логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Быт или не быт Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ - «Контракты» №27 Июль 2006г.

Преодолев планку в $1 млрд, рынок крупной бытовой техники перегрелся


По итогам 2006 года в Украине продадут свыше 3 млн единиц крупной бытовой техники на $1-1,2 млрд. Однако именно в этом году рынок крупной бытовой техники (КБТ) сбавит темпы роста. С 2002 г. продажи холодильников, стиральных машин, плит росли на 30-40% ежегодно. В 2006-м розничные продажи увеличатся лишь на 20-25%.

Замедление темпов роста вполне объяснимо. Лидеры продаж — холодильники и плиты. На втором месте — стиральные машины. Однако, по данным исследований маркетингового агентства TNS, холодильники или морозильные камеры уже есть более чем у 96% городских жителей, стационарные газовые или электрические плиты — у 95%, современные стиральные машины — у 40%. «Рынок почти насыщен. Холодильники и плиты, пускай и старые, есть в каждой семье. Стиральная машина в 30% случаев приобретается во второй раз. Поэтому темпы роста рынка будут уменьшаться — в 2007 г. до 15-20%, в 2008 г. — до 10%. В России, где насыщение уже произошло, продажи практически не увеличиваются», — объясняет тенденцию продакт-менеджер компании «Samsung-Украина» Владислав Даниленко.

Тем не менее розница и производители надеются, что к 2008 г. ежегодные продажи холодильников увеличатся до 2 млн. шт. Потенциальные клиенты — 65% украинских семей, которые все еще пользуются холодильниками «советских времен». Рассчитывают производители и на массовую замену холодильников, купленных украинцами, начиная с 1996 года (за 10 лет продано 5-7 млн шт.). Считается, что средний срок службы морозильной техники равен 10 годам. К 2009-2010 годам, по этой же причине, возможно, вырастут ежегодные продажи плит — с нынешних 350-400 тыс. до 1-1,5 млн. В списке «на обновление» украинские семьи плиты ставят на третье место, после холодильников и стиральных машин. «Сегмент плит в прошлом году начал расти после того, как многие украинцы заменили старые модели холодильников и стиральных машин на новые», — отмечает заместитель директора представительства компании Gorenje в Украине Виталий Короткий.

Потенциально в Украине можно продавать вдвое больше бытовой техники, чем сейчас. Европейцы меняют холодильники, плиты и т. д. раз в 5-7 лет. Украинцы пока не могут себе позволить такую расточительность.

Кто правит бал

На украинском рынке крупной бытовой техники присутствует более 30 торговых марок. Однако в каждом из сегментов тон задают 6-7 производителей. Например, 50-60% рынка холодильников, по данным исследовательской компании GfK Ukraine, приходится на Nord, Samsung, LG, Indesit, Beko, Snaige, Atlant.

Более половины сегмента стиральных машин делят между собой Indesit, LG, Samsung, Ardo, Candy, Whirlpool. Примерно такой же расклад и в сегменте плит, где больше половины продаж приходится на Ardo, Nord, Indesit, Gorenje, Beko и Брест. Производители время от времени заявляют о намерении отвоевать долю рынка у ближайших конкурентов.

При этом методы захвата декларируются самые разные — от демпинга и вывода сразу нескольких бюджетных моделей до запуска производства на территории Украины. В частности, руководство концерна Antonio Merloni недавно приняло решение о строительстве завода по производству стиральных машин Ardo в Ивано-Франковске. Завод, проектная мощность которого составляет 800-900 тыс. машин в год, планируют ввести в эксплуатацию уже к концу года. «В странах Европы лидирующие позиции принадлежат тем компании, у которых (в этих странах) есть производство.

Это вопрос цены. К примеру, в розничной цене холодильника в Украине затраты на доставку составляют 10-15%», — объясняет стратегию производителей Владислав Даниленко. Однако несколько лет после открытия завода в Ивано-Франковске структура рынка существенно меняться не будет. «Запуск концерном Antonio Merloni завода отразится на рынке только через 2-3 года», — считает начальник отдела исследований розничной торговли компании GfK Ukraine Андрей Свирский.

Предпочтения потребителей

Практически все игроки рынка говорят об увеличении спроса на дорогую технику. К примеру, Samsung, чьи стиральные машины раньше были представлены в основном в сегменте бюджетных моделей, в этом году заявил о планах по продвижению техники среднего и высокого ценового диапазона. Схожей стратегии придерживаются и другие производители. По словам Елены Загоруйко, маркетинг-менеджера ООО «БСХ бытовая техника» (ТМ Bosch и Siemens), основной упор в ближайшие годы компания станет делать на средний сегмент, считающийся наиболее перспективным. А самая высокая и жесткая конкуренция будет наблюдаться в нижнем и среднем ценовых сегментах.

