логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Ставки сделаны Дмитрий ФИОНИК - «Контракты» №1 Январь 2006г.

Символическое снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда правительство попытается компенсировать введением электронного реестра налоговых накладных, проверками крупных налогоплательщиков и повышением ставок акцизов


Для нормального, в меру законопослушного налогоплательщика 2006 год будет состоять из незначительных разочарований и еще более мелких радостей. Сохранятся привычные схемы оптимизации налогообложения, посреди бюджетного года может появиться единый социальный сбор. При этом массовых репрессивных мер со стороны ГНАУ не предвидится.

Что изменилось

Политика отмены налоговых преференций и снижения ставок, задекларированная правительством еще весной прошлого года, на деле обернулась беспорядочной отменой одних льгот и введением других. Так, например, несмотря на все усилия парламентариев, имущество, вносимое в уставный фонд предприятия по-прежнему облагается НДС. А вот СЭЗ и ТПР отчасти удалось сохранить статус-кво (постановление КМУ разрешает оформлять неавалированным векселем все налоговые обязательства, возникающие при ввозе товаров на данные территории).

Но больше всего подфартило сельхозпроизводителям, которые ухитрились не только отстоять свои позиции, но и пролоббировать введение нулевой ставки НДС на операции по поставкам молока и мяса. Кроме того, продлевается действие норм закона об НДС (п. 11.21, 11.29), согласно которым сумма налога на добавленную стоимость, начисленная аграриями к уплате, направляется на дотирование материально-технической базы тех же аграриев.

Потерпев фиаско в борьбе за отмену льгот, правительство не отказалось от идеи снижения ставок обязательных платежей, хотя и сделало все возможное, чтобы реальный налогоплательщик этого не заметил. В частности, в соответствии с законом о госбюджете на 2006 год, размер пенсионного сбора при купле-продаже валюты уменьшился на 0,2% (с 1,5 до 1,3%).

Пенсионные взносы, начисляемые на фонд оплаты труда отныне составляют 31,8% (было 32,3%), также слегка уменьшился взнос в фонд безработицы — до 1,3% от ФОТ (было 1,6%). При этом максимальная сумма зарплаты наемного работника, с которой удерживаются социальные платежи, будет увеличиваться: с 1 января 2006 года — до 4830 грн, с 30 сентября — до 4960 грн, с 1 октября — до 5050 грн (в прошлом году было 4100 грн).

Таким образом, сохранится один из способов уменьшения налоговой нагрузки на ФОТ, когда директор (или иное должностное лицо) оформляет себе зарплату, скажем в 100 тыс. грн, соцвзносы платит – в худшем случае с 5050 грн, и впоследствии раздает оставшуюся после уплаты подоходки сумму в конвертах своим коллегам.

Верховная Рада также наложила табу на взимание подоходного налога на операции по купле-продаже недвижимости — соответствующая норма закона о налоге на доходы физлиц не будет действовать до конца года. Отрадно также и то, что не претерпит изменений упрощенная система налогообложения.

Впрочем, бизнесу расслабляться не стоит. Еще на стадии бюджетных торгов аграрное и региональное лобби, выбило увеличение бюджетных расходов на свои нужды за счет уменьшения сумм, выделенных на возмещение НДС. Кроме того, в государственных умах зреет мысль увеличить сроки документальных проверок субъектов, претендующих на возмещение, до двух-трех месяцев. В первую очередь это ударит по экспортерам. Во избежание проверочных проблем, эксперты рекомендуют таким предприятиям кооперироваться (сливаться) с «простыми» плательщиками данного налога, дабы обязательства по НДС от обычной деятельности перекрывались налоговым кредитом, образующимся при экспорте.

То ли еще будет

Приняв закон о госбюджете-2006, парламент сказал «а», но не сказал «б». Дело в том, что, проталкивая свой вариант бюджета, Кабмин разработал законопроект-сателлит, содержащий ряд налоговых инноваций. Выполнение текущего бюджета без этих налоговых норм, с точки зрения Минфина, невозможно. Поэтому велика вероятность того, что уже в январе парламенту придется рассмотреть данный норматив (законопроект № 8373 от 1 ноября 2005 года).

