логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
NATе! Автор: Владимир ТКАЧ, Центр исследований армии, конверсии и разоружения - «Контракты» №9 Март 2005г.

В России разворачивается очередная информационная кампания на украинскую тему — дескать, жесткая ориентация новой власти на ЕС и NATO угрожает военно-техническим интересам оборонных комплексов двух стран. Но на самом деле оборонки Украины и России уже давно научились зарабатывать деньги порознь.


Оружейная кооперация

После развала СССР возможности России позволяли самостоятельно производить только 15-30% «советского» объема военной продукции. У Украины этот показатель не превышал (и не превышает) 5%. По инерции в начале 90-х Россия и Украина подписывали множество разномасштабных документов, касающихся кооперации в оборонной сфере. От услуг украинских предприятий россияне не могли отказаться чисто технически: из почти трех с половиной тысяч предприятий военно-промышленного комплекса СССР около 700 (30% мощностей) осталось в Украине.

Спустя некоторое время после развала Союза россияне смогли приспособиться к изменившейся обстановке. За период с 1995 по 2001 годы количество украинских предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции с российским ВПК, сократилось с 250 до 40-50. В 2003 и 2004 гг. на совещания по оборонно-промышленной кооперации между Украиной и Россией, инициированные Рособоронэкспортом и Укрспецэкспортом, съезжались руководители именно этой части ведущих предприятий Украины и России — разработчиков и производителей военной техники и оружия. Ядро совместной оборонки связано определенными интересами — либо односторонними, либо совместными. В частности, авиационные двигатели на украинском объединении «Мотор-Сiч» на 70% изготавливаются из российских комплектующих, которых насчитывается более 1000 в каждом двигателе. С другой стороны, почти все российские вертолеты летают на украинских двигателях, поскольку организовывать подобное производство в России экономически нецелесообразно.

Интересующие Россию отечественные предприятия можно разделить на две части — производства, включенные в технологические цепочки российских бизнес-структур, и предприятия, не имеющие аналогов в России по наименованиям выпускаемой продукции. К числу последних относятся, в частности, николаевский Заря-Машпроект (производство газовых корабельных турбин), запорожский «Мотор-Сiч» (авиадвигатели), Южмаш, Днепропетровский агрегатный завод, АНТК имени Антонова, казенное производство на объединении «Арсенал» и ГАХК «Артем». Все они в основном занимаются ракето- и авиастроением, за исключением разве что «арсенальцев» и «артемовцев», которые, впрочем, тоже вовлечены в производство компонентов и модернизацию ракет — класса «воздух-воздух» для военной авиации. Заинтересованность России в военно-технической дружбе с Украиной пока держится на этих предприятиях (см. Чего хочет Россия от Украины).

Защита военного товаропроизводителя

По оценке украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения, в 2004 г. Украина экспортировала оружия примерно на $600 млн. Из них не менее четверти составляют поставки по контрактам, заключенным при участии российского Рособоронэкспорта: московские эксперты из Центра анализа стратегий и технологий оценивают эту долю в $300 млн. Но, за редким исключением, эти деньги заработаны на экспорте вооружений «made in USSR» — совместных проектов между Украиной и Россией по созданию новых образцов вооружений и военной техники практически нет.

Из 20 типов ракет, состоящих на вооружении России, 12 спроектировано и изготовлено в Днепропетровске (КБ Южное, Южмаш). Поддержание этой техники в боеспособном состоянии требует постоянного участия украинских специалистов. Зависимость от украинцев стала одной из причин, по которой Россия на протяжении последних десяти лет предпринимала усилия для создания чисто российских венных проектов. Например, развертывание производства МБР «Тополь-М» (аналог южмашевских ракет), которая, по заявлениям официальных лиц, «на 100% российская». Украинских ингредиентов нет и в новых оперативно-тактических ракетах «Искандер», танках Т-90, бронетранспортерах БТР-80, модернизированных самолетах Ту-160 и Су-27, которые Минобороны России планирует закупить у родной оборонки в текущем году. Украинский вклад — разве что 9 спутников, закупаемые россиянами.

