логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Портфельни вийни Константин СМИРНОВ - «Контракты» №9 Март 2005г.

Начавшаяся перестройка госмашины пока больше напоминает разборку ее на металлолом. Поэтому вряд ли через несколько месяцев новые кулибины от власти соберут обещанный чудо-аппарат.


Чиновники-ветераны любят рассказывать о человеке-легенде, работавшем на ответственной хозяйственной должности в аппарате Совмина УССР. Он еще в те времена ходил в парусиновом костюме и вышиванке, был грузен, страдал одышкой и с удовольствием откликался на украинскую речь. Но было в нем одно замечательное качество, из-за которого ему прощали все остальное. Как только «сверху» начинали метать громы и молнии по поводу неэффективности министерского аппарата, и в воздухе явно пахло сокращением штата, все молча и с надеждой смотрели на него — человека, который знает ВСЕ. Он тоже молча вставал со своего кресла, обходил кабинеты, собирал какие-то бумаги, и — ехал на мебельную фабрику заказывать новые столы и стулья. И никогда не ошибался: сколько мебели привез — ровно столько новых чиновников после всех «сокращений» пополняли министерский штат. Он просто знал, что численность любого административного аппарата возрастает на определенный процент независимо от необходимого объема работы (если таковая вообще имеется). О чем давно предупреждал человечество Сирил Н. Паркинсон.

Есть ли у вас план?

К моменту, когда этот номер увидит свет, молодое правительство обещало представить концепцию административно-территориальной реформы. И вполне возможно, что мы таки увидим прекрасный план перестройки системы исполнительной власти. Хотя события последних недель не позволяют поверить в чудо. Громкие заявления и скоропалительность решений новоназначенных министров, вице-премьеров и губернаторов свидетельствуют скорее об их энергии и жажде власти, нежели о наличии четкого плана действий.

Такой план вроде бы есть у вице-премьера по вопросам административной реформы Романа Безсмертного, который тщательно его скрывает от чужих глаз. Все, что он смог поведать журналистам 17 февраля о плане реформы, умещается в несколько строк:

1-й этап — оптимизация центральных органов исполнительной власти;

2-й этап — реформирование органов исполнительной власти на местах;

3-й этап — реформирование системы территориального устройства;

4-й этап — правовое обеспечение этих процессов, принятие необходимых законов, в том числе внесение изменений в Конституцию Украины.

Все остальное покрыто мраком неизвестности. «Я пока не могу вам сказать, увеличится или сократится в ходе реформы количество регионов, увеличится количество органов местного самоуправления или сократится: все будет зависеть от того, будут ли украинцы жить лучше и будет ли власть становиться более открытой», — заявил вице-премьер. Да, и еще одно: количество чиновников должно быть уменьшено, но быть адекватным потребностям, их социальное обеспечение будет увеличено, а министры станут политиками. Занавес.

Лебедь, Рак и Щука

Как видим, нынешние заявления чиновников, ответственных за реформирование аппарата, пока не слишком отличаются от их предшественников пятилетней давности, когда страна однажды уже переживала масштабное переформатирование министерств и ведомств (см. Админреформу по-украински). Сегодняшних реформаторов, правда, отличает изрядная противоречивость в действиях и намерениях, обусловленная отсутствием все того же плана действий. Заявление президента о старте админреформы (8 февраля в Житомире) породило хаос в рядах людей, стоящих у руля государственной власти. Практически каждый новоиспеченный министр успел уже заявить о борьбе с коррупцией и сокращении штатов. И под этим благовидным предлогом министры-реформаторы немедля принялись делить «бесхозные» комитеты, администрации и службы.

Министр финансов Виктор Пинзеник претендует на ГНАУ, таможню и КРУ, министр юстиции Роман Зварыч — на госдепартамент по исполнению наказаний, паспортные столы и реестр вещных прав на землю, министр транспорта Евгений Червоненко — на передачу его ведомству прав по проведению техосмотров транспортных средств... и этот список можно продолжать.

В результате общей давки и неразберихи, по инициативе министра экономики Сергея Терехина, чуть было не ликвидировали Госкомпредпринимательства — единственный государственный орган, на деле защищающий интересы бизнеса. И только активные протесты предпринимателей спасли комитет от дележа его функций ("Крыша на месте").

Зато, похоже, никто не возражает против подчинения Минэкономики Госкомстата. А между тем такая мера чревата — все макропоказатели будет планировать, собирать информацию и отчитываться о выполнении одна структура. Здесь уж не до объективности! Радует лишь то, что все это — пока декларации о намерениях. Ни одно решение еще не было вынесено официально. Даже о первой волне масштабных сокращений госкомитетов, состоящей то ли из 13, то ли из 14 ведомств, общественность вынуждена судить по заявлениям премьера, а не по конкретному постановлению правительства.