Документ предполагает введение новой формы отчетности плательщиков НДС — электронных реестров налоговых накладных. В планах Минфина разработать специальную компьютерную программу, которая бы позволяла осуществлять такой учет. Это значит, что налогоплательщики будут вынуждены помимо обычных отчетов в конце каждого налогового периода подавать в ГНИ информацию на дискетах. Учитывая, что далеко не все субъекты хозяйственной деятельности в достаточной мере владеют IT-технологиями, а в глубинке некоторых бухгалтеров иначе как дубиной в компьютерный рай не загонишь, проблемы начнутся сразу и у всех.

Во-первых, неизбежны километровые очереди в инспекциях во время сдачи отчетности. Во-вторых, никто не знает, как именно будет работать новая программа. Налоговики в случае чего намерены пойти навстречу «некомпьютеризированным» бухгалтерам и вводить данные в компьютер прямо в налоговой инспекции, скорее всего, за отдельную плату. В-третьих, ошибки, которые при таком подходе неизбежны, приведут к несовпадению отчетности контрагентов, что повлечет за собой встречные налоговые проверки.

Председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины, народный депутат Ксения Ляпина надеется, что депутаты не поддержат данную инициативу Минфина. А председатель ГНАУ Александр Киреев готов даже пойти на то, чтобы реестр первичных документов вели не предприятия, а банки. Фактически речь идет о создании виртуальных НДС-счетов.

По замыслу налоговиков, банки должны отслеживать всю цепочку перемещения товара и НДС. В принципе, если воплощение в жизнь этой идеи не приведет к удорожанию услуг банков, то ничего страшного для налогоплательщиков не произойдет. Кроме того, образующийся при автоматическом учете НДС первичный массив информации будет столь огромен (у одного предприятия могут быть тысячи контрагентов), что проанализировать его и найти «утечку» НДС налоговики смогут лишь в ходе отдельной проверки, а для этого всеобщая электронная отчетность может быть и не нужна вовсе.

Среди мелких пакостей законопроекта № 8373 — дальнейшая дифференциация марок акцизного сбора и увеличение акцизных ставок. В частности, акциз на пиво должен вырасти на 3 коп., на алкоголь — на 1 грн. Налоговики настолько уверены в том, что парламент поддержит эту инициативу, что на одном из семинаров, посвященных налогообложению в 2006 году, заместитель директора департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров ГНАУ Григорий Синица говорил о повышении акцизов чуть ли не как о свершившемся факте.

На этом сюрпризы (в прямом и переносном смысле) от Верховной Рады в 2006 году не заканчиваются. На сегодняшний день в парламенте пылится два законопроекта, посвященных единому налогу. Авторство одного из них приписывают Минфину. Согласно документу правительство должно разработать перечень видов деятельности, при которых можно использовать упрощенную систему налогообложения (в то время как сейчас существует перечень видов, при которых нельзя работать на едином налоге).

Каким именно будет окончательный перечень, сегодня можно только гадать, но ничего хорошего предпринимателям это не сулит. Минфин планирует установить ставку для плательщиков единого налога — юридических лиц на уровне 600 грн и обязать их платить все соцсборы. По сути, это разрушит упрощенную систему. Документ сырой и, вероятно, уже в этом полугодии чиновники Минфина и ГНАУ успеют его переписать. Второй законопроект разработал Госкомпредпринимательства.

Комитетчики предлагают сохранить упрощенку в нынешнем виде, слегка подкорректировав некоторые нормы. В частности, предложено увеличить максимальный годовой оборот упрощенцев до 1,5 млн грн (сейчас 1 млн грн), установить ставку для частных предпринимателей-единоналожников в 300 грн и обязать оных дополнительно платить 20% налога за каждого наемного работника (сейчас 50%).

