логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Управленческая ПАРТОкратия Наталья РЕЗНИЧЕНКО - «Контракты» №48 Декабрь 2005г.

Отечественные выпускники МВА пытаются отбить затраты на бизнес-образование, применяя полученные знания на практике. Иногда это получается


Вот он, действующий
макет мировой экономики

Национальные бизнес-школы имеют несколько особенностей. Одна из них заключается в том, что они не стремятся к специализации, предпочитая готовить управленцев широкого профиля. Учитывая дефицит топ-менеджеров (и просто профессиональных управленцев), универсальность нашего бизнес-образования пришлась как нельзя кстати. Кроме того, украинские бизнес-просветители умудряются успешно работать с непростыми группами, в которых собраны слушатели с очень разной базовой подготовкой.

Да и цели у слушателей разные. Кто-то желает понять, куда двигать свой бизнес, а кто-то отбывает повинность ради сохранения руководящей должности. Есть свой резон у менеджеров, желающих работать в западных или особо крупных украинских компаниях: для них диплом МВА станет своеобразной путевкой в жизнь. При прочих равных условиях они могут рассчитывать на более высокую зарплату и руководящие стартовые должности.

Независимо от целей и результатов, общей для всех остается программа минимум — новые знакомства. При нашем кадровом дефиците такая возможность дорогого стоит.

Ревизия

К сожалению, перечень несомненных достоинств уравновешивают характерные для Украины недостатки. Главный из которых — разнобой качества обучения и стремление любой ценой привлечь слушателей. Посему, что бы ни обещали в бизнес-школе, прежде чем оплатить услугу, важно понимать, зачем нужны программы МВА, чем они отличаются друг от друга и что полезного можно почерпнуть из данного курса.

Системное образование по программе МВА (Master of Business Аdministration) в основном рассчитано на людей, имеющих не только высшее образование, но и опыт работы в бизнесе, занимающих менеджерские позиции и лелеющих амбиции, связанные с карьерным ростом (post-experience). Есть программы и для тех, кто только собирается в директорское кресло (pre-experience). Так уж сложилось, что большая часть преподаваемых в Украине программ МВА относится к категории post-experience.

Отдельно от МВА большинство украинских бизнес-образователей предлагают так называемые PDS-программы (программы профессионального развития). Разница в следующем: программы МВА дают современные знания по общему и специальному менеджменту, направлены в первую очередь на развитие лидерских навыков и профессионально-личностные изменения. А PDS-программы профессионально ориентированы и предполагают четкую специализацию, направлены прежде всего на развитие индивидуальных профессиональных навыков.

Следовательно, при выборе программы обучения, представитель правильной школы должен помочь абитуриенту выбрать курс, максимально отвечающий возможностям и запросам слушателя. Соответственно настораживающим признаком можно считать ситуацию, когда программы post-experience продают кому попало, а не только опытным менеджерам, или же настойчиво предлагают МВА вместо

PDS-программы.

О классе преподавания в выбранной бизнес-школе можно судить по тому, чьи кейсы (практические ситуации, предлагаемые для рассмотрения) используются в обучении — собственные или же заимствованные из элитных школ мира. Заметим, что украинские бизнес-школы с хорошей репутацией используют определенный кейс только один раз, тиражирование материала считается дурным тоном. Кроме того, в элитных школах не должно быть ни одного курса, который читается дважды, без доработок или существенных изменений.

Этим, кстати, отчасти объясняются большие затраты на постоянное обновление учебного материала и проведение исследований.

Стоимость

По утверждению руководителей ведущих бизнес-школ, цена обучения не привязана к затратам. При определении стоимости они исходят из двух факторов: состояния рынка и позиционирования своей организации.

Как оказалось, руководители бизнес-школ очень не любят обсуждать этот щепетильный и, по-видимому, очень непростой вопрос. Едва речь заходила о деньгах, все респонденты, как по команде, переводили разговор с цены на ценность бизнес-образования как такового и всего того, что слушатель должен получить в ходе учебы.

Странно, что менеджеры столь высокого уровня уходят от прямых вопросов об одной из важнейших характеристик товара (в данном случае — услуги) — цене. Впрочем, есть еще одна интересная маркетинговая особенность продвижения услуг, связанных с бизнес-образованием. Слово «оплата» по возможности заменено на «инвестирование». По-видимому, это сделано для того, чтобы создать у слушателя ощущение, что он не платит за учебу, а инвестирует в свое образование, развитие и процветание.

Впрочем, инвестиции могут окупиться даже в процессе обучения, поскольку многие слушатели в ходе практических занятий диагностируют и модернизируют бизнес-процессы на своих предприятиях, причем некоторые из них добиваются неплохих результатов, увеличивая эффективность работы компании. Повышение рентабельности в результате нововведений считается возвратом инвестиций в обучение. Если этот эффект достигнут хотя бы несколькими менеджерами, ценность обучения можно считать доказанной, а возврат инвестиций — возможным. Кто не справился — школа не виновата. Когда же нет возможности применить полученные знания в реформировании своего предприятия, вопрос окупаемости может остаться открытым — в Украине по-своему понимают рыночную стоимость персонала. К сожалению — для одних, и к счастью — для других, кадровая политика очень многих украинских предприятий заключается в расстановке проверенных людей на ключевых должностях. Кум, сват, брат предпочтительнее взятого со стороны, пусть даже дважды продвинутого магистра МВА.

