логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Гусары сдаются стоя Роман КУЛЬЧИНСКИЙ - «Контракты» №11 Март 2006г.

В интервью Контрактам секретарь СНБОУ Анатолий Кинах признался, что усматривает опасность в закрытости швейцарской компании РосУкрЭнерго, и порекомендовал выпить молдавского вина Негру де Пуркар


Фото Анатолия КУХАРУКА

«Российские компании должны свободно торговать газом»

Уставный фонд швейцарской компании РосУкрЭнерго, обеспечивающей Украину газом, составляет всего $40 тыс., и она может исчезнуть в любой момент. Рассматривает ли это СНБО как угрозу национальной безопасности страны?

— Полностью разделяю обеспокоенность в отношении этой компании и считаю, что ситуацию нужно исправлять. Газовые соглашения, подписанные 4 января в Москве, — это весьма несовершенный временный компромисс, достигнутый в форс-мажорных обстоятельствах. Компания, поставляющая газ в Украину, должна быть прозрачной и открытой. У нас с РФ есть ряд соглашений, заключенных во времена моего премьерства и премьерства Виктора Ющенко и ратифицированных парламентами Украины и России, где четко зафиксированы взаимные обязательства. В частности, в соглашении от октября 2001 г. зафиксировано наше обязательство обеспечить транзит российского газа в Европу и обязательство Газпрома обеспечить транзит среднеазиатского газа через территорию России в Украину. На сохранении этих зеркальных обязательств и нужно было настаивать.

Сейчас, наверное, уже поздно...

— Сейчас наши взаимные обязательства четко не прописаны. И в этом, с учетом участия в газовой схеме посреднической структуры, действительно есть риск.

Возможна ли отмена газовых соглашений от 4 января 2006 года и устранение

РосУкрЭнерго из газовых схем?

— Официальная позиция Украины: мы готовы отказаться от посредничества РосУкрЭнерго. Но для этого необходимо общее решение обеих сторон. Мы не адвокаты этой компании, нас интересуют исключительно поставки газа до границы по согласованной цене и согласно определенному графику. Ситуация усложняется тем, что Газпром подписал контракт на покупку всего излишка газа со всеми среднеазиатскими странами и стал мегамонополистом.

Мы хотим, чтобы эту опасность осознали и европейские потребители газа. Создание прозрачного рынка газа — это уже не только проблема Украины, это проблема энергетической безопасности ЕС. Понимание этого приходит к европейцам постепенно. Подтверждение? Выделение средств на технико-экономическое обоснование работы нефтепровода Одесса—Броды—Гданск.

Мы ощущаем поддержку Европы в поиске транспортных коридоров для газа из Средней Азии. Но это все проекты. Чтобы гарантировать стабильные поставки газа, мы должны обеспечить баланс интересов добытчиков, транзитеров и потребителей. От того, как это удастся сделать, будет зависеть судьба соглашений, подписанных 4 января.

В 2007 году, с окончанием действия контракта на поставки газа с Туркменистаном, Украина попадает в полную зависимость от РФ. До какого уровня возрастет цена на газ?

— Мы готовим визит президента Туркменистана в Украину, в рамках которого будут обсуждены все связанные с этим вопросы.

Чем вы планируете заинтересовать Туркменистан, чтобы он продавал газ Нефтегазу, а не Газпрому?

— Это тонкая дипломатическая работа. Значительная часть бюджета Туркменистана формируется благодаря сотрудничеству с Украиной. Наши туркменские партнеры однозначно заинтересованы в диверсификации направлений экспорта энергоносителей, чтобы не находиться в зависимости от газопровода Средняя Азия—Центр, который имеет малую пропускную способность и, к тому же, находится под долгосрочным управлением россиян. Туркменистан заинтересован в формировании альтернативных транспортных коридоров, и в этом наши интересы совпадают.

Что мешает подписать ежегодный межправительственный протокол с Россией об обеспечении баланса газа Украины?

— Все ждут результатов выборов в ВР, забывая, что жизнь продолжится и после 26 марта. Наши предварительные договоренности — рассмотреть все оставшиеся проблемные вопросы на заседании комитета по торгово-экономическим отношениям под председательством премьеров в начале марта. Но, к сожалению, дата заседания комитета еще не определена. Этот вопрос я буду обсуждать во время ближайшего визита в Россию.

О каких проблемных вопросах речь?

— О цене на российский газ для Украины, стоимости транзита для России, а также о гарантиях ресурсного баланса для Украины.

Будет ли поставлять Нефтегаз газ промышленным предприятиям после того, как начнет деятельность СП «УкрГаз-Энерго»?

— Нефтегаз удержит определенную часть рынка. Я бы даже выдал УкрГаз-Экспорту лицензию на короткий срок, скажем, на шесть месяцев. В порядке эксперимента. А все усилия направил бы на либерализацию рынка, создание энергетической биржи и допуск к газоснабжению независимых игроков.

