логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Естественный подбор Наталья РЕЗНИЧЕНКО - «Контракты» №21 Май 2006г.

В Украине начинается общенациональный тест-драйв менеджеров


На вопрос, как оценить менеджера, нет простого ответа. Слишком много не зависящих от топа факторов влияет на результаты его работы: наличие ресурсов, полномочий, ситуация на рынке и т. д. Неудачливому управленцу легко создать фальшивый имидж: солидный вид, барские замашки, огромный послужной список и пр.

25 мая в Украине начнется первый тур международного online-соревнования по стратегическому менеджменту, в ходе которого станет ясно, кто есть кто на рынке управленцев.

Приговор компьютера

В игре примут участие 400 команд, в каждой из которых — пять менеджеров одного предприятия-участника. Они будут играть роль совета директоров виртуального предприятия полного производственного цикла, работающего в сфере FMCG (товары повседневного спроса). Что именно производит предприятие, значения не имеет и в условиях игры не указывается. Сказано лишь, что компания продвигает на рынке три продукта: массовый (наиболее дешевый), продвинутый (в средней ценовой категории) и элитный (дорогой).

В конце мая в одно и то же время все участники получат одинаковый набор исходных данных о виртуальной компании N. С этого момента у команды есть шесть дней, чтобы проанализировать полученные данные, определить состояние компании, ее положение на рынке и разработать стратегию развития. Дальше все, как в реальной жизни: допускается принятие любых решений, вплоть до создания и раскрутки новой торговой марки.

Каждая команда может выбирать рынки сбыта и по своему усмотрению распоряжаться ресурсами предприятия (персоналом, оборудованием, денежными средствами), а также выбирать методы продвижения товара. В оговоренный срок лидер команды вносит формализованные решения на сайт соревнования.

Эффективность работы управленцев оценивается, исходя из стоимости виртуальных акций виртуального же предприятия. Насколько они подорожали или подешевели, оценит вычислительный центр игры после того, как команды введут очередной пакет решений в свои компьютеры. Приговор главного компьютера — окончательный и обжалованию не подлежит. Едва команда начинает отставать, у болельщиков и других недовольных могут возникнуть вопросы: можно ли доверять этой машине, кто, зачем и каким образом регулирует этот виртуальный рынок?

Организаторы уверяют, что программное обеспечение для соревнований по стратегическому менеджменту появилось не вчера. Уже много лет в игре участвуют команды Microsoft, SAP, транснациональные аудиторские компании и другие весьма уважаемые организации.

История вопроса

Первое в мире международное соревнование по стратегическому менеджменту с использованием бизнес-симулятора (компьютерной программы) организовал президент компании Global Management Challenge (GMC) Луис Алвес Коста еще в 1980 году в Португалии. Он исходил из того, что бизнес-симуляция в рамках одной-двух компаний не даст такого эффекта, как соревнование национального масштаба.

За 26 лет существования этой игры в соревнованиях приняли участие 330 тыс. топ-менеджеров из 21 страны. Сегодня компания GMC известна как всемирный организатор бизнес-игры, главная цель которой остается прежней — открытие и развитие управленческих талантов, демонстрирование собственникам компаний-участников нераскрытых ресурсов их предприятий.

Например, перспективных специалистов, поскольку в соревновании обычно принимают участие управленцы среднего звена и потенциальный управленческий резерв. Таким образом, по результатам игры собственники и топ-менеджеры смогут сделать выводы об управленческом потенциале своих подчиненных.

В зависимости от целей и задач каждой компании-участника можно формировать несколько типов команд: топ-менеджеров, что позволит проверить их силы в состязании с командами транснациональных корпораций, а также миддл-менеджеров, чтобы выявить потенциал и сформировать управленческий резерв компании. Смешанные команды, как показывает практика соревнований, очень популярны в Европе и используются для сплочения коллектива, обучения новичков и обмена опытом. Для команд, состоящих из выпускников МВА, — это возможность проверить и применить свои знания на практике.

«Команда должна состоять из 3-5 человек, — поясняет правила игры исполнительный директор GMC Украина Анна Дегтерева, — компания-участник может сформировать несколько команд (от 1 до 20). Участвовать в соревновании будут управленцы больших национальных и международных компаний из 15 украинских городов. Укрэксимбанк, Аваль, Надра, ТАС были первыми из откликнувшихся на предложение принять участие в соревновании, которое будет состоять из четырех туров.

В первых двух раундах играют все 400 команд. Во второй тур национального полуфинала выйдут лишь 64 команды, по результатам третьего тура выберут только восемь. Лучшая из восьми команд в апреле следующего года поедет в китайский город Макао, где сразится с командами-победительницами из 21 страны мира.

Организаторы соревнования уверяют, что информация о лидерах в каждой команде останется конфиденциальной, чтобы лучшие игроки, идеологи и стратеги не стали жертвами хедхантеров. Впрочем, хорошо мотивированного сотрудника, уверенного в успехе своей компании, переманить невозможно.

