логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Пишите письма Владимир ЗОЛОТОРЕВ - «Контракты» №49 Декабрь 2005г.

Депутатские запросы — один из немногих инструментов политического контроля, реально работающих в Украине. В том, что его используют не по назначению, виновата система, в которой политика является бизнесом и наоборот


Депутатские запросы — отличный пример, иллюстрирующий сразу два замечательных общественных явления, присущих Украине. Первое явление — подмена понятий, когда одно выдается за другое. Во времена СССР депутатские запросы были частью советского народовластия — системы, основой которой якобы были представительские органы — советы.

Советская доктрина предполагала, что депутат — представитель народа в общенародном государстве — имеет право все знать и вмешиваться в любые процессы. Иначе говоря, предполагалось, что его политическая компетенция практически безгранична. Такая модель не работала и не могла работать по определению. На практике депутатские запросы использовались точно так же, как, к примеру, публикации в прессе, — для решения скользких кадровых вопросов и ведения внутрипартийных интриг.

Когда советская система разрушилась, ее формальные институты сохранились. Однако оказалось, что к реальности они совершенно не приспособлены. И с этим тесно связано второе замечательное явление, а именно — бытующее в широких массах мнение о том, что если вдруг некий институт не работает, то виноват в этом он сам, а не окружающие его условия или практика его использования.

По сути, это мнение распространяется практически на все общественные институты, имеющие внешние признаки демократических. В Украине, к примеру, считается, что выборы ничего не дают, свободой слова — злоупотребляют, а права человека вообще придумали американцы с целью оправдания периодических военных вторжений в Ирак.

Такое мнение касается и работы парламентариев, в том числе и ее неотъемлемой составляющей — депутатских запросов и обращений. Разумеется, право писать письма чиновникам депутаты использовали и будут использовать для достижения самых неблаговидных целей, от банального политического шантажа до опосредованного управления госпредприятиями. Но виноват в этом не институт запросов, а существующая политэкономическая система, в которой политика является бизнесом и наоборот.

В той или иной форме институт обращений депутатов существует во всех странах. Такова одна из форм парламентского контроля. Причем, напомним, в развитых странах есть несколько форм контроля общества над государственными органами, главная из которых, разумеется, выборы.

Но и там, где политические традиции сильны, а граждане впитывают демократические привычки едва ли не с молоком матери, никому не приходит в голову отменить право депутатов писать правительству всякие глупости и требовать на них ответа. Работает простой принцип — на девять глупостей всегда придется один действительно серьезный случай. Ради него, собственно, все и существует.

Для Украины, в которой не работают или почти не работают традиционные институты политического контроля, депутатские запросы особенно актуальны. И рецепты того, как избежать вмешательства политиков в хозяйственную деятельность, следует искать в совершенно другой плоскости.

Контракты №49 / 2005


Вы здесь:
вверх