логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Новогодний расклад - «Контракты» №1 Январь 2006г.


У власти есть давняя традиция: в начале каждого года сбивать с толку бизнес новыми правилами игры. 2006 год не стал исключением. Однако в отличие от прошлых лет, на этот раз закон о госбюджете, например, почти не содержит налоговых норм. Поскольку это бюджет выборного года, депутаты старались лишний раз не раздражать бизнес-электорат, как, впрочем, и не радовать — снижение начислений на ФОТ всего на 1% налоговой революцией не назовешь.

Большинство законодательных изменений, к которым придется привыкать уже с 1 января, популистские. В частности, продлены льготы сельхозпроизводителям, организациям инвалидов, высшим учебным заведениям и учреждениям здравоохранения. Затраты же, связанные с выполнением социальных обещаний, как всегда, оплатят предприниматели. Поэтому остается только ждать, когда утихнут политические дебаты и новый парламент с новым правительством наконец проведут налоговую реформу. Но произойдет это не раньше следующего Нового года.


Налоги

Закон «О налоге на добавленную стоимость» № 168/97-ВР от 3 апреля 1997 г.

Плюсы

п. 2.3.1. С 1 января 2006 года с целью снятия с НДС-регистрации начнет применяться предел в 300 тыс. грн. Это означает, что сняться с НДС-учета на основании подпункта «а» п. 9.8 смогут плательщики НДС, которые одновременно были: зарегистрированы как плательщики НДС из-за достижения предельных объемов налогооблагаемых операций; находились в этом статусе более чем 24 календарных месяцев; за последние 12 текущих календарных месяцев не набрали объем налогооблагаемых операций в 300 тыс. грн.

п. 6.2.6. До 1 января 2007 года по нулевой ставке облагаются налогами операции по поставке переработчикам молока и мяса сельхозпроизводителями всех форм собственности. Благодаря продлению действия налоговых льгот для сельхозпроизводителей бюджет недополучит около 4 млрд грн налога на добавленную стоимость.

п. 11.21. Сумма НДС, которая должна платиться в бюджет перерабатывающими предприятиями за реализованную ими молочную и мясную продукцию, направляется исключительно на выплату дотаций сельхозпроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе.

В случае самостоятельной реализации с/х производителями своей продукции (молока, скота, птицы, шерсти, молоко- и мясопродуктов, произведенных в собственных перерабатывающих цехах) сумма НДС, подлежащая уплате, остается в распоряжении этих сельскохозяйственных предприятий и направляется на поддержку собственного производства животноводческой продукции и продукции птицеводства.

п. 11.29. Суммы НДС за поставки продукции несельскохозяйственного назначения (кроме подакцизных товаров) аккумулируются на спецсчетах аграриев для приобретения материально-технических ресурсов производственного назначения. Единственное условие — сумма от реализации собственной с/х продукции и продуктов ее переработки должна составлять не менее 50% валового дохода предприятия.

Минусы

ст. 8-1. Введение спецрежима налогообложения сельхозпроизводителей (в частности, в сфере лесного хозяйства и рыболовства) отложено до 1 января 2007 года.

Закон «О налогообложении прибыли предприятий» № 334/94-ВР от 24 декабря 1994 г.

Плюсы

п. 5.4.2. К валовым затратам налогоплательщика относятся затраты, связанные с обучением, переподготовкой или повышением квалификации не только наемных работников, но и других лиц (потенциальные работники), заключивших соответствующий договор с предприятием об оплате своего обучения.

Доказывать налоговикам связи таких затрат с основной деятельностью предприятия не обязательно.

п. 7.12.1. Освобождаются от налогообложения только предприятия, полностью принадлежащие организациям инвалидов.

Услуги по поставке подакцизных товаров по договорам комиссии (и по им подобным) не освобождаются от налогообложения.

Минусы

Указанные затраты включаются в валовые затраты в размере, не превышающем 3% фонда оплаты труда отчетного периода.

