логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Декларация зависимости Иван ЗАЙЦЕВ - «Контракты» №10 Март 2006г.

Пока чиновники не передумали, есть смысл воспользоваться декларативным принципом получения разрешений. Выгода в том, что предприятие получает право на осуществление хозяйственной деятельности без привычной беготни и волокиты


Теперь не нужно бежать к пожарным или районным санитарам, достаточно уведомить госадминистратора при местном органе власти о том, что занимаемое помещение, используемое оборудование и технологические процессы соответствуют требованиям законодательства.

Сам себе надзор

Фактически предприятие получило право самостоятельно оценивать потенциальную опасность своего производства для окружающих и принимать решение, требуется ли ему получение того или иного разрешения. Если опасность невелика, субъект хозяйственной деятельности может подавать в соответствующие разрешительные органы лишь декларацию о намерении (открыть магазин, цех и т. д.). Правда, в этом случае предприниматель несет большую ответственность за возможные ЧП, которые могут возникнуть при его работе. Подобный подход широко практикуется в странах Евросоюза, у нас же этот принцип реализован при подаче налоговых деклараций, когда предприятие указывает лишь размер доходов и расходов, не подтверждая заявленные суммы документально. При этом каждый бухгалтер помнит, что достоверность предоставленных данных впоследствии может быть проверена контролирующими органами.

Впрочем, для полноценного введения декларативного принципа при получении документов разрешительного характера, необходимо принятие многочисленных подзаконных актов, которые пока только разрабатываются. Единственный документ, уже вступивший в силу и предусматривающий возможность подачи предпринимателем специальной декларации, — Постановление КМУ № 17 от 11 января 2006 года, регулирующее порядок получения разрешения от органов пожарного надзора. Остальные ведомства пока не подавали на рассмотрение в Кабинет Министров проекты аналогичных документов.

Как удалось узнать Контрактам, проекты изменений в нормативно-правовые акты сейчас готовятся в недрах санэпидемстанции, Госкомитете по охране труда и некоторых местных государственных администрациях. Представители этих ведомств уверяют, что в ближайшее время проекты обязательно будут переданы на утверждение, но при этом уклоняются от ответа на вопросы о точных сроках и датах. Чиновникам лучше не напоминать о том, что по закону еще с начала года все ведомства должны были перейти на декларативный принцип выдачи документов. Подобные реплики ставят их в неловкое положение.

Администратор — это звучит гордо

Кроме внедрения декларативного принципа, необходимо отметить еще одно нововведение, предусмотренное Законом «О разрешительной системе...». Речь идет о создании должности администратора — фактического посредника между предпринимателем и разрешительными органами. Его роль и функции схожи с государственным регистратором при проведении регистрации предприятия, и тот и другой получают документы от предпринимателей и передают их соответствующим ведомствам.

Количество рабочих дней,
необходимых для получения разрешений

То есть теперь желающие получить то или иное разрешение, могут сдать необходимые документы администратору, избежав таким образом самостоятельного посещения разбросанных по городу ведомств и управлений, выдающих разрешения. Впрочем, при желании предприниматель может обойтись и без посредника — законом предусмотрен вариант, когда пакет документов предприятия передается непосредственно сотрудникам разрешительных органов. Для удобства предпринимателей законодатель обязал представителей министерств и ведомств, выдающих документы разрешительного характера, принимать ходатаев в одном помещении.

Два решения по разрешениям
Принцип организационного единства предусматривает две наиболее удобные схемы документооборота
Раз решение схема
Два решение схема

Независимо от выбранного способа, информация о выдаваемых разрешениях окажется у администратора (см. Два решения по разрешению). В его обязанности входит формирование и регулярное обновление реестра документов разрешительного характера, который должен содержать данные о фирме-заявителе, характере выданного разрешения, экспертного заключения, согласования etc, а также о сроках рассмотрения заявки. Заметим, что информация, находящаяся в реестре, является открытой, данные из нее можно получить за плату, устанавливаемую местными властями. Что особенно полезно, перед заключением сделки с малознакомой компанией. Проверив наличие у контрагента всех необходимых разрешений и согласований, легче сделать выводы о состоятельности и добросовестности компании.

Немаловажно и то, что законодатель ограничил срок рассмотрения заявления на получение разрешения до 5 дней. В течение этого срока местный разрешительный орган обязан принять решение о выдаче соответствующего разрешения или предоставить заявителю обоснованный отказ. Эта норма распространяется на все случаи, если в законодательстве не установлен иной срок.

