логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Продавцы тепла Автор: Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №9 Март 2005г.

Захват иностранными компаниями львиной доли украинского рынка отопительного оборудования снова откладывается. Экспансию импортеров сдерживает политическое решение каждого из правительств не повышать цены на газ для населения.


Несмотря на оптимистические прогнозы для импортеров, звучавшие еще два года назад, рынок газовых котлов постепенно отвоевывают отечественные производители. Эту тенденцию отмечают даже специалисты представительства «Junkers-Bosch Теплотехника», шире других представленного на рынке иностранного производителя — доля импортных котлов, по оценкам представителей компании, сократилась до 30-40%.

Одна из причин роста популярности отечественных котлов — отсутствие у украинцев стимулов к экономии потребления газа за счет более качественного (высокий уровень энергосбережения) отопительного оборудования зарубежного производства, за что, конечно же, нужно доплачивать. Прогнозы расширения присутствия на рынке иностранных производителей основывались на повышении Нефтегазом цен на голубое топливо для непромышленных потребителей. Однако в ожидании президентских выборов власти не отважились на непопулярные меры. Правительство Юлии Тимошенко до парламентских выборов-2006 также вряд ли рискнет повысить цену на газ для населения. Соответственно, тенденции последних двух лет — доминирование на рынке дешевых котлов отечественного производителя, похоже, сохранятся и в следующий отопительный сезон. Отечественная продукция среднего уровня технического исполнения вдвое дешевле западноевропейских аналогов. Например, одноконтурный котел мощностью около 20 кВт западноевропейского или японского производства стоит EUR540-780, отечественного (причем с итальянской автоматикой) — EUR230-350. «Советские» модели еще дешевле.

Кроме того, большая часть украинских производителей газовых котлов, находящихся в регионах (около 80%), непосредственно завязаны на местных покупателей. Поэтому, в отличие от иностранцев, отечественные компании ориентируются на сельское население, которому при существующих ценах на газ покупать дешевые и неэкономичные котлы пока выгоднее, чем «бережливую», но дорогую европейскую продукцию. «Каждый год и мы, и наши конкуренты вводим какие-то инновации, новые модели, но самыми популярными остаются простейшие котлы», — констатирует Виктор Данильченко, представитель «Junkers-Bosch Теплотехника». Таким образом, масштабного перехода населения на энергоэффективную продукцию, прогнозируемого еще год назад экспертами, пока не происходит.

В то же время, корпоративные клиенты, а также представители среднего класса в столице и больших городах более склонны к покупке котлов зарубежного производства. Рост объемов строительства, особенно коттеджного, стимулирует и застройщиков, и покупателей жилья покупать качественное оборудование. Таким образом, у отечественных производителей есть два варианта стратегии — либо сосредоточиться на низкоценовом сегменте, оставив рынок Киева и городов-миллионников на милость варягам, либо продолжить вводить западные энергосберегающие технологии, конкурируя со «средним классом» иностранцев. Впрочем, времени для масштабной модернизации производства вряд ли остается много — после выборов-2006 правительство, очевидно, повысит цены на энергоносители, поскольку импортеры газа, несомненно, перманентно будут усиливать ценовое давление на Украину. То есть для украинцев наконец станет актуальным энергосбережение, соответственно, значительно вырастет спрос на качественные отопительные системы. А поскольку в сегменте «среднего класса» бал правят иностранные производители, старые прогнозы о завоевании рынка варягами все же подтвердятся.

Интересно, что тенденции рынка газовых колонок прямо противоположны ситуации на рынке котлов. «Дилеров сейчас интересуют не простейшие газовые колонки ценой до 900 грн, а более мощные приборы с ручным регулированием температуры воды, стоящие от 2000 грн», — констатируют представители фирмы «РОСС». Потребители все чаще ведутся на такие элементы, как пьезозажигание, защита от перегрева. В этом сегменте рынка отопительного оборудования цена хоть и важна, но разница в стоимости отечественной и продукции ведущих мировых фирм не так велика, как в сегменте котлов — в среднем 1,75-3,5 раза. Учитывая это, а также меньшую, чем у котлов, стоимость, покупатели колонок нередко согласны доплатить за европейское качество и надежность. Поэтому доля импорта на рынке колонок растет, и на сегодня достигла почти половины от всех объемов продаж.

Одновременно в другом сегменте «отопительного» рынка — радиаторов — доминирует отечественный производитель. По словам представителей киевского ООО «Пресс», импорт, в основном из Польши и Италии, уже не составляет серьезной конкуренции украинским производителям. Заводы в Киеве («Пресс»), Одессе («Интерметалл») и Луганске на сегодня удовлетворяют большую часть потребностей внутреннего рынка. Эксперты отмечают, что заграничный производитель в этом сегменте проигрывает, поскольку импортные радиаторы не рассчитаны на жесткие условия эксплуатации по-украински — неочищенная вода для систем отопления (из-за чего батареи с энергоэффективным малым диаметром трубы быстро «зарастают» грязью); перепады давления воды до 18 атмосфер при осенних испытаниях системы отопления. Наш производитель, в отличие от иностранного, обычно учитывает не столько современные тенденции мирового рынка (на смену стальным радиаторам приходят алюминиевые с лучшей теплоотдачей), сколько отечественную специфику эксплуатации систем отопления. Перспективной украинской разработкой представляется биметаллический радиатор — алюминиевый, но со стальной трубой внутри.

Тепловые ноу-хау

К ускорению темпов модернизации систем отопления иностранцев побуждают новые, более жесткие требования законодательства ЕС по энергосбережению, охране окружающей среды и безопасности, в частности, котлов. Например, котлы известных европейских фирм теперь защищены от прекращения тяги в дымоходе, снижения давления газа, угасания пламени, замерзания воды в системе отопления, блокировки помпы. Кроме того, современный котел можно запрограммировать на включение в определенное время или соединить с внешним термометром и заставить отопление реагировать на изменения погоды.

Практически все западные производители расширяют свой ассортимент и за счет изобретения последних лет — конденсационных котлов, которые используют не только тепло сжигаемого газа, но и тепло, выделяющееся при охлаждении дымовых газов и конденсации влаги. Соответственно, коэффициент полезного действия конденсационных котлов существенно выше, чем у прежних разработок отопительных систем. Конденсационный котел приблизительно вдвое дороже обычного, аналогичного по мощности. Стоимость котла мощностью 21кВт превышает EUR1200. Ввиду ценового фактора «продвинутые» модели, по словам представителей немецкой фирмы Viessmann, пользуются спросом, в первую очередь, у профессиональных пользователей — владельцев котельных. На приобретение конденсационного котла украинского покупателя могут вынудить только жесткие ограничения на вредные выбросы — такие, как действуют, например, в центральной части Киева.

Контракты №9 / 2005


Вы здесь:
вверх