логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Деньги на скорость Наталья ЗАДЕРЕЙ - «Контракты» №1 Январь 2006г.

В нынешнем году кредитные учреждения пойдут в массы. Украинцев будут приучать жить в кредит с помощью дорогих, но быстро оформляемых потребительских займов


Вмагазинах бытовой техники уже сейчас не наблюдается дефицита кредиторов, однако скоро им станет совсем тесно. Нешуточная борьба за жаждущего жить не по средствам потребителя развернется в розничных сетях с появлением новых игроков кредитного рынка — финансовых компаний и банков, специализирующихся на потребительском кредитовании.

Среди специализированных новичков, которые вот-вот заявят о себе, — компания «ПростоФинанс», учрежденная французским банком Societe Generale, банк «Ренессанс капитал Украина», родственный одноименной российской инвестиционной группе, банк «Дельта», учрежденный зампредом Укрсоцбанка Николаем Лагуном и американским венчурным фондом New Europe Private Equity.

Выйти в этом году на украинский рынок планируют также чешский банк Home Credit и компания Cetelem — один из лидеров европейского рынка потребительского кредитования и «дочка» французского банка BNP Paribas, недавно купившего УкрСиббанк.

Процедура скорингового кредитования
Схема

Специализированные кредитные учреждения собираются завоевывать клиента скоростью принятия решений и новыми для украинского рынка кредитными продуктами. ПростоФинанс, по словам маркетинг-директора компании Анны Добриной, начинает работу с предоставления ссуд в розничных сетях, чуть позже займется автокредитованием, а под конец года запустит такой продукт, как кредит наличными, оформить который можно будет не выходя из дома — через интернет или по телефону. Предоставляет кредиты в магазинах компания за 10-15 минут — от заемщика требуется лишь заполнить анкету и предъявить паспорт с идентификационным кодом (если сумма кредита не превышает 5000 грн).

Новые технологии

Быстрые кредиты станут возможными благодаря так называемой скоринговой (от английского «score» — балл) технологии, которая работает следующим образом. Специальные компьютерные программы в считанные секунды оценивают кредитоспособность заемщиков на основе их социально-демографических характеристик: пола, возраста, стажа работы, дохода, места проживания и т. д. Займы предоставляются лишь тем, кто наберет проходной балл.

Вес тех или иных характеристик в общей балльной оценке финучреждение определяет исходя из своего предыдущего кредитного опыта. На основании статистики возвратов и невозвратов кредитов с помощью математических методов выявляются факторы, влияющие на способность и желание заемщика вернуть долг.

На Западе банки уже давно считают зарплату далеко не основным фактором кредитоспособности. Помимо дохода, на кредитоспособность влияют пол и семейное положение (разведенные женщины более дисциплинированны, чем холостые мужчины), а также возраст (банки не доверяют очень молодым).

Сейчас по вышеописанной схеме на украинском рынке работает лишь Альфа-Банк. Крупные отечественные банки используют простейший вариант скоринга лишь как вспомогательный инструмент для принятия решений по ипотечным и потребительским кредитам. Значимость характеристик определяется субъективным путем (аналитики собрались и прикинули), а решения по каждому заемщику принимаются вручную.

В нынешнем году, впрочем, ожидается технологический переворот — все больше банков заявляют о готовности расщедриться на дорогое программное обеспечение и автоматизировать процесс выдачи потребительских ссуд. Ведь, во-первых, им придется конкурировать с технологически сильными новичками с Запада. Во-вторых, к украинскому рынку проявляют интерес всемирно известные разработчики скоринговых систем.

В частности, открыла представительство в Украине исландская компания Creditinfo Group, поставляющая комплексные решения для кредитных бюро, скоринговые модели, автоматизированные системы обработки заявлений и взыскания долгов. По словам директора Creditinfo Украина Евгения Невмержицкого, переговоры относительно инсталляции данных систем ведут несколько банков, а результат этого процесса — всплеск кредитования — будет заметен осенью.

Андрей Пищулин, руководитель отдела банковских систем харьковской компании «Бизнес Нейро-Системы», предлагающей скоринговые программы, утверждает, что его компания уже завершает реализацию пилотных проектов для нескольких украинских банков. Пищулин отмечает повышенный интерес банков к скоринговому кредитованию с начала 2005 года.

Что изменится

Соревнование, кто быстрее поможет клиенту осуществить покупку в магазине — лишь одна из тенденций на перспективу. Потребители также могут рассчитывать на более гибкие условия (выбор срока кредита и первоначального взноса), увеличение объемов беззалоговых ссуд, а также упрощение кредитных процедур (возможность заказать деньги через интернет или по телефону).

Но самое главное — банкиры созрели к переходу от разового экспресс-кредитования в сетях к долгосрочным отношениям с заемщиками. То есть к массовому выпуску кредитных карт. «Банки будут делать акцент в первую очередь на продвижение кредитных карт», — полагает Иван Истомин, начальник управления розничного кредитования УкрСиббанка.

Во всем мире выпуск кредитки занимает несколько дней — скоринговая система мгновенно определяет кредитный лимит на основании анкетных данных. Сейчас украинские банки уже практикуют раздачу анкет в торговых сетях и заказ карточек через интернет, однако при этом требуют справки о доходах и растягивают оформление карт на 2-3 недели, принимая решения на кредитных комитетах.

Процедура кардинально изменится благодаря появлению на украинском рынке иностранных игроков с большим опытом карточной работы (в частности, о планах работать с карточками Контрактам рассказали в Home Credit) и распространению скоринговых технологий.

