логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Семейный бизнес Подготовили Алексей РОСОВЕЦКИЙ, Ирина ПОЛИЩУК, Ольга ВОЛОДЧЕНКО - «Контракты» №7 Февраль 2005г.


Узы творчества

Олег ЯКУБОВСКИЙ, глава «Дому ЯКУБОВСЬКІ»:

— Наш бизнес не просто семейный, он — потомственный. Мой дед начал коллекционировать иконы еще в XIX веке. В советские времена, когда иконы просто выбрасывали за ненадобностью, их подбирал мой отец. В общем, в наследство мне досталась богатейшая коллекция — около 2 тыс. икон, которые, собственно, и предопределили мой бизнес. Впрочем, о предпринимательстве я, будучи студентом Николаевского судостроительного института, а потом — аспирантом, даже не помышлял. Идея реставрировать и продавать иконы родилась в 1991-м. Тогда, собственно, семейное хобби и переросло в бизнес. Я разделил иконы на коммерческие и коллекционные (которые не продаются) и начал торговлю. В первой половине 90-х — покупал иконы на Сенном рынке в Киеве, реставрировал и продавал. Оборотных средств поначалу было недостаточно, приходилось даже давать взятки чиновникам иконами. Со временем дело наладилось. К 2002-му, когда мы познакомились с Оксаной, «Дім ЯКУБОВСЬКІ» занимался не только реставрацией и продажей икон, но и производством эксклюзивных подарков.

Оксана мне сразу понравилась и я, испытывая нехватку сотрудников (возможности карьерного продвижения у нас ограничены), предложил ей работу.

Оксана ЯКУБОВСКАЯ, директор по связям с общественностью:

— До того как Олег предложил мне работу (а потом — руку и сердце), выступала с концертами в Западной Украине. Нас буквально захлестнула романтика и, чтобы лучше узнать Олега, я согласилась у него поработать. Сначала было сложно, училась на ошибках, хотя это и не очень приятно. Я проходила сразу два испытательных срока — в качестве нового сотрудника и будущей супруги.

Нам удается отделять семейный бизнес от семейной жизни. С 7.00 до 9.00 — я, прежде всего, жена. С 9.00 до 18.00 — сотрудник, а после 18.00 — снова жена.

Олег для меня авторитет, но он этим не злоупотребляет — принимая решения, советуется со всеми, в том числе и со мной.

Не скажу, что работать с Олегом легко. Он четко ставит задачи — я их выполняю, но, если речь идет о творчестве, то мы стараемся не мешать друг другу. К примеру, когда муж думает о новом проекте, я играю на фортепиано.

Олег ЯКУБОВСКИЙ:

— Ругать Оксану приходится не чаще, чем остальных сотрудников, а вот уволить ее будет значительно сложнее.

Но мы стараемся не конфликтовать ни дома, ни на работе. Если же дело дойдет до развода (что практически исключено), то все имущественные вопросы будут решать адвокаты.


Синергия упрямства

Руководитель директ-маркетингового агентства OS-Direct Лилия Горелая и ее супруг Валентин Калашник (возглавляющий группу компаний, в которую входит агентство Лилии) убеждены, что все семейные предприятия счастливы одинаково. На вопрос о трудностях семейного бизнеса маркетологи ответили анекдотом: «Один из гостей на золотой свадьбе грузинской семьи спрашивает мужа, не возникало ли за годы супружеской жизни желание развестись? «Развестись — нет. Убить — да!» — отвечает пожилой джигит».

Валентин КАЛАШНИК:

— Я познакомился с Лилией в 1998-м, когда она уже возглавляла OS-Direct. Как супруга Лилия была мне интересна еще и потому, что ей можно было не платить зарплату (шутка).

Лилия ГОРЕЛАЯ:

— Бизнес, по сути, был катализатором создания семьи. Несколько лет назад все важные, стратегические решения мы принимали вне работы. Могли беседовать вечера напролет, пить горячий чай и обсуждать, обсуждать, обсуждать. Сейчас мы по-прежнему трудоголики, но со временем центр обсуждения рабочих вопросов переместился в офис.

Дом должен оставаться домом. Тем более что в семейном бизнесе присутствует двойной элемент риска, нивелировать который можно лишь отделив личную жизнь от деловой.

Бизнес следует строить не на чувствах, а на четких договоренностях. Их соблюдение — вопрос морали. Можно, конечно, документировать ответственность за их нарушение, но в нашем случае хватило и устной договоренности.

Впрочем, я далека от идеализации семейного бизнеса. Мы с Валентином иногда дискутируем и от этого, случается, страдает как персонал, так и работа в целом. Особенно в тех случаях, когда необходимо оперативно принять важное решение. Мы оба весьма импульсивны и упрямы. Валентин — Овен, я — Телец. Тем не менее решающее слово всегда остается за Валентином. Ведь он мужчина и директор.

Валентин КАЛАШНИК:

— В семейном бизнесе традиционный управленческий инструментарий зачастую бесполезен. Жесткое противостояние по рабочим вопросам со своей половиной не решить и «мужским разговором».

Ситуация, откровенно говоря, сложная, однако это цементирует как семейные, так и производственные отношения. Как бы там ни было, а мы с Лилией органично дополняем друг друга.

Я — методичен, она — эмоциональна. Исходя из этого, мы выбираем, кто из нас пойдет на переговоры с тем или иным партнером. Еще одно преимущество семейного бизнеса — взаимное доверие и общий мотив, движущий супругами (что далеко не всегда присуще партнерам, не связанным брачными узами).