За шагом шаг

Процедуру имплементации нового закона можно условно разделить на три этапа: первый — от опубликования (6 октября 2005 г.) до 6 января сего года, второй — до 6 апреля, третий — до 6 октября. На первом этапе Кабинет Министров и Госкомпредпринимательства должны были обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации закона. Впрочем, чиновники привычно оставили этот пункт без внимания.

На втором — Кабинет Министров и профильные ведомства должны подготовить и подать в Верховную Раду проекты изменений в основные законы, регулирующие отношения при выдаче разрешений — «О пожарной безопасности», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения», «О ветеринарной медицине», «Об охране труда» и т. д. На этом же этапе Кабмин обязан провести мониторинг законодательства и подать в ВРУ предложения касательно отмены документов разрешительного характера, использование которых нецелесообразно. В этот же временной промежуток КМУ, профильные министерства и органы местного самоуправления обязаны привести принятые ими подзаконные акты в соответствие с требованиями упомянутого закона.

На третьем этапе в течение 6 месяцев Верховная Рада должна внести изменения во все законы, регулирующие порядок выдачи разрешений. С 6 октября этого года все документы разрешительного характера, прямо не предусмотренные специальными законами, будут считаться нелегитимными. Сейчас, по данным Госкомпредпринимательства, в Украине насчитывается около 1,2 тыс. всевозможных документов разрешительного характера — разрешений, согласований, свидетельств, заключений и т. п., большая часть из которых введена местными органами власти или самоуправления. После ревизии действующего законодательства, по расчетам экспертов Международной финансовой корпорации, должно остаться не более 100 подобных документов.

В случае если сотрудник любого из ведомств или органа местного самоуправления будет требовать от предпринимателя обязательного получения разрешения, выдача которого прямо не предусмотрена законом, бизнесмен может обратиться в суд. В результате госслужащего могут привлечь к дисциплинарной, административной, а возможно, и уголовной ответственности. Кстати, в Кодексе об административных правонарушениях появилась новая статья 166-10, согласно которой за нарушение порядка выдачи документов разрешительного характера, чиновника могут оштрафовать на сумму от 340 до 1190 грн.

Огнеполковники

Министерство чрезвычайных ситуаций, а именно органы пожарного надзора (ОГПН), уже перешло на декларативный принцип. Хотя, именно это ведомство считалось наиболее консервативным: до недавнего времени пожарные крайне неохотно шли на упрощение каких бы то ни было процедур.

Теперь разрешения от пожарных обязана получать сравнительно небольшая часть предприятий, содержащих взрывопожароопасные объекты или же объекты, в которых предполагается массовое пребывание людей. Остальные субъекты хозяйствования могут ограничиться подачей декларации в ОГПН (декларация соответствия объекта требованиям законодательства относительно пожарной безопасности).

Настораживают некоторые нюансы. Во-первых, для определения взрывопожароопасных объектов используются устаревшие Общесоюзные нормы технического проектирования (ОНТП) 24-86 МВД СССР, принятые еще в 1986 году. Во-вторых, к местам массового пребывания людей отнесены, помимо детских садов, школ и гостиниц, все помещения с постоянным или временным присутствием 50 и более человек. Фактически по этому критерию значительное число офисов может считаться объектом с массовым пребыванием людей.

В-третьих, в случае если любое торговое или офисное помещение находится на территории взрывопожароопасного объекта или объекта с массовым пребыванием людей, декларативный принцип не применяется, и предприниматель все равно обязан получать разрешение от ОГПН. Например, если на территории завода намерены открыть маленький продуктовый ларек для обслуживания работников, придется получить разрешение органов пожнадзора.

Если изменяется функциональное предназначение помещения или проводится его перепланирование, предпринимателю опять-таки придется обратиться за разрешением. В случае, когда объект относится к потенциально опасным, декларативный принцип тоже не используется. Правда, уточнить, что именно понимается под «потенциально опасными объектами» законодатель не удосужился, непредусмотрительно оставив определение этого термина на усмотрение самих разрешителей.

Еще одно препятствие для перехода на декларативный принцип — обязательное страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Имеется в виду, что до подачи декларации в ОГПН предприниматель обязан заключить договор страхования ответственности на случай возникновения пожара, взрыва и прочих малоприятных и жизненно опасных происшествий.

При этом целесообразность обязательной страховки не учтена. Все предприятия пожарные предпочли поделить на две группы: взрывопожароопасные и остальные. Хотя даже советские нормы ОНТП 24-86 различают минимум три группы помещений, не относящиеся к пожароопасным. Отечественные борцы с огнем предпочли не размениваться на такие мелочи.

