логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Навстречу планам Наталья ЗАДЕРЕЙ - «Контракты» №7 Февраль 2005г.

В правительственной программе есть лишь одна цифра — прошлогодней инфляции, которую авторы почему-то назвали ценами производителей.


Правительство намеревается идти «навстречу людям» с огромным бюджетным дефицитом и отсутствием четкой концепции реформ. Основной идеей изложенных тезисов является гипотетический переход от олигархической инсайдерской экономики к прозрачной и конкурентной.

В первую неделю работы правительство занялось не административной или налоговой реформой, а пересмотром результатов приватизации и инвентаризацией госсобственности. «Нашим приоритетом является удовлетворение социальных ожиданий в обществе, и мы будем это делать динамично, быстро, достаточно жестко наводя порядок в Украине», — не скрывала премьер Юлия Тимошенко. Проблема текущего дефицита бюджета, который, по разным оценкам самих членов правительства, составляет от 18 до 32 млрд грн, будет решаться за счет доходной части сметы. Недостающие миллиарды предполагается добрать за счет пересмотра политики управления госсобственностью (в частности, «Укзалізницею», Укртелекомом, Укрнефтью и Нефтегазом), реприватизации и ликвидации СЭЗ и корпоративных льгот.

Обещанные повышения социальных выплат новая власть, связанная политреформой и приближающимися парламентскими выборами, собирается выполнить в полном объеме. Оптимизм правительства по поводу перспектив наполнения бюджета непонятен. Бесспорно, ликвидация трейдерских схем, при помощи которых руководство госпредприятий зачастую лишает государство огромной доли прибыли, добавит к доходам бюджета несколько миллиардов. Но не факт, что правительству удастся выгодно перепродать ту же Криворожсталь, вся сырьевая цепочка которой замкнута на нынешнем инвесторе.

Приоритетным заданием правительства в финансовой сфере программа почему-то называет создание новой модели надзора путем создания единого государственного органа по регулированию рынков финансовых услуг. Среди основных задач в банковской сфере числится развитие ипотечного кредитования, правда без упоминания роли созданной предыдущим правительством государственной ипотечной компании. Правительство также намерено способствовать появлению новых инструментов (очевидно векселей) для обслуживания аграриев и продвигать гарантийные и компенсационные программы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса. Целесообразность последней идеи можно оспорить, поскольку опыт уже доказал, что гарантии и компенсации искажают стимулы предпринимателей. Впрочем, о создании банков развития (считающихся в мировой практике более эффективным инструментом стимулирования инвестиций) в программе не говорится.

Выступает правительство за развитие национальной системы рейтингования эмитентов и финансовых инструментов, в связи с чем возникает опасение, не начнет ли Кабмин делать это с таким же ущербом для рынка облигаций, как и предыдущее правительство, поспособствовавшее интересам единственного агентства. В сфере валютного регулирования Кабмин намерен добиться отмены обязательной конвертации валюты, поступившей в рамках иностранных инвестиций. Хотя, не исключено, что масштабы вывоза капитала, спровоцированные той же политикой реприватизации, сделают такую меру неактуальной.

Что касается фондового рынка, то правительство обещает защитить права миноритарных акционеров принятием закона «Об акционерных обществах», развивать национальную депозитарную систему и стимулировать появление институтов совместного инвестирования. Главное, чтобы усердия новой власти при нынешнем отсутствии правил игры в корпоративной сфере не сменились террором мелких акционеров.

В целом, программа насыщена теоретически правильными идеями вроде радикального упрощения процедуры начала предпринимательской деятельности или прекращения практики фиктивного банкротства предприятий ТЭК. Озадачивают планы правительства вступить в ВТО уже во второй половине 2005 года и активизировать сотрудничество с международными финансовыми организациями. В то же время, размытость формулировок и отсутствие даже намеков о путях выполнения поставленных задач не дают возможности судить об их реалистичности. Сама же нынешняя экономическая ситуация говорит о том, что до большинства проанонсированных задач руки у правительства не дойдут. Слишком много усилий потребует банальное повышение социальных выплат и борьба с его инфляционными последствиями.

Контракты №7 / 2005


Вы здесь:
вверх