логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Кредитное замыкание Евгений ДУБОГРЫЗ - «Контракты» №6 Февраль 2005г.

Кредит Всемирного банка Украине — жест доброй воли и руководство к действию.
Не бойтесь данайцев. Всемирный банк (World Bank) готов возобновить кредитование украинской экономики в рамках предоставления программных системных займов (ПСЗ).


Поляки подарили Виктору Ющенко
миллион гривнами 1919 года.
Очередь за Всемирным банком

Не бойтесь данайцев.

Всемирный банк (World Bank) готов возобновить кредитование украинской экономики в рамках предоставления программных системных займов (ПСЗ). По словам Душана Вуйовича, главы представительства ВБ в Украине, сейчас банк продолжает обсуждение условий предоставления третьей очереди займов ("Президентский Системный Займ"). Максимальная сумма, на которую может рассчитывать Украина в рамках ПСЗ, составляет $1,5 млрд.

Безусловно, такая сумма будет существенным подспорьем новому правительству в финансировании предполагаемых реформ и предстоящих социальных выплат. Кроме того, этот способ финансирования дефицита бюджета — чуть ли не самый беспроблемный. В преддверии политической реформы правительство вряд ли пойдет на такую непопулярную меру, как увеличение налоговых поступлений, а пересмотр итогов приватизации последних лет может затянуться не на один год (да и влияние олигархов на парламент тоже необходимо принимать во внимание). Однако размер суммы, которой Всемирный банк готов «поделиться» с правительством, впечатляет еще и потому что условия предоставления займа от ВБ станут одним из индикаторов — чего ждет от Украины Запад, так активно поддерживавший оранжевую сторону в ходе выборов.

В определенной степени предоставление кредита можно рассматривать как жест доброй воли. Ведь, несмотря на то что программа будущих действий правительства пока не обнародована (неизвестно даже, существует ли она вообще) и сколько-нибудь заметных подвижек правительства в направлении ее принятия до сих пор не видно, Всемирный банк всерьез настроен на выдачу кредитов. Это, свидетельствует о доверии мировых финансовых институций к новому Президенту, и, что более важно, к правительству.

С другой стороны, доверие, пока что выражаемое на словах, рано или поздно придется оправдывать. Особенно, если это доверие проявит себя еще и на деле — получив кредит, пускай на самых льготных условиях, украинское правительство поневоле окажется «заложником благодарности». Проще говоря, любая будущая просьба Всемирного банка будет восприниматься (особенно, со стороны Запада) не как просьба, а как требование. В противном случае, имидж правительства и даже Президента, недвусмысленно ориентирующегося на евроинтеграцию, окажется существенно подпорченным.

Мир ищет энергию

Всемирный банк пока не обнародует конкретные условия выдачи кредита, что понятно — до появления правительственной программы такой жест выглядел бы как давление на новую власть. Впрочем, уже сам факт возобновления кредитования украинской экономики со стороны Запада неизбежно будет рассматриваться в качестве требования. Для ответа на вопрос, какими могут быть потенциальные запросы ВБ, достаточно обратить внимание, что за условия банк выставлял к предшествующим программам. Естественно, в списке запросов ВБ во все времена стояли бюджетные, социальные, образовательные и прочие реформы, интеграция с европейским сообществом — вещи весьма расплывчатые и нередко допускающие двойную (а то и тройную) трактовку. Однако среди «прошлых» желаний Всемирного банка наличествовало одно вполне конкретное. Речь идет о продаже предприятий украинского электроэнергетического (в первую очередь, распределительного) сектора.

Напомним, основные требования Всемирного банка на переговорах об открытии предыдущей кредитной линии (ПСЗ-2, подразумевавшей выдачу $250 млн двумя траншами) так или иначе касались отечественной энергетики. Сначала ВБ настаивал на проведении приватизации отечественного распределительного сектора, позже высказал свои желания в более завуалированной форме — «проведение государством подготовки к тендерной приватизации облэнерго». Однако ожидания банка пошли вразрез с намерениями прежней власти. В прошлом году государственные энергоактивы были объединены в госмонополию НАК «Энергетическая компания Украины», президент которой, Олег Дубина, крайне негативно высказывался по поводу возможной приватизации составных частей НАК в ближайшем будущем. Кроме того, Верховная Рада так и не приняла законопроект о реструктуризации долгов в энергетическом секторе, который, по мнению экспертов, является необходимым условием для продажи энергоактивов. Соответственно, второй транш ПСЗ-2 ($175 млн) Украиной так и не был получен. Впрочем, как заявил Контрактам Душан Вуйович, если правительство будет готово решить вопрос задолженности в энергосекторе, проблем с получением второго транша не возникнет.