Помимо обязательных для бизнесмена дополнительных трат этот пункт содержит еще одну потенциальную опасность. Эксперты не исключают возникновения ситуации, когда пожарные будут рекомендовать предпринимателям страховаться у какой-то определенной СК, сотрудничающей с органом пожарного надзора или с кем-то из его руководящих лиц. По крайней мере, подобная схема иногда используется при установке систем противопожарной сигнализации и пожаротушения (подробнее см. «Огнеполковники»).

Также стоит отметить, что свои внутренние нормативы пожарные пересматривать не спешат, хотя многочисленные, порою невнятные требования к пожарной безопасности помещений остаются одной из главных проблем для предпринимателей: почти для трети бизнесменов требования ОГПН остаются непонятными, утверждают в МФК.

Еще одна проблема — несметное количество документов, наличие которых на предприятии требуют и проверяют пожарные. Например, до сих пор для каждого предприятия обязательна инструкция по использованию электрочайника.

Изменение порядка получения разрешений от ОГПН имеет и положительные стороны. Кроме декларативного принципа, предполагается отменить выдачу разрешений для арендаторов. До сих пор предпринимателям при сдаче помещений в аренду приходилось получать два разрешения от пожарной охраны — для собственника и арендатора. Отменено разрешение от ОГПН и на арендованные торговые места, киоски и контейнеры, размещенные на рынках в соответствии со схемой, согласованной с органами пожарного надзора. Если ранее каждый торгующий на рынке должен был получать отдельный документ от пожарных, то теперь обязанность согласовывать с ОГПН схему расположения торговых объектов возложена на владельца рынка.

Хранители труда

Реформа разрешительной системы в Украине начиналась (в 2003 году) с пересмотра обязательного получения разрешений от органов охраны труда. Если в 2003 году, по данным МФК, разрешения от этих органов получали почти 50% предприятий, то в 2004 г. — лишь 14%. До октября 2003 г., когда было принято постановление КМУ № 1631, разрешения от Государственного комитета по надзору за охраной труда необходимо было получать всем предприятиям в начале деятельности, независимо от форм собственности и видов деятельности.

Указанным постановлением был установлен перечень видов деятельности (88), объектов (6) и механизмов (22 типа) повышенной опасности. Соответственно, получать разрешение от Госнадзорохрантруда необходимо было только в том случае, если бизнес связан с чем-либо из этого списка. Однако со вступлением в силу Закона «О разрешительной системе...» и началом внедрения декларативного принципа получения разрешений, прогрессивное для 2003 года постановление, явно устарело.

Как стало известно Контрактам, уже подготовлены проекты внесения изменений в Закон «Об охране труда» и указанное постановление Кабмина. В частности, предусматривается не только внедрение декларативного принципа в сфере охраны труда, но и заметное сокращения перечня видов деятельности, требующих получения разрешения на начало работы. Во-первых, кроме сокращения списка работ повышенной опасности с 88 видов до 26, предполагается выделить еще порядка 10 видов деятельности, для которых будет введен декларативный принцип. Во-вторых, сроки выдачи разрешения сокращаются с 30 до 15 рабочих дней.

В-третьих, предусматривается возможность продления срока действия разрешения на определенный период. Напомним, что сейчас в законодательстве продление сроков вообще не предусмотрено и по истечению N-го времени действия разрешения предприятие обязано получать новое. Также предполагается совместить срок действия разрешения на использование нового оборудования со сроком эксплуатации, указанного в документации производителя.

Ждем перемен

Как прогнозируют эксперты МФК, в ближайшее время стоит ожидать принятия ряда подзаконных актов и внесения изменений в законы, регулирующие порядок получения разрешений. Вместе с тем, опыт внедрения принципа единого регистрационного окна показывает, что даже самые благие намерения, столкнувшись с сопротивлением бюрократического аппарата, могут в течение нескольких лет оставаться лишь на бумаге, не находя практической реализации. Да и применение принципа гильотины по отношению к устаревшим нормативно-правовым актам, уже апробированного в прошлом году, вскрыло множество проблем, связанных с нежеланием чиновников отказываться от использования полюбившихся норм и правил.

Так что ожидать мгновенного эффекта от вступления в силу Закона «О разрешительной системе...» и принятия нескольких подзаконных актов не стоит. До приведения в соответствие с этим законом множества внутренних документов разрешительных органов пройдет еще немало времени. До тех пор полноценное применение декларативного принципа будет оставаться бумажным достижением законодателя.

Автор благодарит Марию Кучерову, юриста Международной финансовой корпорации и Наталию Фуклееву, юриста юридической компании DLA Piper Украина, за помощь в подготовке статьи

Вы здесь:
вверх