Установлена ответственность за нарушение норм этой статьи в виде уплаты полной суммы налога с учетом инфляции и штрафных санкций.

Закон «О налоге с доходов физических лиц» № 889-IV от 22 мая 2003 г.

Плюсы

п. 5.3.1, ст. 10. С 1 января 2006 г. налогоплательщик имеет право включить в состав налогового кредита часть суммы процентов по ипотечному кредиту, которая рассчитывается по правилам, определенным согласно ст. 10.

ст. 11. При наследовании недвижимости наследником первой степени родства применяется нулевая ставка налогообложения.

Соответствующие изменения приняты парламентом в конце прошлого года, однако еще не подписаны президентом.

В 2006 году (как и в апреле—декабре 2005 года) платить налог с доходов физических лиц при продаже недвижимости не придется, ведь в соответствии с п. 40 ст. 77 госбюджета-2006 ст. 11 Закона о доходах в части налогообложения операции по продаже объектов недвижимого имущества приостановлена на весь текущий год.

Минусы

п. 6.1.1. С 1 января 2006 г. размер налоговой социальной льготы (для уменьшения суммы общего месячного налогооблагаемого дохода) составит не 80% от размера минимальной зарплаты, а лишь 50%.

Закон «О государственном бюджете Украины на 2006 год»

ст. 65. Утверждены новые размеры прожиточного минимума. В течение 2006 года размер прожиточного минимума будет возрастать. Так, размер прожиточного минимума на трудоспособное лицо составит: с 1 января — 483 грн; с 1 апреля — 496 грн; с 1 октября 2006 — 505 грн.

С 1 января 2006 года предельная сумма заработной платы, на которую начисляются и с которой удерживаются взносы в соцфонды, будет привязана к прожиточному минимуму.

Она составит десятикратный размер прожиточного минимума, соответственно: с 1 января — 4830 грн; с 1 апреля — 4960 грн; с 1 октября — 5050 грн.

В соответствии со ст. 82 госбюджета-2006 установлено три размера минимальной заработной платы, которые на протяжении года будут увеличиваться на 25 грн. Так, с 1 января по 30 июня размер минимальной заработной платы составит 350 грн в месяц, в период с 1 июля по 30 ноября — 375 грн, с 1 декабря — 400 грн.

ст. 98. Пенсионный сбор с покупки-продажи безналичной валюты уменьшен с 1,5 до 1,3%.

ст. 100. Размер страховых тарифов на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве снижен на 0,2%.

ст. 101. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование уменьшен с 32,3 до 31,8% фонда оплаты труда.

ст. 102. Размер социальных взносов на случай безработицы уменьшен на 0,3%.


Предпринимательство

Закон «Об аренде государственного и коммунального имущества» № 2269-XII от 10 апреля 1992 г.

Плюсы

ст. 4. Целостные имущественные комплексы, которые выпускают подакцизную продукцию и переданы в аренду до 29 июня 2004 года, могут и в дальнейшем арендоваться.

Закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» № 2806-IV от 6 сентября 2005 г.

Плюсы

ч. 1 ст. 4. Необходимость получения документа разрешительного характера устанавливается исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением разрешения.

ч. 5 ст. 4. В случае предоставления на основании договора аренды или других договоров во временное пользование помещений и оборудования не нужно получение отдельного разрешения на их использование (эксплуатацию), при условии сохранения вида деятельности и состояния этих помещений. Норма не распространяется на случаи, когда используются потенциально опасные объекты и машины, механизмы, оборудование повышенной опасности.

Минусы

Отмена разрешений, получение которых не установлено законом, возможна только с 5 октября 2006 года, когда пройдет год со дня опубликования Закона о разрешительной системе. В случае необходимости переоборудования помещения или изменения вида деятельности необходимо получать соответствующее разрешение.

Кодекс об административных правонарушениях № 8073-X от 7 декабря 1984 г.

