логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
10 лет без пенсиона Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №49 Декабрь 2005г.

Неплательщиками пенсионных взносов займется налоговая милиция, а самых жадных и упрямых ждет тюрьма


Финансово заигрывая с электоратом, власти теперь вынуждены изыскивать средства для выплаты повышенных пенсий и заработных плат. Власть исполнительная объявила войну теневым зарплатам, а власть законодательная — позаботилась о своевременной уплате пенсионных взносов, приняв в ноябре изменения в ряде законов, касающихся взимания денег в Пенсионный фонд (законопроект № 4584).

Необходимость изменений продиктована банальным несоответствием норм реформаторского Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» другим законодательным актам, в которых пенсионные взносы по-прежнему именуются сбором. Если президент подпишет этот документ, то многие противоречия будут сняты. В частности, теперь у властей наконец-то появилась возможность наказывать работодателей за недоплату пенсионных взносов — неплательщиками в ПФ снова займется налоговая служба.

Директора к ответу

Прежде всего, закон излагает в новой редакции ст. 165-1 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающую ответственность должностных лиц предприятий за нарушения пенсионного законодательства. И хотя штрафы за такие нарушения остались на прежнем уровне — от 136 до 340 грн, сам перечень административно наказуемых деяний значительно расширен.

Действующая редакция грозит наложением штрафа за уклонение от регистрации в органах ПФ и нарушение порядка начисления и уплаты пенсионных взносов только предпринимателям-физлицам и адвокатам. Теперь же за такие нарушения будут штрафовать всех плательщиков, независимо от статуса, в том числе за сокрытие сумм, на которые начисляются пенсионные взносы, данных об изменении юридического статуса страхователя и т. п.

Заметим, что, учитывая нормы Закона «О регистрации юридических лиц и физических лиц предпринимателей» (предусматривает регистрацию предприятий в «едином окне»), данная норма выглядит несколько странно. Ведь сегодня вина за несвоевременную регистрацию юрлица скорее должна быть возложена на администратора, который, согласно упомянутому закону, обязан принять все необходимые документы и зарегистрировать предприятие (в том числе и в ПФ) в установленные законом сроки, но по каким-то причинам этого не делает. То есть возникает опасность, что по вине администратора либо органа ПФ, который часто сопротивляется регистрации предприятий в «едином окне», может быть наложен штраф на должностное лицо предприятия.

Установление ответственности за занижение юрлицами сумм заработной платы наемных работников также чревато неприятностями. Если в действующей редакции речь идет о сокрытии объема фонда заработной платы, то в новой редакции — о сокрытии фактических сумм зарплат. Президент адвокатской фирмы «Грамацкий и Партнеры» Эрнест Грамацкий поясняет опасности такой, на первый взгляд, сугубо технической правки: «Можно предположить, что новые нормы направлены на попытку введения ответственности за выплату зарплат в конвертах.

Потому что предметом правонарушения будет не сокрытие «фонда заработной платы», а «сумм заработной платы», то есть отдельных зарплат работников. Нетрудно представить себе ситуацию, когда любой неудовлетворенный чем-либо сотрудник может сдать руководителя, который платит зарплату не по-белому».

Штраф за проверку

Справедливости ради надо отметить, что и сами работники Пенсионного фонда могут быть оштрафованы на 136-340 грн за нарушение установленного порядка использования средств Пенсионного и Накопительного фондов. Но пенсионная ответственность директоров предприятий все равно шире. Например, Админкодекс был дополнен ст. 188-22, устанавливающей ответственность за препятствование уполномоченным лицам ПФ в проведении проверок. Штраф — тот же. Однако при том нет четкого описания, какие именно действия препятствуют работе сотрудников Фонда. Эрнест Грамацкий считает, что ПФ сможет злоупотреблять своими полномочиями, ведь под формулировку «совершение действий, которые препятствуют уполномоченным лицам совершать проверки» можно подвести все что угодно.

Реанимация уголовной ответственности

Не обошлось и без изменений в Уголовном кодексе. Ответственность за преступления в сфере пенсионного законодательства выделена в отдельную ст. 212-1. Тем самым фактически реанимирована уголовная ответственность за упомянутые преступления. Дело в том, что ныне действующая 212 статья УК предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей (начиная со штрафа в 5,1 тыс. грн и заканчивая лишением свободы на срок до 10 лет).