Ограничение украинского участия стало распространяться и на экспортные контракты России в интересах третьих стран. Так, по данным агентства Defense Express, если в производстве самолета Су-27 в Китае участвовали 44 украинских предприятия, то в производстве самолета Су-30МКК их количество сократилось до 14. А в лицензионном производстве Су-30МКИ в Индии участвуют лишь два украинских производителя. Кооперация новой зенитно-ракетной системы С-400 «Фаворит» для войск противовоздушной обороны также строится на российских предприятиях.

Таким образом, приходится констатировать, что украинская оборонка становится все менее востребованной в России, и эта тенденция оформилась задолго до оранжевой революции. В долгосрочной перспективе сотрудничать с российской оборонкой будут максимум 8-10 украинских заводов — предприятия, где Россия сможет претендовать на собственность, явно или опосредованно создав монопольную нишу на покупку уникальной украинской продукции. Впрочем, поводов для паники нет. Украинскому ОПК будет непросто найти место и в Европе, под зонтиком безопасности NАТО. Однако при любом политическом раскладе новой украинской власти для сохранения конкурентоспособности отечественного ОПК и поддержки боеспособности страны придется озаботиться вопросом модернизации оборонки. Впрочем, та же проблема характерна для всех без исключения отраслей украинской тяжелой промышленности.

Украинский интерес

Одна из потенциально привлекательных сфер деятельности в Украине для российского оборонно-промышленного комплекса — модернизация вооружения украинской армии. Украина до сих пор не способна решить без согласования с разработчиками-россиянами вопросы модернизации наиболее востребованных образцов вооружений (системы ПВО, боевые самолеты МиГ-29, Су-24, Су-27, вертолеты Ми-24, тактические ракеты «Точка-У»). В свое время Киев пытался привлечь к этим работам западные компании — свои услуги предлагали израильская IAI, французская Thomson, немецкая DASA (истребители МиГ и вертолеты Ми). Однако ответ Москвы был однозначен — если подобные проекты будут реализовываться без участия российской стороны, то ряд украинских предприятий лишится предоставленных лицензий и документации на проведение ремонта боевой авиатехники.

Проекты противостояния

Военно-транспортный самолет Ан-70 — около $50-70 млн.

Несмотря на уже вложенные Россией и Украиной бюджетные ресурсы в проект создания самолета Ан-70, серийное производство до сих пор не начато. Главком ВВС РФ Владимир Михайлов не скрывает, что его ведомство гораздо более заинтересовано в дешевой модернизации авиапарка Ил-76, чем в закупках Ан-70.

Авиационные ракеты Р-27 — около $200 тыс.

За период 2000-2003 гг. Украина экспортировала не менее 650 авиаракет средней дальности Р-27 в разных модификациях. Последняя модификация УР класса «воздух-воздух» среднего радиуса действия AIM-120 ASRAAM фирмы Raytheon оценивается в $300 тыс. Средняя стоимость изделий в этом сегменте — $200-250 тыс. Россия не заинтересована в том, чтобы Украина развивала и создавала замкнутые циклы по производству новых образцов авиаракет — например, с активной головкой самонаведения.

Высокоточные средства поражения «Комбат» — около $70 тыс.

Созданные киевскими разработчиками и серийно изготовляемые в ограниченных партиях высокоточные ракетные управляемые по лазерному лучу боеприпасы «Комбат», создали серьезную конкуренцию российским аналогам — боеприпасам «Рефлекс».

Радиолокационные комплексы «Кольчуга» — около $5 млн.

Украина создала более эффективную, по сравнению с российской, версию модернизации радиолокационной станции П-18 (самая популярная в мире). Кроме того, станция пассивной радиоразведки «Кольчуга» (ГАХК «Топаз») вытеснила с китайского рынка российскую станцию «Зоопарк-1». Станции «Кольчуга» были поставлены в Эфиопию (3 ед.), Китай (4 ед.), Туркменистан (3 ед.).

