логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Боитесь ли вы поглощения? - «Контракты» №13 Апрель 2006г.

Украинские компании на пороге поглощений. На правильно организованный и прибыльный бизнес обязательно позарятся конкуренты. Оборона от недружественного поглощения – целое искусство (см. стр. 52). Но для начала стоит понять:


Александр СЛОБОДЯН, президент ЗАО «Оболонь»

— О поглощении мы знаем не понаслышке. В 2002 году компания SCM довольно агрессивно атаковала Оболонь. Для украинского бизнеса это был прецедент. Прошло почти четыре года. Мы создали дополнительные способы защиты. Достаточно большой пакет акций теперь принадлежит четырем обществам с ограниченной ответственностью, поэтому захватить Оболонь путем скупки ценных бумаг у миноритарных акционеров невозможно. Кроме того, в прошлом году Конституционный Суд определил, что акционер закрытого акционерного общества не имеет права продавать свои акции за пределами предприятия, не предложив эти ценные бумаги другим акционерам ЗАО. Таким образом, пробел в законодательстве, беспокоивший как Оболонь, так и другие ЗАО, ликвидирован.

Владислав НОСИК, финансовый аналитик инвестиционной компании «Миллениум Капитал»

— Мы знаем реальную стоимость нашего бизнеса и при наличии адекватного предложения готовы к поглощению более крупной инвестиционной компанией. Сегодня потенциал украинского рынка инвестиционных услуг интересен многим западным и российским компаниям. Они понимают, что гораздо удобнее воспользоваться уже существующей инфраструктурой, клиентской базой и командой профессионалов. Примерно по этому же принципу западные банки покупают отечественные. Приобретая уже существующую компанию, западный инвестиционный банк уменьшает свои риски. Именно эта разница между потенциальной суммой поглощения и издержками по формированию и наращиванию собственного филиала представляет диапазон, в котором должна определиться окончательная сумма сделки.

Татьяна ФЕДОРОВА, заместитель генерального директора «Косметик Экспо Медиа»

— В мире более 70% поглощений оказываются не эффективными для компаний, инициирующих этот процесс. У нас есть основания не бояться поглощения по нескольким причинам. На украинском рынке мы являемся лидером в сегменте парфюмерно-косметических выставок — как правило, крупные поглощают более мелких.

Евгения ПАНКРАТЬЕВА, генеральный директор компании «Имиджленд Украина»

— Процессы поглощения мы постоянно наблюдаем в бизнесе наших клиентов. Со стороны можем сказать, что процесс знакомства, аудита бизнеса и подготовки к сделке тянется не менее двух лет. После факта слияния/поглощения минимум полгода-год уходит на адаптацию внутренних и внешних процессов в новых условиях. Это результат переговоров двух сторон и их согласие стать одной структурой или частью чего-то. В любом случае обе стороны получают преимущества от сделки. В случае с нашим агентством возможны два варианта поглощения: первый – наша компания теоретически может быть приобретена международной сетью Edelman, чьим аффилиатом мы являемся, второй – мы сами можем купить какое-нибудь локальное украинское агентство, например, имеющее интересующих нас клиентов.

Михаил ГОМИВКА, заместитель генерального директора СК «Универсальная»

— Поглощения нельзя бояться. К нему можно быть готовым или не готовым. От степени готовности предприятия в большой степени зависит удачность присоединения, то есть будущее этого предприятия, как целостного организма со своим коллективом, корпоративными правилами. В свое время на страховом рынке мы были пионерами присоединений. Нам бояться нечего. В офисе нашей компании сейчас работают команды пяти страховых брендов, в прошлом бывших самостоятельных структур. Безусловно, в момент присоединения у нас возникали трудности. Проблема № 1 – кадровая. Мне, как руководителю «Терена» (одной из присоединенных компаний), было непросто объяснить многочисленному коллективу, почему динамичная, известная на всю страну компания переходит в компетенцию другого бренда. Однако со временем все наладилось — коллективы компаний нашли общий язык и стали одной командой.

Юрий СЕМЕНЮК, партнер юридической фирмы «Лексфор»

— Поглощению можно противостоять. Для этого существует целый ряд способов и достаточно эффективных мер, с помощью которых можно свести к минимуму риски недружественного поглощения.

Разрабатывать комплекс контрмер стоит заранее, еще на стадии создания компании. Условно, на мой взгляд, можно выделить два уровня защиты бизнеса: защита собственности (корпоративные права) и собственно защита бизнеса (все, что связано с ведением компанией хозяйственной деятельности). Самый главный принцип защиты — строгое соблюдение предусмотренных законом требований при создании компании и в дальнейшей ее деятельности.

Ярослав ПАНЬКИВ, коммерческий директор компании «Телефон-Маркет»

— Риск поглощения незначителен. В нашем бизнесе крупные компании не стремятся поглощать мелкие. Они практикуют другие методы конкурентной борьбы. Если раньше дистрибьютеры были заинтересованы в поиске дилеров, то сегодня у них нет такой необходимости. Большие компании пытаются создавать собственные розничные сети и через них продавать телефоны конечному потребителю. При этих условиях конкурировать с игроками такого масштаба все труднее.

Вы здесь:
вверх