логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
За чертой связи Евгений ДУБОГРЫЗ - «Контракты» №10 Март 2006г.

Украина пребывает на периферии мировой отрасли связи. Чтобы это осознать в полной мере, журналисту Контрактов пришлось посетить Барселону


Фото Евгения ДУБОГРЫЗА

Летом Барселона — всемирная здравница и пристанище туристов. Гости, уставшие от прелестей пляжей Коста-Брава и Коста-Дорадо, могут насладиться оригиналами картин Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, архитектурными изысками Альберто Гауди и видом на строящийся уже 150 лет собор Sagrada Familia. На любителя — лицезрение мрачных красот Готического квартала. По совместительству город исполняет обязанности столицы Каталонии (упаси боже назвать аборигенов испанцами, о чем заранее предупреждает гид) и места дислокации одноименной футбольной команды.

А вот осенью, зимой и весной Барселона, точнее, ее центр, превращается в гигантский выставочный комплекс на манер советского ВДНХ. Каждый четвертый гость столицы Каталонии повязан розовой ленточкой: участник очередной выставки — компьютерных технологий, достижений аэрокосмической отрасли, перспектив фармацевтической отрасли и т. д.

В этом туристическо-выставочном раю в феврале удалось побывать и украинским журналистам, приглашенным корпорацией Samsung на ежегодную выставку мобильных технологий 3GM Congress.

День первый: приключения дилетанта

С первых минут пребывания на любой специализированной выставке начинаешь осознавать себя заговорщиком в масонской ложе. Все как будто с двумя ногами, руками и глазами, каждое из произносимых слов понятно по отдельности. Только общий смысл непонятен — примерно как для южноамериканского индейца, пытающегося разобраться в современных технологиях энергосбережения. Тем более для меня, журналиста, никогда не пользовавшегося техникой сложнее ноутбука.

Типичный диалог с представителем выставляющейся компании был примерно следующим:

Журналист (кивая на прибор, вывешенный на стенде): Что это за штука такая?

Представитель: Это мобильный handset, работающий по технологии Wi-Fi в стандарте Iee.8.2 с разрешительным изображением в 2 мегапикселя. Мы разработали его для поддержки совместимости технологии WCDMA и стандарта ETSI Hiperman, а потребителями будут компании, предоставляющие услуги фирмам, специализирующимся на системной интеграции.

Журналист (мотая головой от избытка информации): Как же это удовольствие использовать?

Представитель (чувствуется раздраженность): Вы подключаете устройство к прокси-серверу VSDL и используете прерывание номер... (глядя на съежившегося от ужаса журналиста). Простите, из какой вы страны?

Журналист: Из Украины.

Представитель (явно теряя интерес к разговору): На вашем рынке такая продукция сейчас невостребована.

Часа через два, состоявших из брожения, перемежаемого похожими диалогами, понимаю следующее. Во-первых, выставка на самом деле — не столько встреча участников рынка связи, сколько грандиозная кампания по управлению потребительским спросом. Все крупные игроки — Motorola, Samsung, Vodafone и прочие монстры IT-рынка — каждые полгода вынуждены разрабатывать, внедрять, рекламировать новые продукты. И ясно почему — конкуренты поджимают. Вот и ставится задача убедить покупателя, что ему крайне необходимо обновлять мобильный телефон каждые три месяца. Задача, кстати, намного сложнее и дороже, чем совмещение ноутбука с пылесосом.

Во-вторых, как ни печально, Украина отстает от мировых тенденций лет на 10. Даже связь третьего поколения (ее называют технологией CDMA) в нашей стране — не более чем маниловщина. Что уж говорить о перспективах всяческих «мобильных handset’ов, работающих по технологии Wi-Fi в стандарте Iee.8.2 с разрешительными изображением в 2 мегапикселя».

В-третьих, организаторам необходимо серьезно задуматься, стоит ли пускать на выставки связистов. Ведь официальная цель последних — совершенствовать связь до тех пор, пока топ-менеджеры и прочие менеджеры смогут вести полноценные переговоры, не выходя из собственного офиса. А это как ни крути, подрывает сами основы выставочного бизнеса — общение, обмен опытом и т. д.

