логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Трое на турбине Нелли ВЕРНЕР - «Контракты» №27 Июль 2006г.

Государственный энергомашиностроительный холдинг не сможет претендовать на $100 млрд мирового рынка


Правительство объявило о создании госхолдинга под названием «Укрэнергомаш». Согласно распоряжению Кабмина, Укрэнергомаш объединит под своей крышей три украинских энергомашиностроительных завода — Электротяжмаш, Приборостроительный завод им. Шевченко и Харьковский электромеханический завод. Анонсировалась также передача в управление корпорации 75% госпакета ОАО «Турбоатом», который в этом году попал в список предприятий, не подлежащих приватизации. Однако распоряжение о создании корпорации предусматривает лишь переход Турбоатома из ФГИ в управление Минпромполитики.

Объединение трех предприятий в единый холдинг, по замыслу правительства, должно повысить конкурентоспособность отрасли до мирового уровня, а также обеспечить предприятиям новые рынки сбыта. «Основная идея — обеспечить поддержку нашего производителя, чтобы Укрэнергомаш занимался маркетингом и продвижением украинской энергомашиностроительной продукции на рынках бывшего СССР», — резюмирует аналитик ИК Foyil Securities Ирина Тригуб. «Вероятно, создав холдинг, государство могло бы выделять его предприятиям дешевые кредиты или выступать гарантом в выполнении контрактов», — предполагает аналитик ИК Millennium Capital Алексей Некраса.

Друг против друга

Идея создания единого энергомашиностроительного холдинга в Украине не нова. Первые попытки объединить энергомашиностроение под одной крышей предпринимались еще в конце 90-х. А в прошлом году создание госхолдинга активно лоббировал тогдашний директор Электротяжмаша Олег Калашников. Электротяжмаш и Турбоатом совместно выполняли для индийских электростанций крупный заказ, в рамках которого разгорелся конфликт: якобы Турбоатом, будучи генподрядчиком, заключил выгодный для себя, но заведомо убыточный для Электротяжмаша контракт. Работая в единой корпорации, подобных недоразумений можно было бы избежать. Создание холдинга, по мнению чиновников, также необходимо для обеспечения поставок комплектного оборудования клиентам «под ключ», как это делают транснациональные гиганты энергетического машиностроения.

В нынешнем году катализатором создания холдинга стали действия россиян — конкурентов украинских энергомашиностроительных заводов. Весной руководство Газпрома объявило о грядущем развитии холдинга «Атомстройэкспорт», специализирующегося на строительстве и сервисе атомных электростанций по всему миру. Кроме того, РАО «ЕЭС России», получив контроль над крупнейшим производителем энергомашиностроительной продукции РФ — концерном «Силовые машины» (см. Сила и машины), настроилось монополизировать не только рынок электроэнергии бывшего СССР, но и строительство гидро- и тепловых электростанций на просторах СНГ и Восточной Европы. Поэтому консолидация украинских предприятий кажется чуть ли не единственной возможностью если не увеличить портфель заказов, то хотя бы сохранить позиции на завоеванных рынках.

Связанные цепью

Энергетическое машиностроение — одна из отраслей, полностью доставшихся Украине в наследство от бывшего СССР. Новых производственных мощностей, вдобавок к существовавшим в советское время (см. Кто занимается энергомашиностроением) за годы независимости не прибавилось. Все заводы тогда сооружались с привязкой либо к природным ресурсам, либо к потребителям продукции. Украина, благодаря мощным гидроэлектростанциям днепровского каскада, получила сразу несколько уникальных предприятий: строить турбины и другое масштабное оборудование выгоднее на месте.

Впрочем, в советское время мощностей заводов, расположенных в Украине, хватало для обеспечения оборудованием и соседних республик. До сих пор более половины электроэнергии, производимой электростанциями РФ, вырабатывают генераторы Электротяжмаша. Даже сейчас предприятие заявляет о намерениях участвовать в модернизации российских электростанций. Производитель турбин для атомных электростанций Турбоатом, экспортирующий около 70% своей продукции, на просторах бывшего СССР имеет лишь одного конкурента — российский концерн «Силовые машины».

