логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Он ищет его Константин СИМОНЕНКО, Дмитрий ФИОНИК - «Контракты» №27 Июль 2006г.

Контракты объявляют тест-драйв рекрутеров, чтобы найти штатного обозревателя


От редактора

После публикации статьи о проблемах взаимопонимания работодателей и рекрутеров (см. Контракты, № 19, стр. 48-51), число писем от рекрутеров и эйчаров в моем почтовом ящике превысило количество спама. Рекрутеры обвиняли в непрофессионализме эйчаров, эйчары — рекрутеров. Чтобы составить собственное мнение о проблеме, мы решили на своем опыте убедиться в эффективности работы компании по подбору персонала и поручили рекрутинговому агентству подыскать журналиста. Читайте, что из этого получилось.

Редактор отдела «Секрет фирмы» Вадим Кульпинов

Как читать резюме

Если бы люди были честными, они писали бы примерно такие резюме или объявления: «Плохой экономический журналист ищет работу. От 500 у. е. плюс гонорар. Опыт работы в неприбыльных, никому не известных газетах и журналах. Основная тематика: коммунальные проблемы жителей пгт Подколодное, кризис мирового капитализма и экономические аспекты развития народных ремесел Запупинской области. Желания обучаться и менять тематику нет. Не креативен. Цель: получить работу в Киеве». Вместо этого акула пера пишет: «Имею опыт работы в журналистике (газетной и телевизионной), редактирования, корректуры, верстки (послужной список прилагается). Проходил стажировку за рубежом. Личные качества: работоспособность, коммуникабельность, целеустремленность, инициативность, порядочность. Цель: реализовать творческий потенциал».

Бывает, что при первой же встрече становится ясно — кандидат нам не подходит (например, если от него разит перегаром). Тогда мы просим его написать что-нибудь, не конкретизируя тему, но так, чтобы было остро, актуально и талантливо. Как правило, журналист уходит и не возвращается. Если же кандидат нас заинтересовал, даем ему более-менее конкретное редакционное задание. После этого многие тоже не возвращаются. В лучшем случае. В худшем — на работу с текстом нового автора у редактора уходит два дня: день на сбор информации и день на написание статьи. Самое страшное, если такой внештатный корреспондент все возвращается и возвращается...

На этот раз все было несколько иначе. Мы поручили рекрутинговому агентству «Экшн Групп» поиск обозревателя в отдел «Секрет фирмы» (тематика — управление бизнесом, маркетинг, кадровый менеджмент, бизнес-образование). Дмитрий Клим, директор агентства, согласился участвовать в эксперименте по поиску журналиста. Уже на следующий день специалист по подбору персонала Ирина Иванова приняла заявку на поиск обозревателя.

Первая встреча и «снятие вакансии» (так на языке рекрутеров называется оформление заявки) произвели самое благоприятное впечатление. Особенно порадовало, что менеджер агентства сама заполнила многостраничный бланк заявки. Этот документ составлен таким образом, чтобы по ходу заполнения бесчисленных граф и табличек рекрутер получил исчерпывающее представление о компании, характере работы, условиях оплаты и, конечно, кандидате на замещение вакансии. Помимо стандартного набора вопросов об уровне образования и опыте работы будущего соискателя, встречались и неожиданные, касающиеся внешности, пола и возраста искомого сотрудника. Рекрутера интересовало абсолютно все — от причины появления свободного рабочего места до конкретных имен журналистов и названий компаний, откуда можно было бы черпать кадры.

Результатом полуторачасовой беседы стала договоренность о сотрудничестве и обещание агентства выслать по электронной почте сжатое описание всех критериев поиска, чтобы окончательно удостовериться, что мы правильно поняли друг друга. Из письма, которое мы получили на следующий день, следовало, что взаимопонимание было достигнуто — заявка полностью отвечала нашим требованиям. Подписав соответствующий договор (ничего особенного, стандартный документ), мы с нетерпением стали ждать результатов.