Почему Всемирный банк считает первоочередной для реформирования и приватизации электроэнергетику, а не более проблемные для Украины транспортную инфраструктуру, угольную или машиностроительную отрасли, понять несложно. Завязшие в долгах и субсидиях отечественные угольные шахты, будучи формально государственными, давно находятся под контролем крупных ФПГ. Машиностроение Украины не имеет рынка сбыта в развитых странах, а, значит, синергетического эффекта от покупки, например, Турбоатома концерном Siemens ожидать не приходится. Постройка же дорог в бывшем СНГ всегда была парафией государства: термин окупаемости даже такой оживленной трасы как Киев—Одесса составляет не менее 50 лет.

Вместе с тем, приватизация отечественного энергосектора (в случае, конечно, если покупателями облэнерго и генерации станут западные игроки рынка) сможет принести немало дивидендов как потенциальным инвесторам, так и Европе в целом. Цены на западноевропейском энергорынке намного выше украинских тарифов, а возможности Украины по экспорту электроэнергии в страны дальнего зарубежья ограничены — именно поэтому мировые и европейские эмиссары уже несколько лет ратуют за включение Украины в европейскую энергетическую сеть.

Поэтому, несмотря на политкорректные заявления Душана Вуйовича о перспективах начатых и будущих политико-экономических реформ, интерес Запада к украинской энергетике не стоит сбрасывать со счетов. Скорее всего, приватизация энергосектора и интеграция отечественной энергосистемы в европейскую, в замаскированном виде будут присутствовать и среди условий займа. Вне всякого сомнения, энергетическая приватизация — дело нужное и правительство рано или поздно будет поставлено перед задачей повышения эффективности работы отечественной энергосистемы. Другой вопрос, стоит ли считать расставание государства с энергетикой делом первостепенной необходимости, игнорируя другие секторы экономики, доселе пребывающие в состоянии стагнации. Мнение правительства и Всемирного банка на этот счет мы узнаем довольно скоро.

Программа кредитования украинской экономики в рамках программного системного займа (ПСЗ) была утверждена в 2001 году. Общий объем ПСЗ должен был составить $750 млн — три транша по $250 млн каждый.

20 сентября 2001 года ВБ предоставил Украине кредит на сумму $250 млн для поддержки экономической программы правительства. $150 млн были перечислены немедленно, еще $100 млн — предоставлены в декабре 2001. Второй транш (ПСЗ-2) был утвержден 9 декабря 2003 года, тогда же Украине были перечислены $75 млн. Задержка с получением ПСЗ-2 была вызвана недовольством ВБ политикой Украины в отношении реформ в энергетической и угольной отраслях, в частности, приостановкой приватизации облэнерго.


ПСЗ-1

Дата утверждения:
20 сентября 2001 года
Размер: $250 млн

Основные условия:

  • повышение уровня денежных поступлений в энергетике;
  • преодоление моратория на проведение приватизации облэнерго;
  • пересмотр тарифов в энергетике;
  • утверждение плана мер по повышению эффективности системы финансового контроля и государственных закупок.

Итоги: $150 млн перечислены в сентябре 2001 года, $100 млн — в декабре.

ПСЗ-2

Дата утверждения:
9 декабря 2003 года
Размер: $250 млн

Основные условия:

  • недопущение роста налоговой задолженности в бюджет;
  • устранение всех льготных тарифов на электроэнергию компаниям или секторам;
  • объявление тендера о продаже оставшихся в государственной собственности облэнерго;
  • внедрение Кабмином международного аудита и современной системы контроля за государственными финансами;
  • дальнейшее устранение налоговых льгот.

Итоги: $75 млн перечислены в декабре 2003 года, переговоры по выделению второй части транша ВБ намерен проводить лишь после принятия законов по решению проблем задолженности в энергетическом секторе.

Контракты №6 / 2005


Вы здесь:
вверх