логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Любитель лизинга Игорь НАУМЕЦ - «Контракты» №13 Апрель 2006г.

Мартин Эллинг продал самую большую в Украине лизинговую компанию из-за жадности банков. Но обещает вернуться в лизинговый бизнес, потому что это выгодно


Почему вы продали свой бизнес?

— Вынудили неприемлемые условия финансирования лизинговых операций в Украине — недостаточность и краткосрочность кредитных ресурсов украинских банков и их весьма высокая стоимость. Банки оценивают риски лизинговой компании, к ним прибавляют риски лизингополучателей, берут в залог лизинговый актив, и к тому же финансируют лишь 80% стоимости лизингового соглашения.

Все это выливается в сверхвысокую стоимость финансирования, лизингодатели должны обладать большими капиталами. Для нас такие условия были приемлемыми, пока объемы текущих договоров лизинга достигали 1-2 тыс. автомобилей. Чтобы предоставлять в лизинг 10 тыс. транспортных средств, нашего собственного капитала оказалось мало. Так что мы продали бизнес крупному международному игроку, имеющему доступ к конкурентным источникам финансирования.

Кроме непосредственно высоких процентов по кредиту лизинговая компания должна уплатить банку комиссионные, в том числе за нотариальное заверение залога и сбор в Пенсионный фонд при валютных транзакциях. Все это выливается в дополнительные 2,5% годовых. Более того, банки выдвигают к лизинговой компании ряд дополнительных требований. Например, все счета компании должны быть переведены в банк-кредитор. Требование более чем абсурдное, поскольку ПЛК, например, привлекала займы у 16 банков.

Многие банки настолько подозрительно относятся к лизингу, что требуют согласовывать с ними документы по каждому лизинговому соглашению, а это дополнительные затраты средств и времени. Кроме того, ПЛК со своими 16 банками-контрагентами приходилось обслуживать долги чуть ли не каждый день, для чего нужно было нанимать дополнительный персонал. В Европе лизинговые компании, которые финансируются несколькими банками одновременно, имеют возможность организовать обслуживание своих долгов таким образом, чтобы осуществлять выплаты ежемесячно или ежеквартально.

Банки являются конкурентами лизинговых компаний и вместе с тем основным источником финансирования их операций. Возможно, именно из-за этого компании не могут перманентно развиваться?

— Я назвал бы несколько причин небольших объемов лизинга в Украине. Во-первых, нехватка долгосрочных средств. Банк может дать 1 млн грн на год, на пять лет — с большой неохотой. Иностранные банки финансируют на большие сроки только лизинговые операции, предусматривающие приобретение украинским предприятием объекта лизинга за рубежом.

Кроме того, к лизингу с большим подозрением относятся контролирующие органы. Правда, согласен, небезосновательно. В 90-х годах во время приватизации предприятий использовались лизинговые схемы, которые ничего общего с классическим лизингом не имели. И до сих пор лизингом не занимается большинство из более 100 зарегистрированных лизинговых компаний. Они создаются либо под одну сделку, либо под финансово-оптимизационные схемы. Классический лизинг в Украине осуществляют лишь 10-15 компаний. Так что часто на просьбу предпринимателя зарегистрировать лизинговую компанию Госфинуслуг реагирует проверками, выясняя, не «теневые» ли намерения преследуются.

Украинское законодательство вас устраивало?

— Я всегда жалуюсь на украинское законодательство, ведь оно не предоставляет лизингу преимущества перед кредитом, которые существуют во многих других странах. В частности, целесообразно было бы исключить НДС из лизинговых платежей и ввести ускоренную амортизацию для объектов лизинга.

Однако в целом правовое поле для лизинга в Украине вполне приемлемое. В последнее время оно даже прогрессирует — принят новый закон. Но есть великое множество мелких проблем, которые мешают полноценному развитию лизинга. В частности, неопределенность в вопросе права собственности на предмет лизинга. Во всех странах независимо от того, у кого на балансе находится предмет лизинга, лизингодатель может его вернуть.

В Украине это правило действует четко лишь для автотранспорта: если клиент не платит, лизингодатель может без проблем забрать автомобиль. Таким образом, в лизинговых отношениях часто возникают патовые ситуации. Например, предприятие-лизингополучатель обанкротилось и прекратило осуществлять лизинговые платежи. Лизингодатель хочет вернуть лизинговое оборудование, однако санатор говорит, что это имущество находится на балансе банкрота, поэтому принадлежит предприятию, и будет использоваться при санации.

Бытует мнение, что лизинг как ссуда приемлем только для компаний, которые не имеют положительной кредитной истории, а значит, не могут взять банковский заем. Вы с этим согласны?

— Так часто воспринимают лизинг банки. Банкиры считают, что у покупателя автомобиля есть только две альтернативы. Осуществить покупку за собственные средства или за счет банковского кредита. Банки боятся финансировать лизинг, воспринимая его как услугу для бедных, очень рискованных клиентов. На самом деле это не совсем так. Есть несколько категорий предпринимателей, использующих лизинг. Первая — те, кто не имеет залога под банковский кредит.

Вторая — новообразованные предприятия, которые также отсеиваются банками. В частности, из-за того, что не могут выполнить такое условие, как предоставление отчетности за три года. Третья категория — крупные предприятия, для которых не проблема взять заем. Клиентами «Первой лизинговой компании» были, в частности, Procter&Gamble, Siemens, UMC, футбольный клуб «Шахтер». Это компании, имеющие автопарк в десятки и сотни автомобилей, но не желающие содержать целый штат для учета или ремонта автотранспорта. Им проще доверить эту работу лизинговой компании.

От лизингового бизнеса вы вообще отказались?

— Конечно, нет. Я занимаюсь лизингом уже 10 лет, поэтому не намерен покидать эту сферу. Планирую создать в Украине лизинговую компанию, которая будет специализироваться на поставках сельскохозяйственной техники. Несмотря на существующие льготы сельхозпроизводителям и наличие государственной лизинговой компании с льготным финансированием, лизинг сельскохозяйственной техники почти не развивается. Поэтому это направление лизинга привлекательно с точки зрения потенциальной доходности и роста.

Поворот

Мартин Эллинг В 1999 г. оставил работу в ЕБРР и создал крупнейшую в Украине компанию по лизингу автотранспорта — Первую лизинговую компанию. В прошлом году Эллинг продал ПЛК французской финансовой группе Societe Generale.

Вы здесь:
вверх