логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Заспиртовали Сергей КИРИЛОВ - «Контракты» №51 Декабрь 2005г.

Водочники заявляют о монополизации спиртовой отрасли. Верховная Рада законодательно закрепила столь опостылевшую производителям ЛВИ монополию концерна «Укрспирт» на продажу спирта.


В конце ноября была внесена поправка в Закон «О регулировании производства и оборота спирта этилового», где прописано, что «предприятия-производители этилового спирта должны его реализовывать на экспорт через уполномоченное КМ государственное учреждение, а украинским потребителям (то есть водочникам. — Ред.) — через оптовую торговлю». Таким образом, изменена предыдущая редакция закона, где было оговорено существование шести, а не одного предприятиятия-экспортера спирта.

ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВА
предприятий концерна «Укрспирт», млн дал

Канула в Лету и нынешняя безлицензионная практика реализации спирта по нарядам Минэкономики — убыточные спиртзаводы обязаны покупать лицензии на оптовую торговлю спиртом, каждая из которых «тянет» на 85 тыс. грн. Если предположить, что каждый из спиртзаводов (их пока 82) купит оптовую лицензию, лицензирование обойдется Укрспирту ни много ни мало в 6,97 млн грн.

Эксперты рынка усматривают в новых правилах подвох, поскольку им cложно предположить, что госконцерн раскошелится почти на $1,4 млн. По их мнению, большая часть спиртзаводов будет вынуждена продавать свою продукцию через немногочисленные «отлицензированные» предприятия. Но это в лучшем случае.

В худшем — концерном будет куплена лицензия в единственном экземпляре, тем более, что еще в начале октября руководство Укрспирта заявляло о планах создания одного предприятия по реализации продукции спиртзаводов. «Это очередной, но несколько завуалированный, шаг к полной монополизации спиртовой отрасли Украины», — утверждает председатель наблюдательного совета ООО «Группа компаний «Союз-Виктан» Андрей Охлопков. Естественно, что единственный продавец отечественного спирта сможет и за ценой постоять, и при желании избирательно относиться к покупателю, жонглируя сроками и объемами поставок.

В конце ноября парламент подбросил операторам алкогольного рынка еще одно законодательное новшество. Согласно принятым поправкам в Закон «Об аренде государственной и коммунальной собственности» предприятиям, которые арендуют целостные имущественные комплексы и выпускают подакцизную продукцию, разрешено продлевать договора аренды, но только в том случае, если они заключены до 29 июля 2004 г.

Как следствие, будущее минимум шести ликероводочных заводов, у которых к концу 2005 г. подобные договора заканчивались, теперь кажется светлым и безоблачным. Однако операторов рынка настораживает как довольно-таки странный dead-line — лето 2004 г., так и очевидная избирательность законодательной нормы, которая несколько далека от представлений некоторых водочников о рыночной конкуренции.

«Производитель, который заключил договор об аренде 30 июля 2004 г., не имеет права на его продление? Впрочем, большинство обладателей подписанных договоров аренды довольны — предполагаемая прежней редакцией закона об аренде процедура постепенного возвращения подакцизных предприятий в госсобственность им больше не грозит.

С нового года проблемы могут возникнуть у экспортеров. В российском Законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» прописано, что вся импортная алкогольная продукция должна оклеиваться марками акцизного сбора только на территории России. Правда, до 1 июля 2006 года разрешено ввозить товар со старыми марками.

Однако экспортеры побаиваются, что на старый акциз обяжут наклеивать дополнительную марку — сама процедура маркировки по-новому пока ни законодательно, ни организационно не урегулирована. Сейчас Таможенный комитет РФ буквально завален заявками на акцизные марки старого образца — импортеры стремятся заблаговременно увезти на родину максимальное количество марок, и, соответственно, ввезти в РФ рекордное количество маркированной продукции до 1 июля следующего года.

Впрочем, это лишь полумеры, которые могут только усугубить и без того запутанную ситуацию (даже в случае предоставления иностранным производителям права наклеивать акциз у себя на родине без ограничения срока). Дело в том, что со следующего года на импортной бутылке горячительного должна красоваться не только новая акцизная марка, но и специальный штрихкод, благодаря которому товар попадает в единую российскую базу учета оборота алкоголя. Нанести штрихкод на уже оклеенную акцизом «пляшку» невозможно технически — согласно разработанной в РФ схеме после растаможивания штрихкод должен наноситься на заготовку для марки уже с помощью принтера.

Бросилась защищать россиян от экспансии «горилки» и Национальная алкогольная ассоциация России (НААР). Общественники обратились к председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову с просьбой изменить налоговое законодательство страны, огрехи которого позволяют украинским производителям ежегодно в 2-3 раза наращивать импорт водки в РФ.

Возмущение российских производителей вызывает и тот факт, что цена лицензии на импорт алкоголя в Украине равна $400 тыс., в то время как в РФ цена аналогичной лицензии в 8 раз выше. К тому же, с 1 января 2006 г. импорт алкоголя в РФ и вовсе будет безлицензионным. НААР предлагает «на торговых переговорах между Украиной и РФ поставить вопрос об исключении лицензирования импорта российской алкогольной продукции в Украину».

Российские водочники считают, что в этом случае у них появятся хорошие шансы побороться за украинский рынок ЛВИ. Впрочем, некоторые из них и без преференций уже завоевывают своими «стандартами» и «размерами» украинского потребителя.

Вы здесь:
вверх