логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Подарок с возвратом Константин СМИРНОВ - «Контракты» №50 Декабрь 2005г.

Обещанного правительством своевременного возмещения НДС в 2006 г. не будет. При этом процесс администрирования налога ужесточится


Все попытки власти выстроить налоговую политику принципиально новым образом потерпели неудачу. Это хорошо видно на примере администрирования НДС. С одной стороны, предвыборная щедрость парламента привела к сохранению многочисленных льгот, а с другой — не прекращаются постоянные попытки правительства ужесточить порядок уплаты НДС всеми, кто не смог получить эти льготы.

Бюджетная задолженность по возмещению НДС (млрд грн)
(схема)

В результате, несмотря на бравые рапорты Минфина о сверхплановом сокращении задолженности государства по возмещению НДС (только за ноябрь на 728 млн грн), не приходится надеяться, что в следующем году проблемы с возмещением исчезнут. Бюджетные бреши 2006 года станут латать, как и прежде, за счет усиления фискального давления на бизнес, в том числе усложняя процедуру возврата НДС.

Рецепты правительства

Одним из основных ноу-хау администрирования НДС по праву является обязательная сдача плательщиками реестров налоговых накладных в электронном виде. Это предложение зафиксировано в активно проталкиваемом Минфином налоговом законопроекте, который был разработан Кабмином как дополнение к бюджету-2006. На круглом столе, посвященном обсуждению данного проекта, замминистра финансов Василий Регурецкий утверждал, что такой порядок сдачи реестров сократит время проведения проверок, особенно встречных. А это, в свою очередь, позволит больше и быстрее возмещать НДС.

Однако, как показывает опыт, перенесение налоговиками своих затрат (как временных, так и финансовых) на плечи плательщиков еще ни разу не помогло улучшить администрирование налогов. Особенно когда речь заходит об обязательной сдаче отчетности в электронном виде. Нестыковки программного обеспечения, отсутствие необходимой техники у мелких предприятий и тому подобные неувязки приводят лишь к дополнительным расходам предпринимателей по оформлению такой отчетности «на стороне» (или силами самих налоговиков).

А ведение двух (!) обязательных реестров налоговых накладных — в бумажном и электронном виде, как предлагает правительство, — лишь удвоит расходы. Следует еще учитывать возможность повторного начисления налогового обязательства, если по какой-либо причине продавец или покупатель не внес налоговую накладную в свой реестр. То есть банальная ошибка одной из сторон сделки может обернуться двойной уплатой налога в бюджет, чем не преминут воспользоваться налоговики.

Кроме того, Минфин предлагает выдавать налоговые векселя только в том случае, когда стоимость партии импортируемых товаров превышает 1 млн грн. Мало того, в случае несвоевременной уплаты налога импортером банк, авалировавший вексель, обязан погасить не только основную сумму по векселю, но также пеню и штраф за просрочку уплаты налога. Естественно, возмущению банкиров, у которых и так не очень складываются отношения с новым руководством ГНАУ, нет предела.

Пикантность ситуации заключается в том, что для бывших СЭЗовцев и ТПРовцев недавним постановлением КМУ ввели процедуру, согласно которой оформление векселем всех налогов, полагающихся к уплате при ввозе товаров на эти льготные территории, не требует авалирования вовсе. А львиную долю в таких платежах, как правило, составляют именно НДС и таможенные пошлины.

И пусть Минфин уверен, что погашение векселя при 100% вывозе готовой продукции с территории СЭЗ или ТПР надежней аваля, что надо как-то компенсировать льготы потерпевшим инвесторам и т. п., — его действия лишний раз свидетельствуют об отсутствии четкой налоговой стратегии и поспешном латании бюджетных дыр за счет тех, кто оказывает меньшее сопротивление.

Ну и, наконец, нельзя обойти вниманием давно и горячо любимую фискалами тему взаимозачетов. В данном случае речь идет о проведении взаимозачета долгов бюджета по возмещению НДС и долгов предприятий по кредитам, взятым у государства или под госгарантии.