Кому это надо

Для владельцев компаний, генеральных директоров и других стратегов бизнеса соревнование по менеджменту — прежде всего, возможность выявить на своем предприятии талантливых управленцев и сравнить компетенцию своих специалистов с менеджерами других компаний. Например, эйчар-менеджер по результатам соревнования сможет опередить хедхантеров в раскрытии потенциала сотрудников во вверенном ему коллективе.

Анна Дегтерева рассказала о своем опыте участия в соревновании по стратегическому менеджменту: «Благодаря такому своеобразному «тренажеру для управленческих мозгов» я узнала свои слабые стороны как управленца. Стало ясно, над чем именно предстоит поработать».

Главной слагаемой успеха Анна Дегтерева считает надежную, сплоченную, эффективно взаимодействующую команду. Это не пустые слова, ведь именно из-за неумения работать в команде она со своими коллегами выбыла из игры. Зная правильное решение, Анна не смогла убедить других участников действовать по своему плану. Проиграв, она поняла, что быть умным в одиночку нет никакого смысла.

Типичная ситуация, когда совет директоров, состоящий из генерального директора, директоров по продажам и производству, маркетолога и финансиста, планируют деятельность, не согласовав свои действия.

Например, маркетолог, выполняя пожелания собственника, решает выводить на рынок новый продукт. Он советуется только с директором по производству, эйчаром и гендиректором. Они начинают действовать по согласованному плану: нанимают персонал, закупают новое оборудование, материалы, готовясь к запуску нового продукта. Только после этого знакомят финдиректора с новым проектом. Подсчитав затраты, он приходит к выводу, что реализация данного проекта разорит компанию.

Подобные ситуации кому-то могут показаться нереальными, возможными только при руководстве незрелых управленцев. Тем не менее в жизни таких примеров хватает. Достаточно вспомнить печально известную историю провала торговой марки «К-ник». Парадокс в том, что узнаваемость бренда в Украине достигла 80% — это один из лучших показателей на рынке минеральных вод. Тем не менее старания директора по маркетингу оказались тщетны — неэффективное взаимодействие с другими управленцами стало причиной коммерческого провала: сбыт не сумел организовать поставки разрекламированного продукта в регионы.

Менеджеры побаиваются, что по результатам неудачной игры могут потерять должность как управленцы, продемонстрировавшие свою несостоятельность. Многие спрашивают, грозит ли увольнение тем, кто, приняв неудачное решение, снизил стоимость виртуальных акций. Анна Дегтерева отвечает притчей в духе западных компаний. Однажды компания Nike потеряла $5 млн в результате незначительного просчета маркетолога.

У него появилась идея пригласить в качестве модели для рекламы новой линии спортивной обуви Майкла Джордана. Десятки сотрудников были задействованы в подготовке мероприятия, лучшие операторы и фотографы застыли в ожидании эпохальной съемки, но когда приехал главный герой, не оказалось кроссовок нужного размера. Поскольку они были выпущены в единственном экземпляре, рекламная кампания провалилась.

На следующий день виновника вызвали к руководству. Едва переступив порог высокого кабинета, он поинтересовался, когда его уволят. «Я только что заплатил за твое обучение $5 млн, — ответил босс. — Теперь не имею права тебя уволить. Твой опыт нужен компании, чтобы подобное не повторилось». Участникам игры опыт достанется не так дорого — достаточно сформировать команду, определить лидера, заполнить регистрационную форму на сайте игры и заплатить за участие в соревновании EUR 1 тыс.

В течение года Контракты будут следить за проведением первого в Украине соревнования по стратегическому менеджменту. Мы регулярно будем писать о том, как и почему одни команды выбиваются в лидеры, а другие — пополняют ряды аутсайдеров.

Слово организатору

Анна ДЕГТЕРЕВА, исполнительный директор GMC Украина

— Наша команда имела все шансы выбиться в лидеры. Я была уверена, что на определенном этапе для эффективной работы виртуального предприятия необходимо было заняться обучением персонала и набором новых сотрудников. На «совете директоров» меня не послушали, сказав, что я как директор по персоналу не вижу ситуацию в целом, а привычно концентрируюсь лишь на проблемах работников. Я осталась при своем мнении, предоставив коллегам принимать дальнейшие решения самостоятельно.

Когда акции нашего виртуального предприятия стали падать в цене, мы увидели, что на заводе не хватает инженеров. Нанять нужных специалистов не смогли, поскольку их уже разобрали конкуренты. Тогда я указала коллегам на свою правоту — если бы они прислушались к моему мнению, шансов победить было бы больше.

Ответ соратников заставил меня серьезно задуматься: моя правота не помогла команде. Успех был возможен только в том случае, если бы мы взаимодействовали, а не самоутверждались друг перед другом.

Вы здесь:
вверх