Конечно, иногда приходится выслушивать нелицеприятные вещи, зато в прямоте и открытости партнера сомневаться не приходится.


Неполный контакт

Своим возникновением компания «ABBYY Украина» (дистрибьютер 1С и электронных словарей) обязана знакомству исполнительного директора российской компании «Бит» (впоследствии — «ABBYY») Сергея Андреева с выпускником факультета кибернетики КНУ имени Тараса Шевченко Виталием Тищенко. По сути, ныне процветающее предприятие началось с авантюры: москвичи не имели опыта организации региональных представительств, а киевляне вообще только начинали вникать в нюансы бизнеса. Что, впрочем, не помешало менеджерам «ABBYY Украина» освоить внедренческое ремесло и открыть в 1999-м новую компанию «Конто» (специализировалась на продвижении программных продуктов 1С). Тогда же Виталий познакомился со своей будущей женой Мариной и пригласил ее в «Конто» на должность менеджера системы качества.

Виталий Тищенко, гендиректор «ABBYY Украина»:

— Поженившись, мы с Мариной работали в разных офисах, то есть в процессе работы практически не контактировали. В 2002-м, после того как компании были объединены, ситуация изменилась.

Я осознавал, что производственные отношения с супругой следует выстраивать осторожно, а потому, не желая экспериментировать наобум, мы максимально формализовали общение в рабочее время.

В первые месяцы старался, вообще, дистанцироваться от Марины, предпочитая, чтобы ее непосредственным руководителем был другой человек. Однако уже год Марина работает на должности руководителя PR-отдела в моем прямом подчинении.

Не скрою, быть вместе 24 часа в сутки крайне сложно. Это требует определенного понимания и ограничений с обеих сторон: на одной чаше весов оказывается работа, на другой — семья.

Дабы соблюсти баланс отношений, мы с Мариной выработали ряд простых правил, позволяющих минимизировать семейно-производственные проблемы.

Законы семейного равновесия Тищенко:

  1. Максимально ограничить контакты в рабочее время посредством формализации общения.
  2. Не обсуждать рабочие вопросы дома и наоборот.
  3. Совместными усилиями предотвращать нарушение закона № 2.
  4. Не выделяться своими отношениями в коллективе.
  5. Быть готовыми сменить работу, как только она станет помехой семейной жизни.

Впрочем, в совместной работе есть и целый ряд преимуществ. Среди них — безусловная лояльность друг к другу, гарантия действий подчиненной исключительно в интересах компании, знание личных и деловых качеств партнера и т. д. Однако для того, чтобы эти преимущества раскрылись, следует много и упорно работать. Лично я удивлен, что наш эксперимент завершился успешно.


Деловые ласки

Михаил ВОРОНИН, президент концерна:

— Наш семейный бизнес начался с женщины — способности портного во мне разглядела мама. Она постоянно моталась по командировкам, отец регулярно лежал в госпитале, я часто оставался дома один. Однажды к ее возвращению вышил маленькую подушечку. Мама, увидев это рукоделие, была поражена, а позже предложила поступить в профтехшколу швейников. Так все и началось. В конце 50-х работал закройщиком в одном из киевских ателье, а в 90-х, как и многие, открыл собственный бизнес. Сейчас в концерне работают около 2,5 тыс. человек. Швейная фабрика «Желань» позволяет выпускать 250 тыс. изделий в год, а наша торговая сеть насчитывает 40 фирменных магазинов.

На пути к успеху мне нередко приходилось рассчитывать исключительно на собственные силы, но моя семья и супруга Инна Семеновна всегда меня поддерживали.

Инна — экономист и уже много лет занимает в концерне должность директора по социальным вопросам, помогая мне с организацией производственного быта, обеспечивая персонал рабочей одеждой, питанием. Правда, признаюсь, управлять женой нелегко, практически невозможно.

Но конфликты между нами в рабочее время случаются крайне редко. Конечно, мы оба с характером, можем повздорить, но это никогда не отражается на работе и, тем более, на семье.

Для меня семейные отношения — прежде всего, поэтому стараюсь, чтобы рабочие споры не перерастали в супружеские дрязги. Получается. Инна Семеновна меня в этом поддерживает, а во всем остальном — вдохновляет.

К примеру, лежим как-то вечером, отдыхаем, я рукой начинаю пробовать на ней какой-то размер: раз, два... Она смеется: «Я-то думала, это супружеские ласки, а ты снова что-то измеряешь». Днем я экспериментировал на мужчинах, вечером — на жене. Так и открыл модуль, ставший мне подспорьем в работе. Точнее, жилетно-макетный метод пошива одежды без примерок, ставший основой нового направления в конструировании мужской одежды.В общем, на всех этапах жизненного пути мы с супругой были друг для друга поддержкой и опорой.

Развод и, соответственно, дележ имущества между нами исключен! Но даже если допустить, что такое случится, то в обиде я никого не оставлю. Впрочем, семейная нить крепко связала наш бизнес: дочь Лариса, окончившая Киевский институт легкой промышленности, занимается реализацией нашей продукции в Америке. Внук Евгений изучает международный бизнес в одном из американских колледжей, и по окончании учебы, планирует стажироваться на фабрике.

Контракты №7 / 2005


Вы здесь:
вверх