логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Террор углеводородов Юлия БерезовскаЯ - «Контракты» №49 Декабрь 2005г.

Сезонное удешевление нефти может обернуться нетрадиционным для зимы ростом розничных цен на нефтепродукты


Себестоимость нефтепродуктов продолжает снижаться. В декабре российское сырье для отечественных переработчиков будет стоить порядка $330/т — на 20% ниже ноябрьского уровня. Цены на нефть падают и на мировых рынках. В частности, 30 ноября на Нью-Йоркской сырьевой и лондонской Международной нефтяной биржах цены достигли минимальной отметки за последние 5 месяцев. Баррель нефти на Нью-Йоркской бирже стоил $56,6, в Лондоне — $54,32.

Однако мировые тенденции малозаметны в Украине. Ноябрьский ресурс нефти, добытой Укрнефтью, выставили на торги по явно завышенной цене — 2300 грн за тонну. Неудивительно, что все четыре попытки продать украинскую нефть провалились. Аукционы по продаже нефти дважды проходили на Украинской фондовой и Украинской межбанковской валютной биржах. На последних торгах удалось реализовать лишь 9 тыс. тонн сырья — Укртатнефть согласилась купить эту партию по 2100 грн/т.

По мнению экспертов, чтобы заинтересовать переработчиков, сырье украинской добычи должны предлагать не более чем за 2000 грн/т. Отечественным НПЗ попросту невыгодно сейчас перерабатывать дорогую украинскую нефть при наличии более дешевого российского сырья.

Некоторым НПЗ сейчас вообще невыгодно заниматься производством, поскольку их топливо не востребовано рынком. В частности, остановились Херсонский и Дрогобычский НПЗ. Заводы с устаревшим оборудованием производят нефтепродукты по цене, которая не устраивает розницу, ведь на рынке большое предложение дешевого импортного топлива. На сегодня сложилась парадоксальная ситуация — европейское топливо, соответствующее евростандартам и производимое из более дорогой нефти, чем украинское, к тому же транспортированное из Литвы, Беларуси, стоит дешевле отечественного.

В борьбе за розницу правительство, похоже, решило поддержать НПЗ. Как стало известно Контрактам, Минэкономики предлагает повысить импортную пошлину до EUR55 за тонну для бензинов, для дизтоплива — до EUR30 за тонну.

В свою очередь, украинское отраслевое лобби в лице народного депутата Игоря Еремеева предлагает установить размер ввозной пошлины на уровне EUR45 за тонну.

Эксперты прогнозируют, что в случае введения фактически запретительных пошлин на импортное топливо стоимость нефтепродуктов в Украине увеличится как минимум на размер пошлины. Таким образом, отечественный рынок фактически закроют для европейского топлива, соответственно, существенно уменьшится уровень конкуренции. Все вернется на круги своя: заработают остановленные нынче заводы; НПЗ снова будут диктовать рознице цены на свои далеко не качественные нефтепродукты.

Интересно, что Антимонопольный комитет ситуацию на рынке нефтепродуктов оценивает несколько иначе, нежели Кабмин. В частности, заместитель председателя АМКУ Светлана Мороз в настойчивых пожеланиях представителей отечественных НПЗ разобраться с демпинговым импортом видит спекулятивную составляющую: «Не все так плохо, как нам пытаются преподнести нефтепереработчики».

Контракты №49 / 2005


Вы здесь:
вверх