логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Русский размах - «Контракты» №51 Декабрь 2005г.

На украинский рынок с ТМ «Русский размер» вышел лидер алкогольного рынка России — компания «Веда», занявшая в прошлом году 2-е место в России по объему производства ликероводочной продукции. На что рассчитывают россияне, выходя на украинский рынок, где правят бал национальные бренды, Контракты выясняли у Жанны Булавчик, исполнительного директора алкогольного направления ЗАО «Веда»


Жанни Булавчик, виконавчого директора алкогольного напряму ЗАТ «Веда»
Какие мотивы побуждают выйти на наиболее структурированный рынок в Восточной Европе?

— У каждой из российских компаний, открывающих бизнес в Украине, свои причины, которые мы не анализируем. У нас собственные цели и задачи. Украинский алкогольный рынок очень привлекателен по своей емкости и потенциалу развития.

Да, украинский водочный рынок структурирован, так как свыше 50% рынка контролируют три производителя: Nemiroff, Олимп, группа компаний «Союз-Виктан»; алкогольный рынок насыщен марками, имеющими очень твердые позиции. Однако мы уверены, что у нас есть шансы прочно закрепиться на украинском рынке алкоголя. Во-первых, рынок определяет спрос именно на славянские марки. Во-вторых, по демографическим особенностям и психологии потребителей украинский рынок очень напоминает российский. Как и в России, большинство украинских мужчин из крепких спиртных напитков предпочитают водку.

В России в структуре потребления алкоголя, в пересчете на абсолютный спирт, доля водки за десять лет сократилась с 75 до 48% в 2004 году, доля пива, наоборот, выросла с 18 до 41%. Доля вин натуральных и игристых составляет 5% (без учета импорта). Слабоалкогольные напитки дают 3% общего потребления алкоголя. В Украине алкогольные предпочтения почти такие же. Поэтому мотивы покупок украинцев нам более близки и понятны.

Существуют ли принципиальные отличия ведения бизнеса в Украине и на других зарубежных рынках?

— Европейские рынки требуют больших инвестиций, чем украинские. Это десятки миллионов долларов. Чтобы заявить о марке, нужна очень дорогая реклама, по причине высокой стоимости времени на телевидении и печатных площадей в прессе. Кроме того, западный потребитель уже привык к стабильному пулу марок.

Поэтому, чтобы заработать лояльность покупателей к новой водке, тем более из России, надо потратить не только много сил, денег, но и времени. На западном рынке сложилась совершенно другая структура продаж: лидерами являются несколько мощных брендов мировых производителей алкоголя с огромными маркетинговыми бюджетами.

Представители русского бизнеса в Украине отмечают, что украинское законодательство более прогрессивно, нежели российское, а давление власти на бизнес в Украине меньше, чем в России. Каковы, по вашим ощущениям, основные преимущества украинского рынка перед российским?

— Украинский рынок более предсказуем в силу своей жесткой структурированности. В России же 50% продаж обеспечивают не три, как в Украине, а 18 предприятий. Кроме того, в Украине крепкая алкогольная продукция четко различается по сегментам, цене и объемам. В России, несмотря на свою зрелость, водочный рынок находится в стадии формирования. Это касается и процессов консолидации отрасли, и перераспределения долей рынка. Плюс в Украине более широкие рекламные возможности. Например, после 23 часов на украинском телевидении реклама водки разрешена.

Украинские водочные компании активно завоевывают российский рынок. Между тем Веда намерена расширяться с помощью Украины. За счет чего компания намерена потеснить более мощных украинских водочников на их родном рынке?

— Успех нашего бизнеса в Украине будет напрямую зависеть от способности компании построить стратегию, основанную на максимальном удовлетворении потребностей покупателя. Поэтому мы будем предлагать товар самого лучшего качества в наибольшей степени отвечающего пожеланиям украинской аудитории. Но этого не достаточно. Очень важно наладить эффективную дистрибуцию. Поэтому, в нашем случае, стратегически правильным является партнерство с лидером украинского рынка — группой компаний «Союз-Виктан».

«Русский размер» — первая российская марка, которая будет активно поддерживаться в Украине. До нас пока никто из российских производителей алкоголя не смог правильно осуществить запуск своего бренда. Принято было считать, что русская водка будет продаваться сама по себе. А между тем рынок Украины — это рынок брендов, которые активно поддерживаются и продвигаются. Мы тоже планируем строить сильный бренд со своими ценностями. Время, когда можно было выиграть лишь за счет громадного спроса и дефицита, когда любая новая марка продавалась автоматически, прошло. Мы четко осознаем: марку надо продвигать, это ежедневная, монотонная, системная работа.

Какую долю украинского рынка компания планирует занять, и в каком сегменте будет позиционироваться?

— Посмотрим, как отреагирует рынок. Полагаем, что все станет ясно в ближайшие несколько месяцев, когда мы сможем почувствовать спрос. Однако являясь лидером в России по продвижению собственных водочных брендов, мы планируем в течение 3-5 лет, занять одно из лидирующих мест и на алкогольном рынке Украины. Для этого необходимо контролировать не менее 5% рынка.


Вторая в России

ЗАО «Веда» создано в 1996 г. В 2004 году компания вышла на 2-е место в России по объему производства ЛВИ — 8,2 млн дал. При этом водки «Русский размер» было продано 3,5 млн дал. Мощность предприятия составляет 100 млн л в год. За 10 мес. 2005 г. компания продала 5,532 дал ЛВИ. «Веда» экспортирует продукцию в страны СНГ, Балтии, Средиземноморья, Восточную и Западную Европу.

В декабре Веда начала поставки водки в Украину. Эксклюзивным дистрибьютером водки «Русский размер» выступит группа компаний «Союз-Виктан». На продвижение бренда в Украине Веда планирует израсходовать несколько миллионов долларов. Рекомендуемая розничная цена бутылки — 12,5 грн. Планируемых объемов продаж на украинском рынке компания не оглашает.

Вы здесь:
вверх