логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Крыша на месте Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №9 Март 2005г.

Госкомпредпринимательства пока останется независимым, но функции комитета оптимизируют и усовершенствуют его структуру.


Фигаро здесь, Фигаро там

Под давлением предпринимательских объединений Кабмин принял решение сохранить Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в качестве органа исполнительной власти со специальным статусом. Хотя еще в начале февраля должностные лица предложили реорганизовать комитет в профильный департамент Министерства экономики. Функции и полномочия будущего департамента никто всерьез не обсуждал, однако можно догадаться, что они были бы, мягко говоря, существенно ограничены. В частности, экс-комитетчики потеряли бы полномочия анализировать нормативные акты, касающиеся бизнеса.

Однако аргумент министра экономики Сергея Терехина, дескать, новая власть не нуждается в посредниках в отношениях с бизнесом, будучи другом предпринимателей, по мнению последних, смахивал на не очень удачную шутку. Например, 29 забракованных за прошлый год комитетом нормативных актов исходили именно из Минэкономики (13% общего количества). 22 проекта решений Минэкономики были возвращены на доработку. Поэтому уже наученные искать правду предприниматели взяли курс на площади. Еще более наученная власть перехватила их на старте и предложила диалог. Такой диалог состоялся 17 февраля на совещании Кабмина под председательством премьер-министра Юлии Тимошенко при участии более 40 лидеров и представителей общественных объединений предпринимателей.

Два часа предпринимательские лоббисты убеждали должностных лиц, что присоединение комитета к Минэкономики приведет к конфликту интересов, мол, писатель не может быть одновременно и автором, и критиком. В качестве компромисса обе стороны сошлись на том, что Госкомпредпринимательства должен остаться органом исполнительной власти со специальным статусом, но его нужно освободить от несвойственных такому органу направлений работы. Комитет сосредоточится на функциях беспристрастного эксперта всех проектов правительственных решений в сфере хозяйственной деятельности и станет своего рода третейским арбитром между властью и бизнесом. После этого было решено создать рабочую группу для внесения предложений по оптимизации функций комитета и совершенствованию его структуры.

Сам себе регулятор

В целом большинство независимых экспертов склоняются к мнению, что аргумент противников независимости Госкомпредпринимательства, мол, мавр сделал свое дело, сегодня еще преждевременный. Например, исследование бизнес-среды в Украине, проведенное осенью прошлого года в рамках подготовки третьего программного системного займа Всемирного банка (ПСЗ-3) по заказу Минэкономики, показало, что за 2002-2004 годы предпринимательская среда в Украине не улучшилась. Главными проблемами названа разрешительная система, налогообложение, выборочное применение законодательства, коррупция и проч.

Помимо административной реформы, правительство в своей программе провозгласило и реформу разрешительной системы, и кодификацию налогового законодательства, и создание системы кредитования малого бизнеса. Однако никто не может гарантировать, что реализация таких замыслов будет осуществляться, даже если и в пользу предпринимательства, без ошибок. В то же время Законом «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» именно на Госкомпредпринимательства возложена функция отслеживания влияния регуляторных актов на предпринимательство. Хотя закон пока и не действует на 100% ("Сверяйте курс с народом"), но комитет изредка пользуется предоставленными ему полномочиями и выполняет соответствующие функции. По словам председателя Госкомпредпринимательства Юрия Авксентьева, за прошлый год с позиций соблюдения требований законов специалисты комитета проработали более 1500 проектов регуляторных актов, из которых 219 были отклонены как не отвечающие интересам свободного развития предпринимательства.

Вряд ли целесообразно сегодня ликвидировать и одну из главных функций комитета — арбитра между властью и бизнесом. Особенно арбитраж такого рода необходим в регионах — как свидетельствует статистика, предприниматели достаточно часто обращаются за защитой именно к уполномоченным по вопросам предпринимательства, работающим в комитете. Конечно, искать правду можно и в суде. Однако, все по той же статистике, судебная система в конфликте между бизнесом и властью чаще занимает позицию последней.

Есть мнение, что комитет чувствовал бы себя неплохо и в ранге департамента Минэкономики, выполняя те же функции, что и теперь. Но, очевидно, тогда министерство стало бы «равнее всех равных», контролируя себя самостоятельно.