Однако, несмотря на возрастающую конкуренцию, потребительские займы в ближайшее время однозначно не подешевеют. Во-первых, высокий уровень ставок — одна из главных причин интереса к Украине иностранцев (один из банков, вошедших на рынок потребительского кредитования в прошлом году, поначалу демпинговал, однако вскоре поднял фактическую стоимость своих потребкредитов до 85% годовых).

Во-вторых, новичкам — «дочкам» иностранных структур — еще предстоит адаптировать скоринговые модели, работавшие на других развивающихся рынках, под украинские реалии. Прежде чем скоринг заработает более-менее эффективно, финучреждения понесут немало потерь, которые и будут закладываться в цену кредитов. В России, по данным российских СМИ, процент невозвратов по потребительским кредитам достиг 15-20%, в связи с чем банки, баловавшиеся демпингом, понесли убытки и приостановили выдачу потребительских ссуд. Учитывая опыт российских коллег, украинские банкиры договариваются между собой не снижать ставки и конкурировать только за счет скорости и сервиса.

«Для того чтобы в Украине не повторились российские проблемы, банки должны закладывать в цену риск невозврата 10-15% кредитов. Соответственно, честной конкуренция может быть только при ставках в 50-70%. Если кто-то из банков станет демпинговать, опуская ставку ниже 50%, риски на рынке будут неадекватными», — прогнозирует Иван Истомин.

В прошлом году украинцы часто попадали впросак, покупаясь на рекламу нулевых процентов. Простая истина, что банки — не благотворительные учреждения и, кредитуя под 0%, либо взимают ежемесячные комиссии, либо закладывают расходы по кредиту в стоимость товара, доходила до украинцев долго. Теперь, с появлением в Украине специализированных финучреждений, не имеющих широкой сети отделений, подводным камнем для потребителя может стать погашение кредита. Если долги будут возвращаться через отделения сетевых банков, ко всем прочим расходам заемщиков добавятся комиссионные за перевод денег.

Перспективы и проблемы

На фоне неблагоприятных прогнозов относительно инвестиционного спроса интерес кредиторов к потребительскому кредитованию выглядит вполне закономерным. Если компании крайне чувствительны к политической конъюнктуре, то граждане заинтересованы в покупке телевизоров и стиральных машин всегда. Во многих странах именно внутренний потребительский спрос, стимулируемый кредиторами, становился основным фактором экономического роста.

Привлекает финучреждения и массовость данного сегмента — в отличие от жилищных кредитов, небольшие потребительские займы доступны практически всем. Банкиры считают, что рынок потребительского кредитования заполнен не более чем на 5%, а посему прогнозируют на нем бум. В особенности после внедрения скоринговых технологий, позволяющих поставить кредитование на конвейер. Но кроме явных плюсов такой вариант развития событий несет в себе и очень серьезные риски.

Увлекшись быстрой раздачей потребительских займов, банки могут сформировать огромный портфель проблемных кредитов. Именно так произошло в Южной Корее, где после финансового кризиса 1998 года потребительское кредитование стали поддерживать на правительственном уровне. Сначала господдержка поспособствовала росту внутреннего спроса и восстановлению экономики, но затем последовало резкое падение расчетов по кредитным картам, крах основного игрока этого рынка и замедление темпов роста ВВП.

Эйфория по поводу скорингового кредитования уже прошла и у россиян. В России стремительное развитие данного продукта привело к появлению посреднических фирм, помогающих заемщикам подбирать проходные ответы на вопросы анкет, а также к волне мошенничеств. Мошенники донимают и украинских банкиров, и можно предположить, что с появлением упрощенных схем кредитования проблема только обострится.

В таких условиях обеспечить стабильность рынка смогут два фактора. Первый — высокая цена займов (честные граждане заплатят за нечестных). Второй — появление централизованного бюро кредитных историй. Одна из причин неудач российских скоринговых кредиторов — нежелание обмениваться информацией о заемщиках.

Вместо того чтобы собрать в централизованном кредитном бюро всю информацию о заемщиках, построить на ее основании максимально точную скоринговую модель и создать черный список мошенников и неплательщиков, российские банкиры взялись создавать карманные кредитные бюро и строить скоринговые модели только исходя из своей базы данных.

Отечественные банкиры, похоже, готовы наступить на те же грабли — в прошлом году в Украине было создано сразу три бюро кредитных историй. Одно бюро учреждено Национальной ассоциацией кредитных союзов, несколькими банками и Creditinfo Group, другое — 28 банками, несколькими страховыми компаниями и Ассоциацией украинских банков, третье — ПриватБанком и компанией BigOptima. Впрочем, Евгений Невмержицкий, представляющий кредитное бюро, учрежденное компанией Creditinfo Group, полагает, что обмен информацией в Украине все же будет.

Если обмен информацией в Украине будет происходить так же интенсивно, как и в развитых странах, ставки по потребительским кредитам будут снижаться. Для сравнения, на Западе необеспеченные карточные кредиты стоят порядка 16% годовых, при этом проценты и вовсе не начисляются, если держатель карточки ежемесячно обнуляет баланс.

Еще одна опасность потребительского кредитования заключается в том, что в кредит покупаются преимущественно импортные товары — бытовая техника, электроника. Центральные банки ряда стран Восточной Европы (в частности, Болгарии, Румынии, Хорватии) вынуждены были предпринять меры, ограничивающие потребительское кредитование, поскольку скоринговый бум в этих странах вылился в отрицательное сальдо счета текущих операций.

Вы здесь:
вверх