логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Для тех, кто принимает решения Владимир ЗОЛОТОРЕВ - «Контракты» №11 Март 2006г.

Деловая пресса в Украине началась с прайс-листов, продолжилась новостями компаний и теперь может двинуться в направлении экономических прогнозов


Существование деловой прессы в Украине многим всегда казалось довольно парадоксальным явлением. Очевидно, что деловая пресса должна освещать деловую жизнь, то есть некие процессы, вызванные к жизни спецификой бизнеса как общественного и экономического явления. В Украине же самодостаточной деловой жизни не существует.

Мы почти не найдем здесь процессов, которые бы начинались и заканчивались в рамках того, что можно назвать «деловая жизнь». Хуже того, почти любой, даже самый незначительный процесс приведет нас к государству в той или иной его ипостаси. И, наконец, последнее, и, пожалуй, самое главное — довольно часто бизнесмены и чиновники — это одно и то же.

Независимого, стоящего отдельно от государства бизнеса у нас не очень много. Мне могут сказать, что почти везде бизнес, особенно крупный, связан с государством. Это так, но, как правило, в этих отношениях стороны равны, либо даже бизнес выступает субъектом, а государство — объектом. В Украине не бизнес «покупает» государство, а государство (чиновники) — создает и перераспределяет бизнес.

В таких условиях традиционные элементы деловой жизни становятся, мягко говоря, сомнительными. Что можно сказать о конкуренции в стране, где возможна монополия на торговлю рыбой? При этом страна эта не коммунистическая и имеет достаточно емкий рынок. Или, к примеру, насколько можно назвать свободным ценообразование, которое до сих пор регулируется разными «нормами» с одной стороны и зависит от коррупционных факторов, вроде наличия «окна на таможне» — с другой?

Поэтому, если попытаться определить истинную проблематику деловой жизни по-украински, то пресса, ее описывающая, выглядела бы несколько странно. Ведь ей пришлось бы подробно описывать родственные связи наиболее значимых чиновников, публиковать прайс-листы взяток в различных учреждениях, а также обзоры рынка этих самых взяток в разных отраслях и перспективные исследования на эту тему.

Необходимо было бы отслеживать тенденции на рынках подарков: «наши аналитики считают, что в этом сезоне таможенники будут предпочитать коньяк». Популярностью пользовалась бы рубрика «друзья и враги», в которой давались бы портреты тех или иных политико-экономических группировок. Польза от такого чтения очевидна, ведь если ты «стоишь» от одного политика, а тут на рынке появляется его любимый враг — жди беды.

К сожалению, открытость и коррупция несовместимы. А поскольку значительная, если не большая часть деловой жизни является коррупцией, деловая пресса, казалось бы, должна пребывать в жалком состоянии. Между тем это не так — деловая пресса занимает достойное, если не лидирующее место на рынке СМИ. В этом и заключается парадокс, о котором говорилось в начале этой заметки.

Возникает вопрос: что же дает своим читателям деловая пресса? По-видимому, прежде всего главная ценность деловой прессы состоит в том, что она утверждает своего читателя в определенном статусе. Ведь мелкие и средние предприниматели и менеджеры нижнего и среднего звена работают по правилам, универсальным для всего мира.

Проблематика, о которой пишет деловая пресса в любой цивилизованной стране, им понятна и интересна. Другое дело, что успех предприятия очень часто не зависит от правильности выбранной с таким трудом стратегии, от самоотверженности и энтузиазма персонала и, наконец, от того, насколько их бизнес вообще нужен потребителю. Успех на 90% зависит от умения «договариваться» с государством — то ли в лице чиновника, то ли в лице конкурента.

Но этим, как правило, занимаются другие люди, которые деловые издания читают под другим углом зрения. Кстати, на полях заметим, что, видимо, не случайно провалились многочисленные попытки создать специализированные издания «для тех, кто принимает решения». Особые интересы «тех, кто принимает решения», не имеют отношения к публичной деятельности, а значит, не могут быть освещены специальной прессой. Таким образом, деловая пресса за счет освещаемой проблематики дает своим читателям ощущение причастности к чему-то настоящему, она является важнейшим инструментом социализации этих людей.

Более того, деловая пресса как бы отделяет экономику от коррупции, которые в реальной жизни украинцев полностью совпадают. Даже тем фактом, что деловые журналы и газеты просто не в состоянии печатать прайс-листы взяток, они воспитывают своего читателя, давая понять, «что такое хорошо и что такое плохо».

По сути дела, сам факт существования деловой прессы в Украине является ответом на вопрос, который вот уже 15 лет задают предприниматели. Вопрос звучит примерно так: «Разве они не понимают, что режут курицу, несущую золотые яйца?» Понятно, что «они» — это государство, а курица — бизнес. Ответ состоит в том, что «они» понимают другое — в этой стране пока есть люди, которым нужно что-то делать, предпринимать.

Если бы движущей силой бизнеса было исключительно рациональное стремление к прибыли, Украина давно превратилась бы в пустыню. Ну а поскольку, скорее всего, движущей силой все-таки является творчество, «они» могут быть спокойны за свое будущее — поток жертв никогда не иссякнет. И наличие деловой прессы — лучшее тому свидетельство.

Если говорить о перспективах деловой прессы, то, по-видимому, они заключаются в освоении новых информационных сфер. Деловая пресса в Украине началась с прайс-листов и публикаций инструкций исполнительной власти, потом она освоила сферу «новости компаний», после чего добралась до обзоров рынков и сейчас приблизилась к вразумительному описанию финансов.

Неосвоенным остается экономический анализ и экономический прогноз. Я не говорю «макроэкономический», поскольку, похоже, макроэкономика как инструмент не совсем пригодна для описания того, с чем мы сталкиваемся в Украине. Если, к примеру, государственные расходы и расходы бюджета являются не просто разными величинами, а, вообще говоря, величинами неизвестными, то макроэкономика в этой ситуации пасует.

С начала 90-х, когда экономисты столкнулись с феноменом постсоветских стран, экономическая наука сделала серьезный рывок вперед, возникли новые инструменты для анализа. Экономическая же журналистика пока использует старые, неприменимые к нашей ситуации языки. Похоже, что перспективы находятся именно в этой области.

Вы здесь:
вверх