Сам себя не похвалишь

Юрий АВКСЕНТЬЕВ, председатель Госкомпредпринимательства:

— Независимо от любого варианта административной реформы комитет должен остаться центральным органом исполнительной власти со специальным статусом. Иначе некому будет выполнять закон об основах регуляторной политики.

В прошлом году комитет работал в очень сложном режиме. Вводились в действие два основополагающих закона: об основах регуляторной политики и о введении единого госреестра предпринимателей. Одним из главных личных достижений я считаю то, что мне удалось отстоять подконтрольность закону о регуляторной политике Госфинуслуг, ГКЦБФР, НБУ, да и Кабинета Министров тоже.

Остаются еще проблемы стыковки работы нашего комитета с ГНАУ, Пенсионным и социальными фондами. Тем не менее мы запустили в стране работу нового класса государственных чиновников — госрегистраторов. Сегодня их в стране больше 1,1 тыс.

Для меня главной оценкой проделанной работы является то, что в конце прошлого года Общественная коллегия при комитете признала нашу работу удовлетворительной.

Что касается работы комитета под руководством моих предшественников, то сравнивать 2000 и 2004 годы практически невозможно. Правовых основ для ведения такой работы ни у Александры Кужель, ни у Инны Богословской не было. Я не скажу, что они работали плохо — они работали в рамках нормативной базы, которая была на то время.

Александра КУЖЕЛЬ, президент Аналитического центра «Академия», экс-председатель Госкомпредпринимательства:

— Комитет нужно обязательно оставить независимым. Если сегодня правительство его ликвидирует и вместо этого будут созданы карманные общественные коллегии, это только будет содействовать непрозрачности процедур принятия решений и усилению коррупции.

Во времена моего председательства в комитете были созданы общественные коллегии — ноу-хау, введенное мною в 1998 году (мы впервые создали общественное объединение при комитете, и вся общественность получила возможность влиять на его работу), координационные советы при местных и областных советах; внедрен единый налог; начата дерегуляция предпринимательской деятельности, до которой Россия еще не дошла.

Что касается моих преемников на должности председателя комитета, то лучше обратитесь к Международной финансовой корпорации, которая отмечает, что показатели эффективности работы комитета в течение последних двух лет ухудшились. Это якобы комплимент в мой адрес. Однако на самом деле очень больно — мы утратили прежний режим, направления работы комитета.


Идейное противостояние

Виктор ХМЕЛЕВСКИЙ, президент Союза арендаторов и предпринимателей Украины:

— Комитету присвоен специальный статус, определенный не желанием какой-либо властной персоны, а законом. Поэтому данный орган не может быть просто так ликвидирован. Кроме того, комитет на стороне бизнес-сообщества находится в определенном противостоянии с министерствами и ведомствами: последние, несмотря на обременительный налоговый пресс, выдумывают, как выбить деньги с предпринимателей. Вспомните хотя бы введение сбора на виноградарство... А если уж искать резервы для высвобождения средств в рамках админреформы, то почему эти средства не поискать, например, в Минпромполитики? Там есть ряд департаментов, занимающихся бизнес-проблемами негосударственного сектора.

Ксения ЛЯПИНА, координатор Института конкурентного общества:

— Предприниматели были и всегда будут врагами лишней бюрократии. Однако нужно внимательно отделить лишнюю бюрократию от необходимых функций власти. Госпредпринимательства может помочь правительству повысить эффективность введения своих решений. Комитет выступает оппонентом к любому другому органу власти. И если Минэкономики разрабатывает регуляторный акт, даже если министр мотивирован на положительные отношения с бизнесом, это не значит, что клерки министерства нашли оптимальный способ урегулирования того или иного вопроса. Уничтожая такого оппонента, власть лишает себя возможности искать альтернативные варианты. А если нет альтернативных вариантов — нет и эффективного решения.

Василий ПОПИК, председатель Профессионального союза таксистов Украины:

— Все время существования профсоюза таксистов мы говорили, что это наш комитет, он не только регулятор, но и очень хороший помощник. Мы часто обращались в местные органы Госкомпредпринимательства, если возникали проблемы в каком-то регионе, брали за руку представителя комитета, шли к власти и решали вопрос в свою пользу. Если же комитет подчинят Минэкономики, то может возникнуть парадоксальная ситуация: в случае, когда региональное отделение этого министерства будет регулировать бизнес таксистов им во вред, я буду вынужден брать за руку человека из Минэкономики и просить, чтобы нам помогли. Это нонсенс.

