логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Почем оптимизм для народа Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №7 Февраль 2005г.

Философская программа действий правительства в части, касающейся бизнеса, практически не предполагает лишних телодвижений.


Некоторые задачи из тех, что поставило перед собой новое правительство, уже реализованы его предшественниками. Например, создание единой системы регистрации имущественных прав — ведение такого реестра предусмотрено Законом «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений», уже давно вступившим в силу. Сегодня реестр не действует только из-за отсутствия автографа премьера на двух постановлениях, проекты которых пылятся в Кабмине.

В то же время некоторые задачи вряд ли будут реализованы до окончания правительственного иммунитета в связи с их непопулярностью. Например, внедрение обязательного медицинского страхования, попытка введения которого уже потерпела фиаско в 2002 году. Так же непопулярна идея введения налога на недвижимость, за много лет своего существования (в различных вариантах) так и не дошедшая до второго чтения в парламенте.

Декларативно, по крайней мере на ближайший год, выглядит идея (впрочем, не новая) введения единого социального сбора, в который будут включаться взносы в фонды социального страхования по временной потере трудоспособности, на случай безработицы или несчастного случая на производстве. В условиях выполнения сверхсложного бюджета-2005 правительство вряд ли согласится на эксперименты, которые гипотетически могли бы уменьшить поступления в госказну. К тому же попытка 3 февраля провести через парламент в чем-то похожий законопроект (предусматривает отмену двойного обложения соцвзносами упрощенцев) была поддержана... аж 43 народными избранниками.

В целом правительство обещает работодателям существенно уменьшить нагрузку на фонд оплаты труда... за счет зарплаты персонала. Кабмин намеревается равномерно распределить налоговое давление между работодателем и персоналом, т. е. обещает в будущем нагрузки на ФОП предприятия уменьшить, однако при этом рядовые налогоплательщики будут вынуждены больше, чем теперь, отдавать государству.

В налоговой политике правительство обещает руководствоваться принципом «налоги должны быть понятными, стабильными и низкими, но платить их обязаны все». Прежде всего, речь идет об НДС — законопроекты относительно снижения ставки налога до 17% (впоследствии до 15%) уже длительное время не могут пройти парламентскую цензуру. Кроме того, правительство считает необходимым адаптировать налоговое законодательство к критериям ЕС. На Западе очень не любят чужого протекционизма и уже давно требуют от Украины избавиться от многочисленных налоговых льгот. Поэтому предложение правительства упразднить льготы для отдельных налогоплательщиков и территорий ради «справедливого расширения базы налогообложения» попало в подготовленную почву. Очевидно, речь идет о закрытии так называемых украинских офшоров — специальных экономических зон и территорий приоритетного развития. Правда, в этом случае правительство само себе противоречит, поскольку программно обещает развивать технопарки, технополисы, технологические инкубаторы. Развитие таких образований, по существу, невозможно без преференций, в первую очередь, в виде налоговых льгот.

Впрочем, увеличения базы налогообложения предполагается достичь и за счет введения новых налогов. Например, «для предотвращения искусственной налоговой убыточности» правительство планирует определить целесообразность введения налога на активы.

Больше смахивающую на заклинание фразу о «снижении ставок налогообложения путем расширения налоговой базы» содержала уже не одна правительственная программа. Точно так же ничего нового нет и в предложении провести кодификацию налоговых законов, значительно упростить их изложение, сблизить принципы налогового и бухгалтерского учета. Максимум, чего можно ожидать в ближайшее время, — появления в парламенте очередной редакции проекта Налогового кодекса.

В регуляторной политике первоочередное задание — «радикальное упрощение процедуры начала предпринимательской деятельности». Сразу вспоминается «единое окно», бронированное стекло которого до сих пор не могут пробить некоторые предприниматели. Еще одним шагом «навстречу бизнесу» должна стать реформа разрешительной системы, дающей немалую «левую» прибыль чиновникам. В частности, предусматривается ограничить виды деятельности, начало либо ведение которых нуждается в разрешениях или лицензиях, а также сократить количество контролирующих органов и урегулировать процедуры проведения проверок СПД.

Развитию бизнеса, по мнению правительства, должна содействовать и судебная реформа. В частности, предусмотрено обеспечить возможность предпринимателям и гражданам дискутировать с чиновниками относительно своих прав и свобод в административных судах, которые пока существуют только на бумаге. Честность и порядочность судей планируется обеспечить путем достойной оплаты их труда. Правда, неизвестно, за какие деньги, потому что сейчас бюджетного финансирования не хватает даже на техническое оснащение судов.

Всего для реализации положений программы правительству следует сделать не так уж и много — достать из ящиков парламентских комитетов соответствующие законопроекты, большинство из которых уже даже прошли первое чтение.

Контракты №7 / 2005


Вы здесь:
вверх