все равно были бы не в состоянии заниматься передовыми оборонными технологиями. На то есть не только финансовые и политические причины, но гораздо более важные — институциональные. В Украине фактически отсутствуют научные и исследовательские центры, а значит, просто некому осваивать и развивать технологии, которые могут быть приобретены.

Политическая составляющая решения сената включает в себя минимум два принципиальных момента. Первый — кассацией одного из символов советской эпохи, Украине дают понять, что для США она уже больше, чем постсоветская страна. Второй момент связан с Россией. Не секрет, что внешняя политика Запада россиецентрична. И для США, и для европейских стран иметь дело с Россией — просто и привычно. На Западе существует влиятельное мнение о том, что, выстраивая отношения со странами бывшего Союза, проще и рациональнее иметь дело с одним игроком — РФ.

Сама же игра достаточно проста — Россия назначила США главным врагом и гнет вокруг этого посыла всю свою внешнеполитическую линию, имея в виду не столько насолить Штатам, сколько в той или иной форме собрать земли бывшего СССР. США в свою очередь такая роль вполне устраивает, их задача — помешать России в собирании земель. Разумеется, Украина играет в этих раскладах ведущую роль, но в качестве объекта, а не субъекта. Поэтому отмену поправки Джексона-Вэника в равной степени справедливо можно считать достижением украинской дипломатии и простым щелчком по носу России. Лучшее тому свидетельство — раздраженные комментарии российских политиков, утверждающих, что решение сената является «наградой за лояльность Украины». Причем раздраженные комментаторы не замечают, что в украинской политике трудно найти что-то проамериканское. Россияне воспроизводят привычные штампы, а американцы с удовольствием констатируют, что правила игры с РФ остаются теми же.


Санкционированный доступ

Основные инструменты регулирования торговых отношений США с другими странами — тарифы и квоты. Минторговли США установило специальную квоту на импорт из Украины обрезанного углеводорода — 130,289 тыс. т (к середине ноября 2005 г. квота была использована на 63,29%), а также ряда товаров сталелитейной и легкой промышленности. Дополнительные ограничения США вводит, как правило, по результатам антидемпинговых расследований. К жестким санкциям Штаты прибегают в исключительных случаях. Например, в январе 2002 г.

США увеличили пошлины на ввоз металла, текстиля и другой промышленной продукции из Украины, дабы подтолкнуть страну к принятию нормативных актов, направленных против аудио- и видеопиратства. По оценкам американского правительства, ущерб, нанесенный украинскими «пиратами» американским компаниям, составил более $75 млн. По оценкам Кабмина, вследствие санкционирования доступа отечественной продукции на рынок США (действовавшего до августа 2005 г.) экономика Украины понесла вдвое больший ущерб.

Контракты №48 / 2005
Вы здесь:
вверх