Агентура действует

Наш опыт показывает, что найти обозревателя, полностью соответствующего заявке, гораздо сложнее, чем подобрать менеджера среднего звена в продвинутую компанию. Кроме того, выбранное нами агентство прежде не занималось поиском журналистов. Вдобавок мы поставили задачу найти автора, которого не нужно обучать, перепрофилировать или долгими сверхурочными вечерами переписывать его тексты. По мнению редактора отдела «Секрет фирмы» Вадима Кульпинова, безработных журналистов, способных без адаптации включиться в работу и при подготовке первых же публикаций выполнить многочисленные требования и пожелания руководства, просто не существует.

Через неделю после начала поисков Ирина Иванова прислала так называемый стоп-лист — список предполагаемых кандидатов. Как мы и ожидали, первые кандидатуры, предложенные агентством, оказались совершенно «из другой оперы». В первой тройке значились двое начинающих журналистов, которые, как выяснилось впоследствии, не слишком заинтересованы в смене места работы. Третий кандидат оказался автором со столь узкой специализацией, что его перепрофилирование сравнимо с обучением неподготовленного сотрудника.

Чтобы откорректировать критерии поиска, понадобилась еще одна встреча с Ириной. На этот раз нашему вниманию был представлен отчет о проделанной работе со схематическим описанием этапов поиска и применяемых методов работы по подбору персонала. Завершал документ новый список кандидатур, разросшийся до 14 фамилий, и подробные резюме двух наиболее подходящих, по мнению рекрутера, авторов.

Просматривая общий перечень, Вадим Кульпинов наталкивался на знакомые фамилии, невнятно бормоча себе под нос: «Нет-нет, этот не потянет... Так, толковая тетка, но со звездной болезнью. Велосипедов? Шизик».

Редактор попросил рекрутера расшифровать непонятные словосочетания, сопровождавшие характеристики журналистов, вроде «обращались за рекомендациями» и «в процессе работы». Как ни странно, именно эти детали позволили представителю редакции узнать о некоторых методах работы рекрутеров.

Технология поиска

Упрощенно алгоритм поиска выглядит примерно так. Специалист по подбору персонала обращается к предполагаемому кандидату и просит его помочь в поиске требуемого специалиста. Например, просит порекомендовать кого-то из знакомых. При этом рекрутер не называет компанию, куда требуется новый сотрудник. Таким образом он страхуется от возможных обвинений в переманивании работника, одновременно выявляя скрытое желание сотрудника сменить нынешнее место работы. Если работника предложение заинтересовало, он спустя какое-то время перезванивает рекрутеру. Если звонка нет — через несколько дней (максимум неделю) рекрутер выходит на связь еще раз. После этого необходимая информация о вакансии высылается на личный почтовый ящик кандидата.

Еще на стадии поиска отбраковываются личности, интересующиеся исключительно финансовой стороной дела. «Прежде всего необходимо увидеть заинтересованность специалиста, а не говорить с ним о ставке. Мы вообще не должны ориентироваться на тех, кого интересуют только деньги», — поясняет менеджер пометку «исключительно материальная мотивация» напротив фамилии редактора одного регионального еженедельника. Как же он попал в этот список? Оказывается, туда вносят всех, с кем беседовал сотрудник агентства, чтобы работодатель имел представление о том, кто оказался в поле зрения рекрутера. Поэтому в перечне оказались не только журналисты, но и такие персоны, как учредитель какого-то издания и генеральный директор одного из региональных издательских домов.

В результате из 14 фамилий, представленных в списке, реальных претендентов было не более трех. «Это ничего, — успокаивала нас Ирина Иванова, — поймите, идеальных работников не существует, и выбирать можно только из тех, кто есть на рынке и готов сменить работу».

После непродолжительной дискуссии было решено встретиться с двумя соискателями. Решающую роль в отборе сыграл тот факт, что авторы сами предложили выполнить какое-нибудь редакционное задание.