Плюсы

ст. 166-10. Неуведомление СПД об отказе в предоставлении разрешения, задержка с выдачей разрешения или безосновательный отказ влечет за собой наложение штрафа на должностное лицо разрешительного органа в размере от 340 до 850 грн.

Минусы

ст. 164. Штрафы за ведение хозяйственной деятельности без государственной регистрации или деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии составят от 340 до 680 грн (при повторном нарушении на протяжении года — от 510 до

1020 грн). Возможна также конфискация произведенной продукции, орудий производства и сырья.

Причем за деятельность без получения разрешения могут подвергнуть наказанию как физлицо-СПД, так и должностное лицо предприятия.

ст. 188-22. Устанавливается штраф за невыполнение требований должностных лиц СЭС и государственной ветслужбы относительно уничтожения опасных для потребления пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, диетических добавок и вспомогательных материалов для переработки пищевых продуктов. Размер штрафа — от 850 до 1700 грн.

ст. 188-23. Устанавливается штраф за совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам органов Пенсионного фонда в осуществлении проверок, связанных с начислением, подсчетом и уплатой страховых взносов. Размер штрафа для должностных лиц предприятия — от 136 до 255 грн.

Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» № 56-93 от 20 мая 1993 г.

Плюсы

ст. 17. Для субъектов, постоянно осуществляющих торговлю в специально отведенных для этого местах (стационарных объектах), сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли взимается единоразово.

Минусы

С владельцев нестационарных объектов сбор и впредь может взиматься неоднократно.

Закон «О местном самоуправлении в Украине» № 280/97-ВР от 21 мая 1997 г.

Плюсы

ст. 46. Сессии местных советов по вопросам отвода земельных участков должны созываться ежемесячно (ранее — раз в квартал).

Уголовный кодекс Украины № 2341-III от 5 апреля 2001 г.

Минусы

ст. 212-1. За умышленное уклонение от уплаты пенсионных взносов предприниматель или должностное лицо предприятия наказывается штрафом от 5100 до 34 000 грн (в зависимости от размера неуплаченных средств) или лишением свободы на срок от 5 до 10 лет (за особо крупный ущерб).

Закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужнин» № 2866-IV от 8 сентября 2005 г.

Минусы

ст. 17. Работодатели не могут:

— в объявлениях (рекламе) о вакансиях предлагать роботу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола, предъявлять разные требования, отдавая предпочтение одному из полов;

— требовать от лиц, устраивающихся на работу, сведений об их личной жизни, планах по рождению детей.


Торговля

Закон «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» № 481/ 95-ВР от 19 декабря 1995 г.

Минусы

ст. 14. С 1 января 2006 г. производители этилового спирта могут экспортировать свою продукцию только через государственное предприятие, специально уполномоченное Кабмином. ст. 18. С 1 января 2006 г. в реализации (в том числе в розничной торговле, общественном питании) могут находиться только табачные изделия, на пачках и коробках которых указана максимальная розничная цена и дата их изготовления. При этом копии деклараций о максимальных ценах уже не нужны.

Если по одному наименованию в продаже будут табачные изделия с разными максимальными ценами, каждое изделие должно продаваться с учетом его индивидуальной максимальной цены.


Строительство

Приказ Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре № 175 от 28 сентября 2005 г.

Плюсы

С 1 января 2006 г. вступают в силу государственные строительные нормы ГСН В. 2.2-15-2005 «Жилые дома. Основные положения».

Новые нормы увеличивают нижние и верхние пределы площади квартир и комнат, повышают комфортность подсобных помещений.

Минусы

Новые требования отразятся на стоимости жилья, подлежащего реконструкции или проектируемого (на объекты, которые уже начали строить по старым нормам, эти требования не распространяются). Кроме того, наличие дополнительных требований, выдвигаемых к новому жилью, расширяет коррупционные возможности контролирующих органов, что тоже скажется на стоимости новых квартир.

Вы здесь:
вверх