Как бы там ни было, если упрощенная система налогообложения и будет реформирована, то произойдет это не раньше 1 января 2007 года. Напомним, что согласно действующему законодательству определение налоговых ставок и введение новых налогов (не путать со сборами, взносами и прочими обязательными платежами) должны осуществляться с начала бюджетного года.

А вот единый социальный взнос посреди бюджетного года все-таки может появиться. Один из законопроектов предусматривает включение всех соцплатежей в один и соответствующее упрощение отчетности. Проект поддержан правительством и прошел обсуждения в профильных комитетах Верховной Рады.

Собственно, для введения этого платежа необходимо два закона — рамочный и закон, устанавливающий ставку платежа (скорее всего, ставка будет дифференцирована в зависимости от вида деятельности плательщика). Так вот, законопроекта о ставке единого социального взноса пока нет, хотя Ксения Ляпина убеждена, что правительство намерено снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда.

Но, скорее всего, перемены по-прежнему будут иметь характер броуновского движения. Никаких системных сдвигов не произойдет. О Налоговом кодексе, похоже, забыли на ближайшие несколько лет. С другой стороны, налоговый хаос — далеко не самая худшая среда обитания бизнес-сообщества.

На проверку становись!

Расхожее мнение о том, что налоговая политика государства сводится к введению тех или иных правовых норм, — опасное заблуждение. В условиях постоянно меняющегося законодательства в стране, где 50% экономики — серая (следовательно, большинство плательщиков в лучшем случае минимизаторы, в худшем — «преступники»), реальную политику по отношению к конкретным предприятиям формируют районные инспекции, исходя из настроений начальства, собственных меркантильных интересов и кое-каких подзаконных актов.

В этом году такую политику будут определять добрый нрав более-менее толерантного к малому и среднему бизнесу господина Киреева и приказ ГНАУ «Об утверждении Методических рекомендаций относительно порядка составления плана-графика субъектов хозяйствования и взаимодействия между структурными подразделениями при их проведении» № 441 от 11 октября 2005 года. Документ содержит основные критерии, по которым в каждом квартале будут отбираться налогоплательщики для проведения плановых документальных проверок.

Из текста приказа следует, что стратегическая цель фискалов — проверить как можно больше крупных субъектов и по возможности не трогать малый бизнес. Под крупными субъектами, согласно Методическим рекомендациям, следует понимать предприятия, объем валовых доходов которых превышает 200 млн грн (в Днепропетровской, Донецкой, Харьковской областях и Киеве), 100 млн грн (в Крыму, Волынской, Киевской, Запорожской, Луганской, Львовской, Николаевской, Одесской и Полтавской областях) и 50 млн грн для других регионов.

Кроме того, под налоговым прицелом окажутся основные контрагенты таких предприятий. Главным образом проверять будут плательщиков, чья налоговая нагрузка (в первую очередь налог на прибыль) не дотягивает до 1% от валового дохода. Подозрения ревизоров вызывают также те, чей налог на прибыль колеблется в пределах 1-3% дохода.

Традиционно под пристальным контролем останутся налогоплательщики, которым государство задолжало НДС. В налоговый план-график будут включены те, кому государство намерено (читай — не намерено) возместить более 10 млн грн НДС. Впрочем, в группе риска все «невозмещенцы». К категории крупных субъектов, к которым в этом году скорее всего заглянут ревизоры, относятся и банки, в первую очередь, убыточные.

ГНАУ не оставила без внимания и подозрительных частных предпринимателей. К последним относятся физлица, получившие за текущий год доход более 10 млн грн, уровень налоговой нагрузки которых не дотягивает до 0,48% годового дохода. Налоговики подозревают также частников, которые имеют более 5 наемных рабочих, декларируют незначительные суммы налогов, занимаются внешнеэкономической деятельностью, претендуют на возмещение НДС, торгуют недвижимостью, ценными бумагами, горюче-смазочными материалами или зерном, предоставляют юридические или транспортные услуги и т. д.