Однако в 90-х годах привязка предприятий к конкретным потребителям — отечественным генерирующим компаниям — стала ахиллесовой пятой украинского энергомашиностроения. Генкомпании, пребывавшие в государственной собственности, не имели средств для полноценной модернизации и реконструкции. А избыток генерирующих мощностей вследствие падения промпроизводства тем более не стимулировал менеджеров энергетических компаний к обновлению и ремонту производственных мощностей. Крупные зарубежные рынки оказались закрытыми для отечественных игроков. В Европе, США, Южной Америке, Юго-Восточной Азии доминируют глобальные игроки — General Electric, Hitachi, Siemens, предлагающие потребителям не только продукцию, но и бесперебойный сервис.

Уделом отечественных энергомашиностроительных заводов в этих условиях, кроме конкуренции внутри Украины, остались поставки продукции на рынки развивающихся стран, бывших торговых партнеров СССР — Индии, Сирии, Мексики. Отечественным производителям подыгрывала дешевизна их продукции по сравнению со стоимостью американского либо французского оборудования. Однако и здесь украинские заводы, как правило, участвовали в тендерах на правах партнеров. Проще говоря, производили лишь часть оборудования для новых электростанций, которые строили россияне из Атомстройэкспорта и Атомэнергоэкспорта. Например, в 2003 году Турбоатом поставлял паровые турбины для АЭС «Кайга» и «Раджастан» (Индия). В позапрошлом году руководство предприятия подписало контракт на изготовление в Харькове турбин для ГЭС «Эль Кахон» в Мексике.

Олигарх не хочет

По сравнению с металлургией или торговлей углем и газом, рентабельность украинского энергомашиностроения намного ниже. Поэтому создававшиеся в конце 90-х бизнес-группы — Приват, Индустриальный союз Донбасса, Интерпайп — активами отрасли практически не интересовались. Энергомашиностроительный бизнес был выгоден олигархам лишь при условии приватизации энергетической отрасли: производители турбин и трансформаторов могли бы стать первым звеном вертикальной цепочки в энергетике. Однако контрольные пакеты украинских генкомпаний, за исключением Востокэнерго (принадлежит System Capital Management Рината Ахметова), до сих пор остаются в госсобственности.

Плюс ко всему, государство не хотело отдавать энергомашиностроительные предприятия в частные руки. Главный аргумент для сохранения заводов в госсобственности — стратегическое значение предприятий. «Некоторые заводы занимались так называемыми стратегическими разработками, например, проектировали двигатели для военных кораблей. Поэтому их не выставляли на приватизацию», — говорит экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин.

Попытку создания частного энергомашиностроительного холдинга в конце прошлого — начале нынешнего десятилетий предпринял лишь Константин Григоришин. Близкие к бизнесмену структуры стали акционерами Турбоатома Констара, НПО им. Фрунзе, Запорожтрансформатора. В планах Григоришина было создание вертикально интегрированной компании в энергетической отрасли. Бизнесмен уже владел несколькими облэнерго и намеревался поучаствовать в приватизации генерирующих активов. Однако генкомпании так и не перешли в частные руки. Григоришин стал персоной нон грата в Украине и вынужденно расстался с рядом активов, в том числе и энергомашиностроительных.

В таких условиях создание госхолдинга выглядит панацеей — государство не желает расставаться с предприятиями отрасли, олигархи не хотят покупать активы, не имеющие гарантированного рынка сбыта. Но проблема в том, что под крышей холдинга планируется объединить лишь три предприятия, из которых стабильным портфелем заказов может похвастаться (и то с натяжкой) разве что Электротяжмаш. Хотя в пилотных проектах госхолдинга, выносившихся на рассмотрение министерств, фигурировало больше компаний — тот же Турбоатом, николаевский завод «Заря-Машпроект», НПО им. Фрунзе (Сумы).