Вот и выходит, что, по словам премьера, Госкомитет по жилищно-коммунальному хозяйству останется самостоятельным органом, а если верить заявлению министра топлива и энергетики Украины Ивана Плачкова — комитет уже перешел в его подчинение.

Опасные перестановки

С одной стороны, сокращение перечня контролирующих и регулирующих органов должно пойти во благо предпринимателям, вынужденным обивать пороги десятков госконтор для получения пустякового разрешения. И упразднению таких структур вроде бы надо только радоваться. Но такие перестановки во властных структурах таят в себе и немало опасностей для бизнеса.

Скажем, кто будет выдавать лицензии, согласовывать решения и т. п. во время ликвидации одного органа и передачи его функций другому? Предприятия в период «безрегулирования», обязанные с кем-то согласовать проект, будут вынуждены либо работать без согласований, либо плутать по бесконечным коридорам власти. Например, ликвидируемый Госкомитет по энергосбережению в лице Госинспекции по энергосбережению выдает предприятиям (как производителям, так и потребителям) топливно-энергетической сферы технические условия на проектирование и реконструкцию систем измерения и учета ТЭ-ресурсов. Проверяет их на соответствие стандартам. Кстати, в 1998-1999 гг. уже была предпринята попытка передать функции этого комитета в Минтопэнерго. Однако такой контроль необходимо осуществлять по всем отраслям промышленности, а Минтопэнерго курирует только топливно-энергетический комплекс, который априори не заинтересован в повышении предприятиями уровня энергосбережения — чем больше потребляют энергии, тем больше прибыли получит ТЭК. Но даже, если министерство сможет справиться с новыми задачами, то кто их будет выполнять? Ответ очевиден — новые чиновники нового департамента. Так зачем было сокращать одних, чтобы плодить других?

Прогнозы

Самый пессимистичный сценарий дальнейшего развития событий выглядит следующим образом. В ближайшее время Минэкономики, Минфин и прочие ведомства, вероятно, подадут предложения о расширении штатов. Еще бы, функций существенно прибавилось, и выполнять их с теми же кадровыми ресурсами будет нелегко. В итоге все будут счастливы и трудоустроены.

А население, которое и раньше не очень верило в успех реформ и по-прежнему не доверяет власти (см. диаграммы) будет потихоньку сокращаться, постепенно приближаясь по численности к армии чиновников.

Чтобы помочь правительству правильно сориентироваться в портфельной зачистке, Контракты вынесли свой вердикт ликвидируемым ведомствам ("Админздание под снос").


Админреформа по-украински

Зачатие

07.07.1997 г. Создана Госкомиссия по проведению админреформы.

22.07.1998 г. Утверждена Концепция админреформы.

01.11.1999 г. Проект TACIS «Поддержка реформы правительства и центральных органов исполнительной власти», в рамках которого прошли обучение в Европе 135 украинских госслужащих.

Схватки

15.12.1999 г. Президент дал старт реформе тремя указами.

26.02.2000 г. Единоразово сократили 19571 чиновника. Минпромполитики было понижено в статусе до уровня госкомитета. Некоторые ведомства расформировали и передали их функции близким по духу министерствам. Словом, процесс пошел...

На сохранении

10.03.2000 г.Приняли обратно на госработу 2360 чел. В 2000 году количество чиновников увеличивалось в среднем на 32 человека в день.

29.05.2001 г. Указом президента введен институт госсекретарей. В 2001 г. Минпромполитики воскрес в прежнем — министерском качестве, слитые было воедино комитеты (молодежь, спорт, туризм) успешно раздвоились.

Тяжелые роды

26.05.2003 г. Указом президента упразднен институт госсекретарей.

06.01.2004 г. Уверждена Концепция развития законодательства о государственной службе. КМУ поручено разработать на ее основе до 1 сентября 2005 года проект новой редакции закона о госслужбе.

01.03.2004 г. Количество чиновников увеличилось до 248,53 тысяч (почти на 50 тысяч больше чем до начала админреформы).

3.11.2004 г. Постановлением Кабмина на 28% повысили зарплату работникам аппарата органов исполнительной власти, прокуратуры и судов.

24 января 2005 г. Президент Виктор Ющенко своим указом упразднил Администрацию Президента и утвердил Положение о создании Секретариата Президента Украины.

Кесарево сечение

Февраль 2005 г. Правительство Тимошенко затеяло очередной этап админреформы с сокращения госкомитетов.

Контракты №9 / 2005


Вы здесь:
вверх