В конце ноября на сайте ГНАУ был обнародован проект постановления Кабмина «О возмещении НДС в счет погашения просроченной задолженности заемщиков по кредитам, привлеченным государством под госгарантии, бюджетным займам и финансовой помощи на возвратной основе». Согласно проекту, возмещать НДС «живыми» деньгами плательщику не будут до тех пор, пока задолженность по кредиту не будет им погашена полностью.

Правда, это вряд ли поможет решить проблему возмещения. Несмотря на довольно приличные суммы задолженности (почти 8,9 млрд грн на 1 октября 2005 г.), из четырех с лишним тысяч должников только единицы претендуют на бюджетное возмещение. Подобным образом можно найти максимум несколько сотен миллионов гривен. Например, по данным ГНАУ, на 1 ноября этого года 15 крупнейшим предприятиям Украины не возмещается НДС на сумму 476 млн грн из-за таких долгов. Но это не решает проблему, а лишь загоняет ее в глухой угол.

Помощь парламента

В конце ноября парламент, преодолев вето президента, продлил аграриям право не платить НДС до 1 января 2007 года. Законом продлевается до 2007 года действие нулевой ставки НДС на операции по поставкам аграриями мяса и молока на перерабатывающие предприятия. Кроме того, продлевается действие нормы об использовании сельхозпроизводителями сумм НДС, подлежащих оплате в бюджет, на приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения.

По мнению депутатов, эти льготы помогут аграриям компенсировать недостаток средств, выделяемых из бюджета в виде прямых дотаций. Напомним, что парламент требовал от правительства выделить на поддержку села не менее 10% от расходной части госбюджета, но так и не смог пока добиться своего. Вместо требуемых 14-15 млрд грн за счет продления льгот в распоряжении селян в будущем году останется, по предварительным расчетам Минфина, до 4 млрд грн сумм НДС, которые могли бы оказаться в бюджете. И на которые, кстати, рассчитывал Минфин, разрабатывая проект бюджета на следующий год. Скорее всего, эту брешь в бюджете попытаются залатать за счет плательщиков, которые не попадают ни под какие льготы. Например, им просто перестанут возмещать НДС.

Но и это еще не все. Идя навстречу пожеланиям инвесторов, жалующихся на обложение НДС операций по ввозу оборудования, парламент принял в первом чтении закон, освобождающий их от данной повинности. Проект о внесении изменений в закон об НДС содержит норму, согласно которой в перечень необлагаемых этим налогом операций включена передача оборудования в уставный фонд компаний, в том числе и ввоз такого оборудования в Украину.

Исключение — ввоз подакцизных товаров. Таким образом фактически будет возвращена схема налогообложения, существовавшая до принятия поправок к госбюджету в марте нынешнего года. И хотя все инвесторы, промышленники и просто приверженцы инновационного развития страны поддерживают инициативу парламента, не стоит забывать и об аргументах ГНАУ.

В частности, налоговики утверждают, что под видом взносов в уставный фонд на таможенную территорию будут, как и раньше, ввозиться без уплаты налога товары самого широкого потребления. Достаточно сказать, что, по данным ГНАУ, за 10 месяцев нынешнего года в Украину было ввезено оборудования на $4 млрд.

Окончательно поставить крест на возможности своевременного возмещения НДС народные избранники пытаются, проталкивая решение сократить на 500 млн грн сумму средств, заложенных в проекте бюджета-2006 на возмещение НДС экспортерам в следующем году. Дескать, импорт скоро будет стремительно опережать экспорт, а значит, и проблем с возмещением у экспортеров поубавится.

Одновременно с ликвидацией депутатами всех, пусть даже очень скромных инициатив правительства по снижению других налогов в следующем году фискальное давление на предприятия усилится, а бюджетные потери, спровоцированные наличием льготников, будут компенсированы за счет тех, кто не успел спрятаться.

Контракты №50 / 2005


Вы здесь:
вверх