Кого именно?

— В России есть огромное количество компаний, имеющих газ. Это и ТНК, и Лукойл, и другие. Проблема заключается в том, что они не имеют доступа к трубе и не могут экспортировать газ. Мы ставим этот вопрос перед российской стороной, поскольку ратифицировали Энергетическую европейскую хартию, которая защищает либеральные принципы работы рынка энергоносителей. И хотя Россия эту Хартию не ратифицировала, она должна разрешить своим компаниям свободно торговать газом.

Нефтегаз до сих пор не обнародовал финансовый отчет, Deutsche Bank прекратил кредитование компании, а оппозиция заявляет, что Нефтегаз — банкрот. Владеете ли вы ситуацией вокруг компании?

— Владею. Еще в прошлом году я говорил о недопустимости формирования финансового плана Нефтегаза, направленного на потребление. В 2005 г. Нефтегаз уплатил вдвое больше налогов, но не за счет повышения эффективности работы или вывода отдельных схем из тени, а за счет сокращения программ ремонта и развития ГТС. Украинская труба нуждается в серьезной модернизации, особенно это касается компрессорных станций. К сожалению, работа в этом направлении почти не ведется. Есть прямое указание президента изменить идеологию формирования финансового плана Нефтегаза. Недопустимо брать кредиты и направлять их на уплату налогов, как это было в случае с кредитной линией Deutsche Bank.

«Специальные хранилища строят все»

Зачем Украине могильник для ядерных отходов?

— Все разговоры об этом — предвыборные манипуляции. В Украине никогда не планировали сооружать ядерные могильники. Речь идет о 15 работающих ядерных реакторах, которые вырабатывают 52% электроэнергии. В условиях подорожания нефти и газа этот источник энергии становится определяющим фактором энергетической и экономической безопасности страны.

Ежегодно Украина отгружает в Россию колоссальные объемы отработанного ядерного топлива. Подчеркиваю — топлива, а не отходов. Мы платим сотни миллионов долларов за хранение этого топлива в России. Но с 2008 г. РФ планирует запретить ввоз на свою территорию отработанного топлива из других стран.

То есть вопрос поставлен таким образом, что мы, будучи сильно энергозависимыми, должны дать на него четкий ответ. Все государства с мощной ядерной энергетикой строят специальные хранилища. Чтобы предотвратить дальнейшие спекуляции на эту тему, отмечу, что украинское законодательство запрещает ввозить на нашу территорию отработанное ядерное топливо из других стран. Если не будет реализован проект строительства централизованного хранилища, то мы будем вынуждены строить меньшие хранилища возле каждой АЭС.

Готовы ли вы к тому, что в скором времени Россия повысит цены на другой критический для Украины импорт — ядерное топливо?

— Есть определенные наработки по созданию собственного ядерного цикла. И строительство хранилищ для хранения отработанного топлива — один из его элементов. Украина обладает запасами высококачественных урановых руд как минимум на сто лет. Вообще, в плане обеспечения надлежащего уровня энергетической безопасности мы можем быть самодостаточными.

Кто мешает?

— В ближайшие пять лет мы увеличим годовую добычу газа до 30 млрд кубометров. У нас имеются залежи качественного энергетического угля, которых хватит на 400 лет (уже существуют технологии, позволяющие добывать из него метан). Не стоит забывать и о биотопливе. То есть — неплохие предпосылки, но нужно сначала разработать энергетическую стратегию (запланировано — до июня 2006 года), а потом последовательно воплощать ее в жизнь.

«К проблемам с Россией привела безгалстучная дипломатия»

Есть информация, что в карте-приложении № 3 к украинско-российскому договору 1997 года, на текстовые статьи которого вы ссылались во время конфликта вокруг крымских маяков, они обозначены как места дислокации российского ЧФ. Так кто же был прав в конфликте — Россия или Украина?

— Так называемая безгалстучная дипломатия и устные договоренности привели к тому, что сейчас в украинско-российских отношениях есть множество неурегулированных проблем. Во всех этих приложениях нужно разобраться. Но даже дискуссии не может быть о том, являются ли маяки собственностью Украины. Эти объекты однозначно наши. Базовые соглашения предусматривали совместные действия обеих стран по обеспечению безопасности мореходства.

Этого не сделано. В то же время, за 18 тыс. гектаров крымской земли, которую занимает база ЧФ России, по мировым стандартам мы должны были бы получить, как минимум, $1,8 млрд. Получаем — $97 млн. Вот такие расклады в картах-приложениях. Возможно, в рамках пересмотра всех этих проблем придется пересматривать и другие вопросы. Но сейчас задача номер один — проведение инвентаризации объектов, арендуемых ЧФ. Уже создается совместная рабочая группа. Этот этап нам обязательно нужно пройти.