Танк Т-80УД— около $2 млн.

Бронетанкостроение является едва ли не единственным замкнутым циклом в национальном ОПК. После завершения контракта в 1999 году с Пакистаном на поставку 320 танков Т-80УД на общую суму $640 млн, украинские танкостроители не экспортировали новую бронетехнику. Тем не менее украинцы конкурировали с россиянами в ходе греческого, малайзийского и турецкого танковых тендеров.

Чего хочет Россия от Украины
Проект Украинский исполнитель В чьих интересах
Ракетостроение
Обслуживание российских межконтинентальных баллистических ракет из состава стратегических ядерных сил РФ, продление сроков эксплуатации ракетных комплексов ПО «Южмаш», ГКБ «Южное», Днепропетровск
1
Создание новой ракетно-космической техники специального назначения ПО «Южмаш», ГКБ «Южное», Днепропетровск
1
Воспроизводство ракеты-носителя «Космос-3м» на базе промышленных предприятий Украины и России ПО «Южмаш», ГКБ «Южное», Днепропетровск
3
Разработка и модернизация жидкостных ракетных двигателей и их систем ПО «Южмаш», ГКБ «Южное», Днепропетровск
1
Реализация конверсионных программ в области ракетостроения на базе стратегических ракетоносителей ПО «Южмаш», ГКБ «Южное», Днепропетровск
3
Разработка головок самонаведения для авиационных управляемых ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» — по проектам, которые в перспективе не могут составить конкуренцию собственно российским разработкам на рынках третьих стран ГАХК «Артем», Киев ОКБ «Текон-Электрон», Львов
3
Авиастроение
Модернизация нашлемной системы целеуказания для модернизации самолетов Су-30МКМ Закупка двигателей для авиатехники — вертолетов Ми-8МТ, Ми-24, Ми-26, ЦКБ «Арсенал», Киев
1
Ми-28, Ка-27, Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», Ка-60 «Касатка»Совместные разработки и производство авиадвигателей для многоцелевого вертолета ОАО «Мотор-Січ», Запорожье
1, 2
«Ансат» и учебно-тренировочного самолета Як-130 ЗМКБ «Прогресс», ОАО «Мотор-Січ», Запорожье
1, 2 , 3
Закупка и разработка насосных станций для всех типов эксплуатирующихся и создаваемых летательных аппаратов — самолетов Су и авиационных ракет ЗАО «Корпорация ФЭД», Харьков
1, 3
Модернизация боевых самолетов семейства Су и МиГ, вертолетов Мииз арсеналов ВС Украины -
2
Использование украинского полигона «Нитка» — для подготовки экипажей морских летчиков авианосцев ВМФ РФ Минобороны Украины
1
Кораблестроение
Закупка украинских турбин в рамках выполнения российских контрактов по поставкам морской техники — для фрегатов пр.11356 для ВМС Индии, для МДК типа «Зубр» для ВМС Греции, для Южной Кореи НПО «Заря-Машпроект», Николаев
3
Закупка упругодеформируемых муфт, необходимых для создания и производства новых дизельных двигателей для подводных лодок НПО «Заря-Машпроект», Николаев
1, 3
Противовоздушная оборона
Модернизация ЗРС С-300, ЗРК «Бук», продолжение ресурса ОТР «Точка» — из состава ВС Украины -
2
Модернизация российской техники ПВО и РЛС ПО «Генератор», ХК «Укрспецтехника», Киев
1
Модернизация комплекса ПВО С-125 ГП «Укроборонсервис»
3
Примечание:
1
— в интересах ВС РФ для поддержания боеспособности или модернизации арсеналов видов войск,
2
— в интересах ВС Украины для поддержания боеспособности или модернизации арсеналов видов войск,
3
— совместная работа по линии технического или военно-технического сотрудничества с третьими странами
Контракты №9 / 2005


Вы здесь:
вверх