Самое интересное, что вхождения в госхолдинг, похоже, не хотят ни менеджеры, ни собственники большинства крупных энергомашиностроительных предприятий. Гендиректор Турбоатома (государство владеет 75% акций завода) Анатолий Бугаец заявил о своем нежелании объединять завод с другими энергомашиностроительными предприятиями. Дескать, присоединение успешно работающего предприятия к остальным — якобы почти банкротам — погубит Турбоатом. Кроме того, один из миноритарных акционеров Турбоатома — Мегабанк — уже заявил, что готов оспаривать в суде возможную передачу завода в управление Минпромполитики. «Сумское НПО — полностью частная структура. Присоединить или передать под контроль государства частную компанию, которая показывает миллиарды гривен продаж и миллионные прибыли, невозможно. Для Заря-Машпроекта участие в энергомашиностроительном холдинге вряд ли будет выгодным. Предприятие и без того успешно работает, и, если судить по объемам продаж и прибыли, не нуждается в поддержке государства», — рассуждает Алексей Некраса.

Наконец, чтобы конкурировать на мировых рынках даже не с транснациональными компаниями (Siemens, General Electric, Westinghouse и т. д.), выручка которых измеряется миллиардами долларов, а с теми же россиянами, недостаточно просто суммировать несколько предприятий. «Главная проблема в том, что корпорацию создают без внятной стратегии развития, без существенных изменений в управлении этими предприятиями, — считает Ильдар Газизуллин. — Синергия обычно достигается за счет умелого менеджмента, но пока ни новых назначений, ни смены организационной структуры предприятий не планируется. Объединить их в один холдинг — значит увеличить склоки между директорами этих предприятий. К тому же, как правило, затраты на слияние и формирование единой структуры управления довольно высоки», — констатирует специалист.

Кроме того, наукоемкое машиностроение постоянно требует внедрения инновационных технологий, обновления стареющих производственных мощностей. А здесь, по словам Алексея Некрасы, счет идет на миллионы, порой на десятки миллионов долларов. Те же Силовые машины, совокупный доход которых насчитывает около $1 млрд в год, в состоянии инвестировать такие средства. Украинские же предприятия даже совместно не имеют подобной возможности. Турбоатом, Электротяжмаш и Харьковский приборостроительный завод по результатам 2005 года в совокупности выручили около $200 млн. «А бюджетных средств, даже в том случае, если государство сможет выделить деньги для холдинга, не хватит на полноценную модернизацию, чтобы предприятия могли производить действительно конкурентоспособную на мировых рынках продукцию», — полагает Ирина Тригуб. По ее мнению, новосозданному государственному объединению будет сложно конкурировать даже с частными украинскими предприятиями, к примеру, тем же НПО им. Фрунзе.

Энергия миллиардов
Глобальные и украинские игроки на рынке энергомашиностроения
Компания
Страна
Объем продажв
2005 году, $ млн
Чистая прибыль
в 2005 году, $ млн
General Electric Power Systems США 18468 3131
Alstom Франция 15865 215
Siemens Power Generation Германия 9532 н. д.
Силовые машины Россия 600 6,8
Турбоатом Украина 54,5 4,7
Электротяжмаш Украина 34 н. д.
Заря-Машпроект Украина 208,7 12,4
По данным компаний, расчеты Контрактов