Стоимость программ MBA в Украине
Учебные заведения
Вид программы
Период обучения
Стоимость обучения
Международный институт менеджмента МВА-программа 2 года 53 500 грн
MBA-программа Senior Executive 2 года 69 000 грн
Программа развития управленческого персонала PMD «мини-МВА» 9 месяцев 17 280 грн
Программа развития управленческого персонала PMD «финансы и эккаунтинг» 6 месяцев 12 100 грн
Международный институт бизнеса Программа Executive MBA 2 года $9900
Программа International MBA 2 года $9900
Киево-Могилянская Бизнес-Школа Программа Executive MBA 16 месяцев/ 18 месяцев* $12 750
Львовский институт менеджмента МВА-программа в формате программы переподготовки специалистов 2 года 27 500 грн
МВА-программа с возможными специализациями (финансы, банковское дело, страхование) 2 года Зависит от специализации
IBR МВА-программа 20 месяцев EUR9000
Университет Центрального Ланкашира (Великобритания) / Национальная академия управления МВА-программа 18 месяцев 12 000 грн
Киевский институт бизнеса и технологий МВА-программа 18 месяцев $8000
PDS-программа 1 год $2600

* 16 месяцев — вечерний формат/18 месяцев — модульный формат


Выпускники украинских бизнес-школ о ценах и результатах

Леся УНИАТ, генеральный директор ВМ. СОМ, выпускница бизнес-школы МИМ

— Я поступила в МИМ в 2003 году, с тех пор моя стоимость на рынке труда существенно увеличилась. Затраты на программу окупились еще во время учебы. Плату за образование я рассматриваю как долгосрочные вложения в собственное развитие.

В конечном счете учеба в МИМ дала новый, более широкий взгляд на бизнес, поскольку обучение было неразрывно связано не только с расширением багажа инструментальных знаний, но и с изменением мышления, способов видения экономических и управленческих закономерностей.

Андрей ВЫШНЯК, генеральный директор Первой финансовой лизинговой компании Hertz, выпускник Киево-Могилянской Бизнес-Школы (КМБШ)

— Полтора года назад я окончил бизнес-школу. В то время обучение стоило значительно меньше. Я выбрал КМБШ в первую очередь из-за высокого доверия к лидерам школы, а также благодаря инновационной и адаптивной программе обучения, ориентированной на формирование лидерских качеств. Хочу заметить, что в результате обучения, помимо знаний и опыта, а также возврата инвестиций, приобретаются и профессиональные контакты, что за деньги купить сложно. Это своего рода элитный клуб успешных бизнесменов.

Игорь ИЛЬИНЫХ, административный помощник президента компании «Киевстар», выпускник бизнес-школы МИМ

— Я закончил обучение по программе МВА в декабре 2000 года. С тех пор цена на обучение в этой школе возросла с $6 до 10 тысяч. На мой взгляд, в 1999 году обучение стоимостью $6 тыс. было сопоставимо с мировым уровнем цен. Сейчас мне кажется, что цены на бизнес-образование несколько завышены. В Европе можно получить образование за такие же деньги, но на более высоком уровне. В течение пяти лет после окончания программы затраты на учебу полностью окупились.

Виктор РОМАСЕНКО, руководитель компании Roche Diagnistics в Украине, выпускник бизнес-школы IBR

— Я поступил в бизнес-школу в 2001 году и закончил в 2003. Обучение стоимостью в $6,5 тыс. и дополнительные расходы, связанные с поездками на семинары, оплачивал самостоятельно. Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что инвестиция стала окупаться уже в процессе обучения, когда мы изучали вопросы операционного менеджмента, я стал внедрять полученные знания на практике в компании, где работал. Это был 5-7 месяц обучения. В течение полутора лет затраты на обучение полностью окупились.

Константин СКОМОРОХОВ, генеральный директор и соучредитель компании «БИОРАЙЗ», выпускник бизнес-школы IBR

— Я тщательно выбирал между несколькими бизнес-школами. Основным критерием отбора для меня была практическая ценность знаний минимум на ближайшие 4-5 лет. Поскольку все письменные работы были, по сути дела, анализом деятельности собственного предприятия, инвестиции в обучение начали возвращаться уже через полгода после начала программы. Сама программа дала стратегический подход к ведению бизнеса, что наряду с оптимизацией бизнес-процессов на предприятии позволило в течение последующих двух лет окончательно вернуть вложенные в обучение средства.

Контракты №48 / 2005
Вы здесь:
вверх