Еще одна проблема в украинско-российских отношениях, вокруг которой разворачивается противостояние — Приднестровье. Зачем требовать от приднестровских предпринимателей оформлять документы в молдавской таможне?

— Нужно наконец покончить с такими явлениями, как массовая контрабанда и незаконная миграция. Часть мясной контрабанды, которая шла в Россию под видом украинской продукции, попадала на нашу территорию именно из Приднестровья. Вопросы оформления товаров неоднократно обсуждались на совещаниях в формате «5+2» (Молдова, Приднестровье, Украина, ЕС,

ОБСЕ + Россия и США). В конце 2005 г. было подписано совместное заявление премьеров Украины и Молдовы, где было четко сказано, что для контроля над ситуацией на общей границе мы вводим процедуру оформления всех грузов на основе таможенного законодательства Молдовы. Но Украина как гарант урегулирования конфликта в Приднестровье никогда не допустит, чтобы кто-то вводил экономическую блокаду против Приднестровья. Наша позиция поддерживается ЕС, ОБСЕ и Молдовой.

«Я знал, чего ожидать от Павла Лазаренко»

Зачем вы отправили дочь на Олимпиаду в Турин за государственные средства?

— О том, что мою дочь приглашают в Турин — работать переводчиком, — моей семье сообщил президент Национального олимпийского комитета Сергей Бубка. Зоя, закончившая Киевский университет лингвистики по специальности английский и итальянский языки и совершенствовавшая знания в Италии, выиграла тендер на переводчика. Я этим горжусь и не предпринимал никаких шагов, чтобы лоббировать ее кандидатуру.

Вы работали инженером судостроительного завода. Какие корабли строили?

— Хорошие. Танкеры водоизмещением 130 тыс. тонн. Они пользовались большим спросом до открытия Суэцкого канала, транспортировали нефть из Персидского залива в обход Африки. Также строил военные корабли. Когда корабль спускается на воду, то это праздник для всех работников завода. Моменты, когда крестная мать корабля разбивает бутылку шампанского об его борт, и судно спускается на воду, — стоят того, чтобы жить. Первая профессия — это как первая любовь.

Почему же сменили профессию?

— В политику я попал в переломном 1990 году. Коллектив моего родного судостроительного завода «Океан» на альтернативной основе выдвинул меня кандидатом в народные депутаты Украины, и я победил в борьбе с первым секретарем горкома КПСС. Я горжусь тем, что был активным участником первого этапа системных экономических преобразований в стране. Помню, как в марте 1992 года практически двое суток простоял на трибуне парламента, когда мы представляли первый пакет законов по приватизации. Тогда эти идеи вызвали значительное сопротивление. За время политической карьеры неоднократно имел возможность влиять на формирование нашего государства. Это, безусловно, приятно. Наконец, я горжусь тем, что в 2004 г. не изменил принципам.

Как вам удалось пересесть из кресла главы облсовета в кресло вице-премьера?

— Премьер-министр Евгений Марчук предложил мне должность, и я после долгих раздумий согласился. Не так-то и просто оставить созданную систему выполнения распоряжений. В Киеве налаживать работу пришлось практически с нуля. Но когда премьером стал Павел Лазаренко, я ушел в отставку, поскольку хорошо знал, чего от него можно ожидать.

Вы родились в Молдове. Какую марку вина предпочитаете?

— Я родился в старинном украинском селе Братушаны, которое было основано еще казаками Богдана Хмельницкого. Это прекрасное место, у меня там много родственников и друзей. Люблю летом в жару вынуть из погреба бутылку прохладного домашнего вина и посидеть с ними в саду. Из всех молдавских вин мне нравится Негру де Пуркар. Рекомендую.


Карьера Кинаха (схема)
  • С сентября 2005 г. — секретарь СНБО Украины
  • 2005 г. — первый вице-премьер-министр
  • С ноября 2002 г. — президент УСПП
  • 2001 г. — премьер-министр
  • С апреля 2000 г. — глава Партии промышленников и предпринимателей
  • С января 2000 г. — президент УСПП
  • 1999 г. — первый вице-премьер-министр
  • 1998 г. — народный депутат Украины
  • С октября 1996 г. — президент Украинского союза промышленников и предпринимателей.
  • С сентября 1996 г. — внештатный советник Президента по промышленной политике
  • 1995 г. — вице-премьер-министр по вопросам промышленной политики и ТЭК
  • 1994 г. — глава Николаевского облсовета
  • 1992 г. — представитель президента Украины в Николаевской области
  • 1990 г. — народный депутат Украины, группа «Народна Рада»
  • 1981 г. — мастер судостроительного завода «Океан»
  • 1981г. — док-мастер 7-го военного завода (г. Таллинн)
  • 1978 г. — окончил Ленинградский кораблестроительный институт
  • 1954 г. — родился в украинском селе Братушаны в Молдове
Вы здесь:
вверх