День второй: приключения в стиле WiBro

Следующий день визита в Барселону целиком посвящен Samsung — компания презентует свою новую технологию под названием //WiBro// (Wireless Broadband). Отель «Хуан Карлос I». Конференц-зал, по размерам сравнимый с хоккейной площадкой, уставлен огромными столами, за которыми расположился «весь цвет мировой IT-журналистики» с примкнувшими к ним украинскими коллегами. Карикатурные официанты разносят вино, прохладительные напитки и закуски. Шторы опускаются, в зале включается громадный проектор, официанты ретируются, журналисты прекращают поглощать закуски. Начинается презентация.

Понять удалось следующее. WiBro — усовершенствованная версия технологии передачи WiMax, которая обеспечивает быстродействующую широкополосную связь в мобильном режиме. Если проще — счастливый обладатель телефона, оснащенного такой технологией, мчась на машине со скоростью 120 км/ч, может звонить, получать аудио- и видеофайлы, скачивать информацию из интернета.

Причем довольно быстро и без ущерба качеству. Например, по уверениям представителей Samsung, аудиофайл размером в 3 мегабайта с помощью WiBro можно стянуть за 11 секунд. Если еще проще — владелец WiBro-телефона сможет участвовать в видеоконференциях по дороге, скажем, в аэропорт, без особых проблем скачивая на телефон объемные рабочие файлы. Потом отвлечься от дел и посмотреть с помощью телефона прямую трансляцию футбольного матча.

Заинтересовавшимся Samsung предлагает новый WiBro телефон М8000, в который встроена, кажется, вся возможная портативная бытовая техника — видеокамера с видеомагнитофоном, телеантенна, телеэкран, не говоря уже о привычной украинскому потребителю цифровой фотокамере.

«Только разработка WiBro стоила нам несколько сотен миллионов долларов», — с плохо скрываемой гордостью признался Контрактам Хунг Сонг, вице-президент Международной маркетинговой группы Samsung.

Вот только для украинцев такая технология малоактуальна. На корейском рынке WiBro появится в этом году, в Европе станет привычной не раньше 2010 года. Об Украине менеджеры Samsung говорят расплывчато — «если все получится, если операторы будут развивать новые сервисы»...

Гораздо информативнее ответ на вопрос: что еще в перспективе можно будет впихнуть в мобильный телефон? Представитель Samsung оживляется: «Например, через несколько лет телефон будет следить за здоровьем хозяина, мерить температуру, делать анализ крови и сообщать о недугах и владельцу, и врачам. Как только мы начнем в массовом порядке использовать нанотехнологии, телефон станет не менее важной частью быта, чем одежда!».

День третий: приключения туриста

В Барселоне есть свои Майдан и Крещатик — площадь Каталонии и Рамбла. Но за т. н. туристическую зону (включает центральные улицы, район собора Sagrada Familia, гору Монтжуик и набережную) нам советуют не соваться.

Каких-то особых отличий от Украины не видно. Менеджер в банке упорно отказывается менять доллары на евро. После пятнадцатиминутного разбирательства с участием испаноговорящего гида выясняется, что менеджер временно подменяет выбежавшую в магазин операционистку, и менять валюту, принимать платежи и прочую ерунду не собирается — «не царское это дело».

До 10 утра закрыты все магазины, кроме сувенирных. Ежедневно с 14.00 до 16.00 у барселонцев сиеста: в это время потенциальный покупатель может разве что пообедать. В испанском магазине (зарубежные супермаркеты не в счет) можно и нужно торговаться. На улицах лежат горы окурков и бумажных пакетов.

Но при всем при этом — мощнейшая инфраструктура, множество широких автодорог, туннелей и развязок. Чуть ли не на каждом шагу в центре — станция метро: их в трехмиллионном городе едва ли не больше, чем в 10-миллионной Москве. Спальные районы, выглядят куда благопристойнее киевских.

И ответ на вопрос: в чем собственно, разница между Испанией и Украиной, получить удалось. Правда, в несколько аллегорической форме. Мы стоим в пробке, гид-водитель меланхолично пропускает вперед машины, выезжающие из соседнего переулка. «А как же иначе, — следует ответ на мой немой вопрос, — здесь я пропущу, там меня пропустят».

Когда же водитель узнает о том, что в Украине уступать дорогу в таких случаях, мягко говоря, не принято, он лишь разводит руками. Не берусь судить о том, чье поведение более адекватно — среднестатистического испанского или украинского водителя. Но факты вещь упрямая — внушительную трехкилометровую пробку в центре города мы преодолели минут за семь.

Вы здесь:
вверх