Кто занимается энергетическим машиностроением
Предприятие Занятие в сфере энергомашиностроения Собственник
Харьковский
электромеханический
завод (ХЭМЗ)
Изготовление электродвигателей и комплектного
электрооборудования
Государство — 100%
Электротяжмаш
(Харьков)
Изготовление гидрогенераторов, турбогенераторов,
предоставление услуг по проектированию
и испытанию электрооборудования
Государство — 100%
Запорожтрансформатор
(Запорожье)
Производство трансформаторов, в том числе силовых, класса напряжения 500 кВт и выше По неофициальной информации,
89,5% контролирует группа
Константина Григоришина
Приборостроительный
завод им. Шевченко
(Харьков)
Производство электронной аппаратуры Государство — 100%
Турбоатом
(Харьков)
Полный цикл по производству турбин для гидро-, тепло-, атомных, гидроаккумуляторных электростанций,
парогазового оборудования
Государство — 75,22%, группа Константина Григоришина — около 20%
НПО им. Фрунзе
(Сумы)
Изготовление газоперекачивающих станций Контроль осуществляют группа Константина Григоришина и директор предприятия
Владимир Лукьяненко
Заря-Машпроект
(Николаев)
Изготовление, испытание и ремонт газотурбинных
двигателей и установок, автономных
газотурбинных электростанций
Государство — 100%
ХГПО «Монолит»
(Харьков)
Разработка автоматизированных систем управления
технологическими процессами атомных
и тепловых электростанций
Государство — 100%
Констар
(Кривой Рог)
Изготовление и ремонт газотурбогенераторов с приводными двигателями, производство газотурбинных электростанций, энергосберегающих турбодетандеров 60% акций в январе 2006 г. проданы группой Константина Григоришина неизвестному
инвестору
Мотор Сич
(Запорожье)
Производство газотурбинных установок 95% — собственность трудового коллектива, фактически контролирует экс-директор предприятия, народный депутат Вячеслав Богуслаев
Хартрон
(Харьков)
Разработка энергоблоков и систем управления
для электростанций
Государство —50%, компания «Асконд»
(Москва) — 20%

Зарубежный опыт

В 1999-2002 годах российская ФПГ «Интеррос» Владимира Потанина приобрела контрольные пакеты ведущих предприятий российского энергомашиностроения с целью создания нового мощного игрока на мировом рынке. Концерн, получивший название «Силовые машины», объединил Калужский турбинный и Ленинградский металлургический заводы, Завод турбинных лопаток, завод «Электросила», сбытовую компанию «Энергомашэкспорт» и НПО по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. Ползунова. На базе этих предприятий был создан единый производственный цикл — начиная от проектирования объекта и заканчивая монтажом и пуском в эксплуатацию, а также послепродажным обслуживанием.

Объединение, юридически завершенное в 2004 году, по словам аналитика российской ИК «Тройка-Диалог» Гайрата Салимова, позволило предприятиям сосредоточиться на определенных функциях, в которых они сильны, и помогло нарастить производственные мощности. Синергетический эффект не заставил себя ждать: концерн «Силовые машины» за два года увеличил финпоказатели в несколько раз и вошел в десятку лидеров мирового энергетического машиностроения.

Следующим этапом инвестпроекта стало привлечение внешнего капитала. В 2003 году было проведено размещение 17% акций концерна среди институциональных российских и зарубежных инвесторов. К тому времени более 4% акций уже было в собственности немецкого Siemens, получившего пакет в обмен на бумаги дочерних компаний концерна — Электросилы и ЛМЗ, а 2,6% владела РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. У Интерроса осталось 77% акций Силовых машин.

Завершить консолидацию энергомашиностроительных активов Интеррос планировал за счет объединения Силовых машин с другой корпорацией — «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ), — ранее принадлежавшей Кахе Бендукидзе (сейчас — министр экономики Грузии). Но впоследствии (в середине 2004 года) собственники корпораций отказались от сделки. «Эти компании изначально отличались по профилю. Силовые машины специализировались на традиционной энергетике — паровых, гидро- и газовых турбинах. А ОМЗ — компания, владеющая активами в совершенно разных отраслях», — говорит Гайрат Салимов.

