логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Простота хуже воровства Андрей ФЕДОРЕНКО - «Контракты» №48 Декабрь 2005г.

Предварительное декларирование импортных грузов вместо обещанной простоты прохождения таможенного контроля обернулось для субъектов ВЭД дополнительными тратами времени и денег


Львовские предприниматели, занятые в сфере импорта товаров и грузовых перевозок, инициируют процесс отмены процедур предварительного декларирования для неподакцизных товаров. Шансы на успех значительно возрастут, если Минюст согласится с доводами импортеров.

Красивая идея

Как утверждают сами таможенники, к идее предварительного декларирования товаров, ввозимых в Украину, они пришли после того, как на просторах нашей отчизны стало бесследно исчезать чересчур много грузов. Естественно, без уплаты всех необходимых платежей. Товар оформлялся на фиктивную фирму (или не действующую) либо на предприятие, которое не являлось настоящим получателем груза. После пересечения границы, выражаясь языком контрабандистов, груз «топился» где-то по пути к указанному пункту назначения. Поэтому в ныне действующем Таможенном кодексе (далее — ТК) был предусмотрен механизм предварительного уведомления таможенников получателем груза о грядущей поставке (ст. 89, 91, 93).

На бумаге все выглядит очень красиво и правильно. Предприятие обращается в таможню по месту регистрации (внутреннюю таможню) и еще до прихода груза на границу оформляет все необходимые документы. В некоторых случаях даже оплачивает заранее все налоги и таможенные сборы. Удобно таможне — есть гарантия доставки груза и точно известен получатель, удобно и импортеру — экономится время при прохождении таможенного контроля на границе. Заботой об импортерах особенно гордятся таможенники, утверждающие, что за предварительным декларированием в электронном виде — будущее (см. стр. 32).

В чем проблема

Однако на практике все оказалось несколько иначе, нежели представлялось в высоких кабинетах. Таможенный кодекс предусматривает две формы такого декларирования: предварительное уведомление (ПУ) и предварительная декларация (ПД). Причем предварительную декларацию (с уплатой всех таможенных платежей, акцизов и НДС) необходимо оформлять только в случаях ввоза подакцизных товаров (ст. 89), а само предварительное декларирование применяется в «случаях, определенных кодексом» (ст. 93). Какие это случаи, кодекс как раз умалчивает, зато предоставляет право таможенникам самостоятельно определять порядок такого декларирования. Поэтому таможенники стали требовать оформления ПД на ряд товаров, определенных приказами ГТСУ (в частности, приказ № 129 от 28 февраля 2003 г.). Сюда попали многие товары широкого потребления: от молока и овощей до носков и мебели.

В результате многие перевозчики и импортеры вынужденно столкнулись с несовершенством процедуры предварительного декларирования (см. Порядок действий и его недостатки). Машины по двое суток простаивают на границе, а их хозяева теряют время и деньги на бесконечные согласования. Из-за довольно сложной процедуры прохождения информации и ее перепроверки дополнительной работой оказываются загружены все — от отправителя до получателя груза (см. Лишняя трата сил). Довольны только таможенники, уверенные в гарантированной доставке товара (См. Это серьезная гарантия).

Что делать

Измученные таким «упрощением», перевозчики и импортеры предлагают отменить злополучную статью 93 ТК, которая дает право таможенникам применять процедуры предварительного декларирования не только к подакцизным товарам. Таможня категорически не согласна. В ответе, присланном из ГТСУ в адрес Комитета предпринимателей Львощины, указывается, что право самостоятельно устанавливать перечень товаров, подлежащих оформлению через ПД, ей было даровано постановлением КМУ № 390 от 29 марта 2002 г. Потому что есть грузы, входящие в группы риска (с высокой ликвидностью, дорогостоящие, и, следовательно, со значительной налоговой нагрузкой). В зависимости от конъюнктуры рынка и деятельности субъектов ВЭД, этот список может дополняться или сокращаться.

Как сообщил Контрактам Андрей Гринчук, юрист Комитета предпринимателей Львовщины, ответ ГТСУ — простая отписка. Поэтому следующим шагом в этой борьбе станет обращение предпринимателей в Минюст с предложением проверить нормативы ГТСУ, касающиеся оформления ПУ и ПД, на предмет их соответствия Таможенному кодексу. Тогда таможенная нормативка может быть просто упразднена.


