логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Импортер всегда прав Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №50 Декабрь 2005г.

Усложнена процедура антидемпинговых расследований. Отечественные предприятия будут чаще страдать от конкуренции с импортерами


Сподписанием президентом Виктором Ющенко двух законов, частично меняющих отечественное антидемпинговое законодательство, Украина стала еще чуть ближе к вступлению во Всемирную торговую организацию. Наряду с уточнением некоторых терминов, эти законы увеличивают сроки проведения антидемпинговых расследований, ограничивают полномочия специальной Комиссии по их проведению, а потребителей импортной продукции определяют как заинтересованных лиц.

В целом отечественное антидемпинговое законодательство стало более гуманным к импортерам, что вряд ли будет на руку отечественному производителю. Кроме того, как только Украина станет членом ВТО, результаты наших антидемпинговых расследований могут быть поставлены под сомнение этой уважаемой организацией.

А посему чем раньше мы начнем применять международные правила, тем лучше. Глядишь, и у наших производителей появится возможность обжаловать в ВТО применение к их товару антидемпинговых мер со стороны других стран.

как определяется
антидемпинговая пошлина

Заинтересованные лица

Одной из законодательных новелл, привлекших всеобщее внимание, стало включение потребителей (или их объединений) в круг заинтересованных лиц при проведении специального расследования (см. Демпинг и ВТО). На первый взгляд могло даже показаться, что теперь потребитель сам вправе инициировать такое расследование.

Однако при внимательном прочтении норм Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» (№ 3028) стало ясно, что законодатель просто изменил расстановку сил между инициатором расследования и импортером, который подозревается в демпинге. То есть потребители, входящие теперь в круг заинтересованных лиц, которые формально могут принимать участие в расследовании, будут выступать на стороне импортеров.

Юрист ЮФ «Магистр и Партнеры» Иван Трофименко отмечает: «Теперь потребители, которые всегда заинтересованы в более низких ценах и более широком выборе, приобретут права заинтересованной стороны и смогут выступить в защиту импортеров». Собственно, законодательство в первую очередь и должно защищать потребителя, который в данном случае просто получает больше прав.

Спешки не будет

Возможно для того, чтобы потребитель имел достаточно времени для использования своих прав, законодатель значительно увеличил сроки проведения первого заседания Комиссии по расследованию и сроки самого специального расследования. Подписанная президентом редакция закона предусматривает продление максимального срока проведения первого собрания Комиссией с 10 до 30 дней (с момента подачи соответствующего заявления заинтересованной стороной).

Это фактически увеличивает срок введения предварительных специальных мер, поскольку принятие решения об их применении напрямую зависит от длительности проведения первого собрания Комиссии. Период самого расследования теперь может длиться от одного до трех лет (ранее — от шести месяцев до одного года).

Юрист, руководитель офиса «Ильяшев и Партнеры» в Харькове Роман Молодецкий считает, что увеличение сроков может быть обосновано либо желанием обстоятельно разобраться с влиянием импорта (чем больше срок, тем больше информации будет исследовано), либо стремлением дать законную возможность затянуть разбирательство. Во всяком случае, это на руку субъекту, подозреваемому в демпинге. Ведь именно он желает как можно дальше оттянуть срок возможного применения санкций.

Ущерб — не демпинг

Кроме увеличения сроков, были ужесточены и условия, при которых возможно применение предварительных специальных мер. До сих пор эти меры могли быть введены из тех соображений, что их неприменение может нанести значительный вред национальному товаропроизводителю. Теперь же такое возможно лишь в случае, когда четко доказано, что затягивание со спецмерами нанесет не просто значительный вред, а такой, последствия которого будет сложно ликвидировать в будущем.

То есть, как поясняет Роман Молодецкий, законодатель предполагает, что вред может быть значительным, такой вред уже причиняется, но если он может быть впоследствии устранен, то специальные предварительные меры не подлежат применению. Заметим, что не всегда существуют факторы, позволяющие объективно определить возможность или невозможность устранения причиненного вреда в будущем. Поэтому Комиссия, на которую и возложена обязанность определять вероятность возмещения ущерба, имеет право принимать решение по собственному усмотрению.

Закон № 3028 меняет и факторы, определяющие значительность причиненного вреда. В частности, если помимо увеличения объема импорта одновременно существуют иные факторы, причиняющие значительный вред национальному товаропроизводителю, то рост импорта не считается причиной нанесения такого вреда.

«Опасность этого пункта заключается в том, что под него можно подвести ситуацию с любым импортом, — говорит Роман Молодецкий. — Очевидно, эта норма введена для большей свободы действий соответствующих органов и возможности вести переговоры со страной происхождения импорта. В этом случае трудно говорить об интересах национального товаропроизводителя».

Кроме того, законом внесены изменения, касающиеся определения предельного уровня импортной квоты. И здесь законодатель пересмотрел не в пользу отечественного производителя порядок установления квот на импорт товаров, которые являются объектом специального расследования.