Примерно тогда же, в конце 2004 года, Силовые машины получили предложение о продаже контрольного пакета от немецкого концерна Siemens. Однако и эта сделка не состоялась — Федеральная антимонопольная служба России не дала разрешения на поглощение немецким инвестором «стратегически важных предприятий». Впрочем, Siemens удалось приобрести блокирующий пакет акций российской энергомашиностроительной компании — 20,61% СМ были куплены за $93 млн. А чуть позже государственная РАО «ЕЭС России» докупило 22,43% акций СМ за $101,4 млн. Интеррос оставил себе немногим более 30%, впрочем, также предоставленные в управление РАО «ЕЭС России». По словам заместителя гендиректора Интерроса Сергея Батехина, от немецкого инвестора концерн ожидает внедрения современных технологий менеджмента и инвестиций в модернизацию производства, а госкомпания сможет обеспечить Силовые машины долгосрочным пакетом заказов.

Сколько стоит российский лидер
Показатели деятельности ОАО «Силовые машины»
2001
2002
2003
2004
2005
Портфель заказов, $ млн 1 010 1 237 1 273 1 253 1500
Выручка, $ млн 245 277 352 662 600
Рыночная капитализация, $ млн 154 195 421 450 н. д.
По данным концерна «Силовые машины», Интерфакса, Росбизнесконсалтинга

Лидеры энергомашиностроения

ОАО «Турбоатом» (Харьков)

Комплексный производитель турбинного оборудования для всех видов электростанций. Является украинским монополистом по выпуску паровых турбин для атомных электростанций. Единственный на территории СНГ производитель тихоходных турбин и гидравлических затворов.

Продукция завода экспортируется в 35 стран мира, включая Индию, Мексику, Китай. В суммарном объеме поставок турбин для АЭС на мировом рынке доля Турбоатома составляет 13% — 4 место в мире среди турбостроительных компаний.

В 1999 году государство начало приватизацию предприятия. 13% — 4% были размещены на Украинской фондовой бирже, где их по номиналу приобрел один из торговцев ценными бумагами, еще 7% проданы на аукционах за приватизационные сертификаты. Дальнейшую приватизацию ОАО несколько раз запрещал парламент. В этом году Турбоатом закреплен в списке объектов госсобственности до 2007 г.

НПО «Электротяжмаш» (Харьков)

Единственное в Украине предприятие по разработке и выпуску гидрогенераторов, турбогенераторов для тепловых и атомных электростанций, крупных электродвигателей (мощностью до 12,5 тыс кВт) для станкостроительной, металлургической, горнодобывающей промышленности. Кроме прочего, занимается выпуском оборудования для дизельных электростанций, автотранспорта, городского электротранспорта, оказывает услуги по проектированию и испытанию электрооборудования.

Основные рынки сбыта — страны СНГ. Экспортирует около 80% продукции. Около 63% мощностей тепловых электростанций Украины укомплектованы турбогенераторами Электротяжмаша, гидрогенераторами компании обеспечено 78% мощностей украинских ГЭС. НПО внесено в список объектов, не подлежащих приватизации в связи со «стратегическим значением» завода.

НПК «Заря-Машпроект» (Николаев)

Создан в результате объединения научно-производственного предприятия «Машпроект» имени Колосова с Южным турбинным заводом «Заря». Является крупнейшим в Украине производителем газотурбинных двигателей и установок для энергетики и газовой промышленности. Кроме того, завод выпускает промышленные энергетические установки простого и когенерационного циклов, зубчатые передачи, двигатели для кораблей военно-морского флота. Также занимается ремонтом и обслуживанием газотурбинной техники.

Основные рынки сбыта — Украина, Россия и Беларусь. Продукция энергетического назначения используется в Казахстане, Азербайджане, Туркмении, Чехии и Канаде.

Находится в списке объектов госсобственности, не подлежащих приватизации как предприятия «стратегического значения». Однако в приобретении завода заинтересованы несколько инвесторов, в том числе группа Константина Григоришина.

Вы здесь:
вверх