Порядок действий и его недостатки

1. Таможенный брокер или декларант субъекта ВЭД оформляет на внутренней таможне либо ПУ — без уплаты таможенных платежей, либо ПД — с предварительной уплатой всех таможенных платежей, акцизов и НДС. Информация заносится в электронную базу данных таможни, и документу присваивается 16-значный номер.

Недостатки. При таком декларировании импортер обязан заранее знать код товара, его количество, вес брутто, вид транспорта и таможню, где он пересечет границу. Если хотя бы в одном значении будет допущена ошибка — груз не будет пропущен и процедура декларирования должна быть полностью повторена. Кроме того, если ошибка обнаружена в нерабочее время (после 16.00 в пятницу или выходной день), машина может находиться на границе до обеда понедельника.

2. Электронная копия ПУ или ПД отправляется на центральный сервер таможни в Киеве, обрабатывается и передается на пункт пропуска.

Недостатки. Информация появляется на границе не ранее, чем через 4 часа.

3. Получив данные из центра, приграничная таможня пропускает задекларированное количество товара и формирует еще один документ (пропуск ПУ или ПД — для перевозчика), куда вносит информацию о перевозчике (название фирмы, адрес, номер транспортного средства, фамилию водителя). Кроме того, указываются сведения о товаросопроводительных документах, определяется срок доставки в таможню назначения, а водитель перевозчика ставит свою подпись под обязательством доставить груз вовремя.

Недостатки. Таможенники на границе зачастую не утруждают себя поиском электронной копии ПУ или ПД, а требуют от водителя назвать 16-значный код. Возможны проявления коррупции, когда за деньги таможенник все же может поискать нужный документ в базе данных. Иначе машина на границе может простоять долго.

4. Прибывая в таможню назначения, перевозчик сдает все документы согласно составленному реестру или передает их грузополучателю для дальнейшего таможенного оформления, после чего ПУ или ПД «закрывается», и в пропуске ПП или ПД ставится нужный штамп.

Против

Олег СКРОБКО, директор ООО «Мізол-Захiд», оптовая торговля стройматериалами

Это лишняя трата сил и денег

— Каждый месяц наша фирма принимает свыше 150 транспортных средств с грузами из-за границы. Предварительное декларирование постоянно добавляет нам работы: разъезды в грузовой отдел таможни, ожидание номера ПУ (при большой нагрузке на таможню в первую очередь оформляют ПД) и т. п. Чтобы избежать ошибок при заполнении документов, декларанты требуют от зарубежных партнеров факсовых копий счетов-фактур, CMR и экспортных деклараций. Полученный номер ПУ или ПД декларант сообщает экспедитору, экспедитор — перевозчику, перевозчик — водителю, водитель — таможеннику на границе. Получается испорченный телефон. А любая ошибка — это новые затраты, в том числе и на оплату простоя транспорта.

Кроме того, перевозчик привязан к определенному пункту пропуска, куда направлена электронная копия ПУ или ПД. Иначе — все надо делать сначала.

За

Александр ЕГОРОВ, председатель ГТСУ

Это серьезная гарантия доставки груза

— Оформление предварительных уведомлений и деклараций — серьезная гарантия доставки грузов. У нас ведь раньше в режиме доставки и в режиме транзита грузы просто не доходили. Потому что простой обмен одних документов на другие в пункте доставки не мог обеспечить надежный контроль. Здесь же мы идем от конца цепочки. Предприятие ждет груз, который ждут и на внутренней таможне. Но на границе он стоять не будет. Удобно и нам, и субъектам ВЭД.

Да, действительно, Таможенный кодекс предусматривает обязательное оформление предварительной декларации только для подакцизных товаров. Но что такое подакцизный товар? Это в разных странах самые разные товары. Вот у нас бензин то подакцизный, то — нет, или ювелирные изделия из золота. Просто есть дорогостоящие товары, не являющиеся подакцизными. Для них выше риски неуплаты таможенных платежей, и поэтому для таких товаров тоже применяется предварительное декларирование.

Контракты №48 / 2005
Вы здесь:
вверх