Прежде Закон «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» предусматривал, что предельный уровень таких квот не может быть выше, чем среднеарифметический уровень поставок на протяжении предыдущих трех лет. По новым нормам уровень таких квот не может быть ниже. То есть квоты на импорт увеличиваются, что, естественно, невыгодно нашим производителям. Однако, по словам Ивана Трофименко, в этом правиле есть слабое место — наличие аргументов в пользу применения более жестких количественных ограничений может служить основанием для уменьшения импортных квот.

Таким образом, данное изменение можно трактовать двояко. Потому что при наличии соответствующих аргументов отечественные производители все-таки смогут инициировать установление квот на более низком уровне, нежели рекомендуемый законом среднеарифметический.

Приятные пошлины

Впрочем, не все так плохо для украинских производителей. Например, изменениями в Закон «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» (изменения № 3027) ликвидируется так называемое правило обязательной меньшей маржи. Дело в том, что при установлении размера антидемпинговой пошлины в международном торговом праве существует два понятия маржи — маржа демпинга и маржа ущерба (см. Как определяется антидемпинговая пошлина).

Первая — это разница между ценой товара, которую иностранный производитель устанавливает в своей стране, и ценой на тот же товар, которую он устанавливает в Украине.

Вторая — это сумма, на которую иностранный производитель обязан увеличить цену своего товара, чтобы уравнять ее с ценами на украинском рынке.

До сих пор если маржа ущерба была меньше демпинговой маржи, на товар устанавливалась пошлина меньшая, чем размер демпинговой маржи. То есть иностранный производитель все равно имел возможность продавать товар в Украине дешевле, чем у себя на родине. Теперь же украинские предприятия могут добиться установления такой пошлины на импорт, которая сравняет цену на него в Украине с ценой в стране происхождения. Потому что для определения пошлины теперь может быть использована как маржа ущерба, так и демпинговая.

К примеру, если производитель продает в своей стране единицу товара по $100, в Украине по $60, но аналогичная продукция здесь стоит $80, то по старым правилам пошлина устанавливалась исходя из $20 ($80-$60 = $20 — маржа ущерба). Теперь такая пошлина может устанавливаться исходя из суммы в $40 ($100 — $60 = $40 — маржа демпинга). Иван Трофименко отмечает, что украинские производители, воспользовавшись таким выбором, смогут аргументировано доказывать необходимость установления пошлины на уровне демпинговой маржи.


Демпинг и ВТО

Сам по себе демпинг в странах, входящих в ВТО, не запрещен. Введение антидемпинговых мер возможно только в том случае, если:

  • на основании жалобы представителей промышленности страны-импортера проведено специальное расследование;
  • это расследование доказало наличие демпинга, который наносит или угрожает нанесением материального ущерба национальной промышленности или ведет к замедлению развития соответствующей отрасли.

Расследование обычно начинается в результате подачи местными промышленниками жалобы, в которой содержатся доказательства того, что предприятия — члены ВТО продают свои товары на экспорт в данную страну по демпинговым ценам, то есть по ценам, которые ниже, чем цены, устанавливаемые ими для продаж на своем рынке.

ЭКСПЕРТиза

Иван ТРОФИМЕНКО, юрист юридической фирмы «Магистр и Партнеры»

— В целом изменения законодательства такого рода в мире случаются довольно редко. В странах с большим опытом проведения защитных расследований важную роль играет практика применения норм законодательства. Например, в США в свое время был разработан документ под названием «Руководство по антидемпингу» (Antidumping Manual), в котором отражена такая практика Департамента торговли США.

Отсутствие аналогичного документа в Украине создает предпосылки для непостоянной трактовки норм законов. Это, в свою очередь, создает негативный имидж Украины среди стран ВТО. Сегодня с большой уверенностью можно сказать, что результаты расследований в таких странах, как Украина и Россия, где практика применения правовых норм также непостоянна, станут предметом обжалования в ВТО, как только эти страны обретут членство в данной организации. С другой стороны, не следует забывать, что и Украина сможет обжаловать применение защитных мер в других странах.

Валентин БЕЛИНСКИЙ, юрист Ди Эл Эй Пайпер Украина

— В качестве главной новации следует отметить увеличение основных сроков: до 3 лет (ранее — 1 год) — период расследования в отношении импорта в Украину и до 18 месяцев (ранее — 15 месяцев) — срок проведения антидемпингового расследования. Важным является то, что межведомственная комиссия по международной торговле, осуществляющая расследование в отношении импорта, получила дополнительные полномочия по принятию необходимых решений в рамках процедуры расследования. Соответственно, комиссия сможет более адекватно реагировать в конкретной ситуации и принимать более гибкие и взвешенные решения.

Также следует упомянуть новое положение, которое предписывает при рассмотрении возможности применения антидемпинговых мер в отношении развивающихся стран — членов ВТО уделять особое внимание состоянию таких стран. В частности, до применения мер к таким странам необходимо рассматривать другие конструктивные (не связанные с антидемпингом) меры правовой защиты. Очевидно, что такая формулировка была добавлена с прицелом на то, чтобы Украину наконец приняли в ВТО.

Контракты №50 / 2005


Вы здесь:
вверх