Увеличился спрос на стиральные машины с максимальным набором функций и большим объемом загрузки.

Изменился подход потребителей и к выбору холодильников. В моде большой объем, нижнее расположение морозильного отделения и экономное потребление электроэнергии. Старший менеджер отдела бытовой техники сети «Домотехника» Вячеслав Варченко считает, что из-за удорожания энергоресурсов все больше покупателей будут обращать внимание на класс энергопотребления. Смену потребительских предпочтений — акцент на качество, функциональность и экономичность — подтверждают и данные исследований компании TNS.

Тем не менее объемы продаж недорогой техники по-прежнему будут высокими. В том числе за счет миграции устаревших моделей, когда-то считавшихся дорогими, в нижние ценовые сегменты. «Обновляя модельный ряд, производители предоставляют дистрибьюторам большие скидки на старые модели. В рознице такая техника продается преимущественно в нижнеценовом сегменте. Раскупается быстро. Единственный недостаток — ограниченность поставок», — объясняет Вячеслав Варченко.

Больше интересуются украинцы и встраиваемой техникой. «В 2004 году ее доля на рынке была 7%, сейчас — 10-15%, по крайней мере, если считать продажи плит и вытяжек», — констатирует Андрей Свирский. «При покупке новой квартиры или ремонте старой, жители крупных городов отдают предпочтение встраиваемой технике. В сегменте начали работать LG и Samsung, что говорит о его перспективности», — соглашается Виталий Короткий.

Экспансия сетей

Более половины покупок приходится на специализированные магазины и супермаркеты. Крупнейшие сети (Фокстрот, Эльдорадо, Домотехника), кроме розничных продаж, занимаются оптовыми поставками техники для мелких магазинов. Со временем сетевики вытеснят магазины, которые попросту не смогут выдержать ценовую конкуренцию. «Отдельные магазины уже уходят. Сети, наоборот, укрупняются, ежегодно увеличивая количество магазинов в полтора-два раза. Они пришли даже в города с населением менее 100 тыс.», — отмечает Андрей Свирский. А фирменные магазины, по мнению Загоруйко, и вовсе обречены на вымирание. «Торговать «монобрендом» сегодня очень сложно», — объясняет она.

По данным GfK Ukraine, в Украине насчитывается около 30 сетей (минимум с четырьмя магазинами), продающих крупную бытовую технику. Из них шесть-семь присутствуют более чем в 10 регионах. С учетом роста рынка бытовой техники, эксперты не исключают прихода на украинский рынок крупных международных сетей. «В Россию идет Media-Mart. Логично, что через несколько лет сеть придет и в Украину», — предполагает Свирский.

Растут продажи бытовой техники и через интернет. «В Украине объемы интернет-торговли пока небольшие (менее 1%), но она активно развивается. Ориентир — страны Европы, где через интернет-магазины реализуется до 40% бытовой техники», — проводит параллели Андрей Свирский. Подтверждает тенденцию и менеджер Домотехники Вячеслав Варченко: «Мы сейчас активно развиваем интернет-проект».

Цены на бытовую технику в крупных магазинах существенно не менялись с весны 2005 года. Возможно, благодаря тому, что правительство снизило пошлины на импортную технику. Объемы контрабандной техники никто из экспертов оценить не решился. А вот в «серую» (с занижением стоимости), по словам одного из игроков рынка, завозится почти вся техника: «Если государство перекроет все «серые» схемы, цены в рознице на импортную технику вырастут на 10-50%».

Рынок двигают кредиты

Год-два назад, по данным сетей, в кредит продавалось 20-25% крупной бытовой техники. Сейчас — 30-40%. По прогнозам Домотехники, в 2007-2008 гг. в кредит сеть будет продавать более 50% КБТ. «Без кредитования рынок рос бы намного медленнее. Для большинства украинцев кредиты — единственная возможность приобрести крупную бытовую технику», — поясняет Свирский. Украинцы покупают в кредит, несмотря на 15-35% итоговое удорожание товара.

Правда, некоторые сети могут позволить себе беспроцентный кредит. Крупные магазины сами выплачивают банку проценты. Как правило, для сетей банки делают скидку — берут, например, не 15% годовых, а 10%. Банк может уменьшить процентную ставку еще на несколько пунктов, если посчитает, что риски при работе с сетью небольшие. Кредитные программы очень выгодны сетевикам. Чем больше сеть продаст техники конкретной марки, тем большую скидку предоставит производитель. К тому же во время кредитных акций техника, как правило, продается по схеме «цена + процент банка». Зачастую таким образом сбываются неходовые модели.

Вы здесь:
вверх