Также фискалы находят странной ситуацию, когда контрагентом предпринимателя-физлица является фирма, директор которой — это же физлицо. Почему-то к категории подозрительных ГНАУ отнесла и субъектов, проводящих концертные и спортивные мероприятия. В первую очередь с проверкой налоговики нагрянут к субъекту, подпадающему сразу под несколько указанных выше критериев (см. также «Кого проверят в 2006 году»).

Таким образом, больше всего не поздоровится частнику, который одновременно зарабатывает в год больше 10 млн грн, предоставляет юридические услуги фирме, где он работает директором и значится учредителем, налогов не платит, при этом претендует на значительное возмещение НДС и вдобавок засветился при продаже недвижимости и ценных бумаг нерезидентам.

Учитывая, что таких счастливцев не так уж много, хочется верить, что тотальных налоговых зачисток в наступившем году не будет.


Группы риска

Кого проверят в 2006 году в первую очередь*

Крупные налогоплательщики

Среди крупных производственных предприятий ГНАУ намерена проверить налогоплательщиков, налог на прибыль которых составляет менее 3% от их годового валового дохода. Под крупными предприятиями следует понимать субъектов с годовым доходом более 200 млн грн (в Днепропетровской, Донецкой, Харьковской областях и Киеве), более 100 млн грн (в Крыму, Волынской, Киевской, Запорожской, Луганской, Львовской, Николаевской, Одесской, Полтавской областях), более 50 млн грн (в остальных регионах). Под прицелом налоговиков также окажутся основные контрагенты таких плательщиков.

Возмещенцы

В план-график налоговых проверок включат субъектов хозяйственной деятельности, претендующих на бюджетное возмещение НДС. Под подозрением налоговиков окажутся в первую очередь крупные предприятия (см. Крупные налогоплательщики), заявившие к возмещению от 1 до 10 млн грн и более. В ходе проверки могут пострадать и основные контрагенты этих компаний. Кроме того, ГНАУ намерена усилить контроль за всеми плательщиками, чьи налоговые обязательства по НДС близки к нулю, вплоть до частных предпринимателей с большим налоговым кредитом.

Убыточные банки

Основными критериями при отборе финансовых учреждений для проведения документальных проверок являются: во-первых, наличие убытков за последний отчетный год, во-вторых, наличие у налоговиков информации об участии субъектов в схемах минимизации налогообложения или уклонения от уплаты налогов. Помимо банков налоговики намерены проверять минимизаторов из числа страховых компаний и торговцев ценными бумагами. Также при составлении графика проверок будут учитываться такие нюансы, как участие данных структур в совместных финансовых схемах с крупными плательщиками, которые имеют минимальную налоговую нагрузку и претендуют на возмещение НДС.

Частные предприниматели

Среди граждан-предпринимателей ГНАУ в первую очередь намерена проверить субъектов, чей валовой доход в отчетном году превысил 10 млн грн, а также тех, уровень налогообложения которых менее 0,48% от валового дохода. В черный список налоговиков могут попасть: предприниматели, использующие наемный труд более 5 работников; владельцы нескольких стационарных объектов торговли при налоговой нагрузке близкой к нулю; ЧП, осуществляющие сомнительные финансово-хозяйственные операции.

Кроме того, на заметку налоговой автоматически попадает частный предприниматель, пребывающий в договорных отношениях с предприятием, учредителем или директором которого он является. Интересны налоговикам и частники, деятельность которых, с точки зрения ГНАУ, не свойственна физлицам-предпринимателям: занятие внешнеэкономической деятельностью, торговля горюче-смазочными материалами, операции с зерном, предоставление юридических и транспортных услуг, шоу-бизнес, операции с ценными бумагами, производственная деятельность.

* Согласно приказу ГНАУ № 441 от 11 октября 2005 «Об утверждении Методических рекомендаций относительно порядка составления плана-графика проверок субъектов хозяйствования и взаимодействия между структурными подразделениями при их проведении».

Вы здесь:
вверх