логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Геометрия скандала Гелена Лазос, аспирант НИИ психологии АПН Украины им. Костюка, бизнес-тренер - «Контракты» №11 Март 2006г.

Типология конфликтов на управленческом уровне


Конфликты, связанные с распределением статусов и власти

Превышение полномочий — едва ли не самый распространенный вид конфликтов на управленческом уровне. Открытыми и явными такие конфликты становятся, когда владельцы стремятся навязывать свою волю наемным управленцам, или же управленцы разного уровня пытаются отобрать часть полномочий высшего руководства компании. Возможен также конфликт вследствие нездорового соперничества сотрудников компании за свой статус в организации. В наихудшем случае такое соперничество может перерасти в стойкую неприязнь к партнеру, коллеге или руководителю.

Конфликты, возникающие вследствие невыполнения подразделениями своих функций

Как правило, конфликты на этой почве возникают в кризисных ситуациях, например, при слиянии/поглощении компаний, расширении видов деятельности, увеличении числа совладельцев и т. д. В этих случаях непосредственный руководитель компании вынужден отложить работу и заниматься внутриполитическими вопросами предприятия.

Конфликты, связанные с неадекватным разделением полномочий в компании

Во многих компаниях директор по персоналу наделен мощными функциями управленца, что создает конфликт между ним и непосредственными руководителями бизнес-деятельности. Тот же эффект наблюдается, если ключевую управленческую должность занимает профессионал в определенной области, например, специалист по маркетингу, тогда основные ресурсы выделяются на продвижение продукта и разработку маркетинговых приемов, исследований и т. п., при этом соответственно уменьшается финансирование производства. Подобная ситуация ведет к противостоянию руководителей разных направлений деятельности компании.

Конфликты на базе формальных и неформальных норм поведения в организации

В большинстве крупных организаций есть нормативный документ, который регулирует правила поведения и методы ведения бизнеса. Часто этот документ остается лишь формальностью. Противоречие между написанной нормой (как некой идеальной моделью) и устоявшимися правилами поведения в коллективе может вызвать конфликт.

Конфликты, связанные с нарушением коммуникации в организации

Если диалог владелец — топ-менеджер не выстроен на надлежащем уровне и не предусматривает открытость, полноту и достоверность обмена информацией — конфликты неизбежны. Тогда топ вынужден фантазировать, пытаться предположить, чего бы хотел владелец. Недостаток сведений и неучастие в процессе принятия стратегических решений может привести к ошибочным действиям управленца, что вызовет взаимное раздражение собственника и топ-менеджера, и в итоге вызвать открытый конфликт между ними.

Межличностные конфликты

Причиной может быть банальная психологическая несовместимость характеров и темперамента владельцев компании и нанятых управленцев. Напряженность может возникать если топ-менеджер видит, как его старания перечеркиваются собственниками вследствие неожиданных ограничений, введения новых правил, etc. Сначала управленец чувствует себя беспомощным и побежденным, затем начинает проявлять агрессию, проецируя собственные отрицательные чувства на других (возможно, владельцев компании), например, «они» хотят мне навредить, подставить, избавиться от меня, а сами при этом ничего не делают.

Конфликты, связанные с недостатком полномочий

Причиной может быть недоверие владельца управленческому опыту нанятого топа. В итоге у владельца — максимальная загруженность, полная ответственность за развитие бизнеса и перманентное состояние стресса, а у управленца — на первом этапе обида и злость от недоверия и невозможности проявить свои знания, навыки и умения, а затем — отсутствие мотивации, безответственность, профессиональный регресс.

Вы здесь:
вверх