Сергей ТЕРЕХИН, министр экономики:

— Сегодня не с кем бороться, потому что правительство будет делать все, чтобы быть на стороне предпринимательства. Сегодня нет конфликтов и нет антагонизмов.


Эффект присутствия

Динамика эффективности работы Госкомпредпринимательства

Юрий Ехануров

29.07.1997 г. Указом президента создан Государственный комитет Украины по вопросам развития предпринимательства. Комитет возглавил Юрий Ехануров.

03.02.1998 г. Комитет получил полномочия осуществлять анализ нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти, решений местной власти по вопросам предпринимательской деятельности, а в случае необходимости приостанавливать их действие. В 1997 г. зарегистрирован 40-процентный прирост количества малых предприятий.

Олександра Кужель

23.04.1998 г. Комитет возглавила Александра Кужель.

03.07.1998 г. Указом президента положено начало упрощенной системе налогообложения.

24.07.1998 г. Появился указ президента о дерегулировании предпринимательской деятельности. Было дано четкое определение проверок (плановые и неплановые) и обнародованы условия их проведения. Нормативные акты, имеющие для предпринимательства регуляторное значение, должны согласовываться с комитетом.

Декабрь 1998 г. Госкомитет по вопросам развития предпринимательства, пользуясь полномочиями, предоставленными ему президентским указом, за год приостановил действие около 30 регуляторных нормативных актов, препятствовавших развитию бизнеса.

Декабрь 1999 г. За год комитет приостановил действие около 60 регуляторных нормативных актов.

01.01.2000 г. При активном участии комитета был отменен гербовый сбор, введенный с 1 января 1999 г. указом президента, а потом соответствующим законом.

25.05.2000 г. Госкомитет по вопросам развития предпринимательства был преобразован в Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, получивший полномочия центрального органа исполнительной власти со специальным статусом.

01.06.2000 г. Принят пропредпринимательский закон о лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности, разработанный при участии Госкомпредпринимательства.

29.08.2000 г. Комитет добился внесения изменений в закон о регистраторах расчетных операций, которых требовали представители малого бизнеса.

08.11.2000 г. Введены лицензии единого образца и создан экспертно-апелляционный совет при комитете.

23.03.2001 г. Комитет лоббирует принятие закона о регуляторной политике.

31.01.2002 г. Комитет добился отсрочки введения обязательного медстрахования и результативно противостоял внесению изменений в условия приобретения спецпатента.

15.05.2003 г. Принят закон о государственной регистрации предпринимателей в «едином окне» (главный лоббист — Госкомпредпринимательства), который начал действовать с 1 июля 2004 г.

Инна Богословская

27.05.2003 г. Кресло председателя Госкомпредпринимательства заняла Инна Богословская.

15.10.2003 г. Малые предприниматели протестуют против троекратного увеличения ставки единого налога.

01.01.2004 г. Начал действовать Закон «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Комитет получил право обращаться в Минюст с просьбой отменить регистрацию актов, противоречащих этому закону.

22.01.2004 г. Протестуя против давления на комитет со стороны Минфина, Инна Богословская покидает должность председателя комитета.

Юрий Авксентьев

05.02.2004 г. Комитет возглавляет Юрий Авксентьев.

09.02.2004 г. Закон, который должен был решить проблемы упрощенцев относительно уплаты ими пенсионных взносов, обещанный Юрием Авксентьевым уже через месяц, до сих пор не принят.

24.03.2004 г. Комитет поддержал идею введения НДС-счетов. Комитет утверждал, что нововведение потребовало бы от предпринимателей дополнительных расходов в размере 2-3%, которые потом будут уменьшены.

Декабрь 2004 г. Госкомпредпринимательства за год отклонил 219 нормативных актов, не отвечающих интересам свободного развития предпринимательства.

12.02.2005 г. На заседании правительства Госкомпредпринимательства решено подчинить Минэкономики.

17.02.2005 г. Активные протесты предпринимателей и их объединений принудили Кабмин отказаться от планов реорганизовать комитет.

Контракты №9 / 2005


Вы здесь:
вверх