До тех пор, пока пенсионные взносы назывались сборами, они подпадали под определение этой статьи. Но с принятием Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» пенсионные сборы были переименованы в страховые взносы в Пенсионный фонд. Причем они были выведены из системы налогов и сборов. Таким образом, отмечает адвокат адвокатского агентства «Юстем» Сергей Деледивка, формально за преднамеренное уклонение от уплаты пенсионных страховых взносов уголовная ответственность не могла быть применена, поскольку предусматривалась за неуплату пенсионного сбора, которого уже не существовало.

Теперь же ситуация может кардинально измениться. Причем ответственность за неуплату страхвзносов в ПФ установлена именно в таком размере, как и в случае неуплаты налогов. Более того, согласно изменениям, внесенным в Уголовно-процессуальный кодекс Украины, проведением расследований по умышленному уклонению от уплаты страховых взносов в ПФ, после некоторого перерыва, снова будет заниматься налоговая милиция. Правда, пенсионные расследования налоговики могут проводить только по фактам, выявленным работниками ПФ.

Однако, несмотря на возврат налоговикам права на проведение расследований по неуплате пенсионных взносов, такие отчисления все равно не будут подпадать под категорию налогов и сборов. В новой редакции преамбулы Закона «О порядке погашения...», в частности, отмечено, что он не регулирует вопросов погашения обязательств по уплате страховых взносов на общеобязательное пенсионное страхование. Взыскание недоимки будет осуществляться органами Государственной исполнительной службы.


Цена вопроса

По данным Пенсионного фонда, в его бюджет из всех источников финансирования в январе-октябре текущего года поступило 50,3 млрд грн. В общей сумме поступлений собственные доходы составляли 66,6% — 33,5 млрд грн.

За 10 месяцев органами Пенсионного фонда обеспечена выплата пенсий и денежной помощи 13,3 млн пенсионеров. Общая сумма выплат составила 53,1 млрд грн, что на 22,7 млрд грн больше, чем за соответствующий период прошлого года. В 2005-м Пенсионный фонд осуществил перерасчет размеров пенсий, что содействовало росту среднего размера пенсионных выплат, который по сравнению с началом года увеличился на 21,6% и на 1 октября составил 384,64 грн.

ЭКСПЕРТиза

Александра ПАНТЕЛЕЕВА, юрист МЮК «Александров и Партнеры»

— Выделение в отдельную статью Уголовного кодекса преступлений, связанных с уклонением от уплаты взносов

на пенсионное страхование, обусловлено тем, что в последнее время участились злоупотребления со стороны плательщиков этого сбора. В то же время, на практике случаев привлечения к уголовной ответственности за неуплату вышеуказанных сборов практически не встречалось. В основном применялись административные штрафы. Хотя, думаю, что и в дальнейшем (после вступления в силу законопроекта № 4584. — Ред.) привлечь к уголовной ответственности по данному виду преступлений будет достаточно сложно. Ведь основной составляющей здесь будет умысел, наличие которого у подозреваемого очень сложно доказать.

Егор ОВЧАРЕНКО, юрист ЮФ «Арка»

— Принятие законопроекта № 4584, с одной стороны, приводит положения действующего законодательства в соответствие

с нормами Закона «Об общеобязательном государственном страховании». С другой же стороны, закон оставляет открытым вопрос соответствия законодательству процедуры рассмотрения Пенсионным фондом дел об административных правонарушениях. Что в принципе не соответствует ст. 124 Конституции, согласно которой правосудие в Украине осуществляется исключительно судами и не может быть делегировано другим органам или лицам.

Сергей ДЕЛЕДИВКА, адвокат адвокатского агентства «Юстем»

— В Законе «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» прописали, что задолженность по уплате страховых взносов в ПФ не подлежит списанию по условиям мирового соглашения.

Запрет на списание такой задолженности уже предусмотрен п. 6 ст. 106 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Однако отечественная

судебная система не восприняла такого запрета. Позиция, изложенная рядом высших судебных инстанций, гласит, что нормы Закона «О восстановлении платежеспособности...» являются специальными и подлежат преимущественному применению. Такое толкование законодательства позволяло использовать механизм частичного списания задолженности на стадии заключения мирового соглашения. А после вступления в силу данных изменений такая возможность будет утрачена, что может иметь негативные последствия.

Контракты №49 / 2005


Вы здесь:
вверх