логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
С вещами — на выход Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК - «Контракты» №9 Март 2005г.

Частный бизнес, арендующий площади на государственных предприятиях, выгоняют на улицу. Предприниматели теряют деньги, власть — репутацию.


В Украине, похоже, началось великое переселение предприятий. Фонд госимущества и его региональные отделения отказываются заключать новые договоры аренды и разрывают уже действующие между государственными предприятиями и частными структурами. Вследствие такой политики, согласно официальным подсчетам Ассоциации работодателей Львовщины, «бездомными» в Украине станут минимум 40 тыс. фирм.

Начало арендному конфликту власти и бизнеса положили изменения к Закону «Об аренде государственного и коммунального имущества», которые были внесены и вступили в силу соответственно 29 июня и 27 июля 2004 года. В ч. 2 ст. 4 обновленного закона появился категорический запрет на аренду объектов государственной собственности, имеющих общегосударственное значение и не подлежащие приватизации.

На новую законодательную инициативу арендодатели отреагировали слишком поздно — после принятия в середине января 2005 года ведомственного приказа ФГИУ № 90 «О временном приостановлении заключения договоров аренды». После чего в арендном процессе появились сразу две недовольные стороны. С одной стороны — региональные отделения ФГИУ, не имеющие ни денег, ни кадрового ресурса, вынуждены взять на себя функции арендодателя и громоотвода, а с другой — предприниматели, которые после одностороннего расторжения договоров государственными субъектами-арендодателями начали заваливать хозяйственные суды исковыми заявлениями о нарушении их арендных прав.

Собственно, в этой ситуации бизнес может надеяться только на суд и предпринимательское лобби. Председатель Ассоциации работодателей Львовщины Зеновий Бермес, например, настаивает на отмене непопулярной нормы или, по крайней мере, ее дополнении перечнем объектов государственной собственности, которые действительно имеют стратегическое значение и не могут сдаваться в аренду. В перечень Бермес предлагает также включить предприятия, объекты которых временно не используются и, следовательно, их можно арендовать.

Чиновники на местах в целом не против пересмотра новых правил аренды госимущества. В частности, во Львовском региональном отделении ФГИУ как компромиссный вариант предлагают записать в закон, что «Изменения от 29.06.2004 г. касаются только целостных имущественных комплексов и их структурных подразделений». К такому конструктиву местных чиновников побуждают суммы дохода от арендной платы. В частности, в прошлом году только от 2000 львовских предприятий-нанимателей госбюджет получил 9 млн грн.

А пока ситуация не будет официально урегулирована с учетом интересов сторон, арендные отношения между государственными предприятиями и частными фирмами, очевидно, плавно перейдут в «тень» — деньги за аренду начнут оседать непосредственно в карманах директоров-арендодателей. Особенно «серые» арендные схемы актуальны для государственных заводов или институтов, где можно дешево арендовать пристойные площади под торговлю или производство. А тем, кто не желает иметь проблем с законом, стоит поинтересоваться (если это еще не было сделано) статусом своего государственного арендодателя. И на всякий случай подыскать себе новый офис или помещение. Конечно, если переезд возможен и не влечет за собой проблем для бизнеса.

Правительственная «цензура»

В середине февраля Кабинет Министров утвердил постановление, согласно которому ФГИУ или профильным министерствам запрещается отчуждать или сдавать в аренду госимущество без разрешения Кабмина. К такому решению, по словам премьера Юлии Тимошенко, правительство побуждало «активное растаскивание активов, принадлежащих государству». Кроме того, поверхностная правительственная ревизия якобы засвидетельствовала слишком низкие ставки, устанавливаемые региональными отделениями ФГИУ за аренду госимущества. Вполне возможно, что с подачи Кабмина вскоре все договоры аренды государственных метров будут пересмотрены, а арендаторов заставят повторно пройти процедуру согласований. Впрочем, в схеме, предусмотренной Законом «Об аренде государственного и коммунального имущества», согласование арендной операции с Кабмином не предусмотрено (см. схему).

Контракты №9 / 2005


Вы здесь:
вверх