Есть контакт

Через три недели после заключения договора наступил долгожданный момент встречи с кандидатами. Оба интервью назначили на один день, с интервалом в два часа. Этого времени, как уверили нас в агентстве, для выявления подходящего сотрудника должно вполне хватить. Прибыв в агентство точно в назначенный срок, мы уже в коридоре встретились с первым кандидатом — аккуратно одетый молодой человек в светлом костюме с серьезным выражением лица поджидал нас у дверей комнаты переговоров, теребя в руках шариковую ручку. Его попросили немного подождать, пока рекрутеры проводили с нами последний инструктаж перед интервью. «Помните, что неправильных вопросов не бывает. Ваша задача — определить, что за человек находится перед вами, докопаться до самой его сути. Понять, что он хочет получить от этой работы и зачем вообще ее ищет, — настраивала нас на деловой лад менеджер агентства. — Задавайте открытые вопросы, на которые нельзя ответить только да или нет. Исключение — чрезмерно болтливые сотрудники. Переходите от общего к частному, не бойтесь повторять один и тот же вопрос в разное время беседы. И перестаньте прятать под стол резюме кандидата — он же его писал для работодателя!», — закончила вступительную речь менеджер по подбору кадров.

Поучаствовав в собеседовании в качестве представителей работодателя, мы получили поистине уникальный опыт. Признаться, поначалу чувствовали себя не слишком уверенно. Казалось, что именно нам, а не соискателю, предстоит доказывать свою профпригодность и соответствие занимаемым должностям. Пикантность ситуации обусловлена еще и тем, что беседовать нам пришлось с такими же журналистами, как мы сами, которые, между прочим, занимают далеко не последние должности в своих изданиях.

«Здравствуйте, садитесь, — Вадим Кульпинов тут же сделал в своем блокноте какую-то пометку. — Как вам наше издание? Ушло от освещения проблем малого бизнеса и совершенно не интересуется вопросами энергосбережения? Любопытно. А чем бы вы хотели заниматься? Вести новую рубрику? Хм...». Первый же соискатель, начинающий автор, с порога предложил свое видение роли деловых СМИ, которые, по его мнению, публикациями о передовых технологиях могли бы не только спасти коммунальное хозяйство страны, но и помочь начать свой бизнес рабочим, уволенным с крупных промпредприятий. Идея, конечно, интересная, но, к сожалению, не вполне отвечающая концепции отдела «Секрет фирмы».

Едва закончился разговор, в комнату нерешительно вошел парень в джинсовом костюме. «Чем занимался?» — «Там в резюме все написано...». Вот о чем нас предупреждали рекрутеры — кандидат замкнут, волнуется, его надо разговорить, чтобы выудить интересующую нас информацию. Резюме действительно впечатляет: журналистское образование, стажировка за границей, работа в должности главного редактора регионального издания, активное участие в проектах, финансируемых международными фондами. Знание всех программ редактирования и верстки текстов, готовность работать без отпусков и выходных. При этом единственной своей слабой стороной считает чрезмерную любовь к труду. Все мы любим свою работу, но чтоб настолько...

Чем больше соискатель хотел понравиться, тем худшее впечатление он производил. Например, утверждая, что хочет набраться журналистского опыта в должности обозревателя, он заставлял усомниться в эффективности своей работы в должности главного редактора небольшого издания. В конце концов, кандидат почувствовал, что не попадает с ответами и, заметно волнуясь, произнес: «Я не могу долго ждать ответа, так что дайте поскорее мне задание, чтобы стало ясно, подхожу я вам или нет». На том и расстались. Ждем-с.

К чести Экшн Групп, надо сказать, что в отличие от кадровых агентств, которые, как правило, направляют на собеседование с работодателем всех, откликнувшихся на его предложение, рекрутеры произвели определенный отбор. Благодаря рекрутерам упомянутой компании мы пришли к выводу, что поиски автора, отвечающего всем нашим требованиям, отнимут слишком много времени и сил. В нашей ситуации было бы целесообразно найти вменяемого журналиста, способного внятно излагать свои мысли на бумаге, и помочь ему освоить тематику отдела. Порадовало, что сотрудники агентства не пытались любой ценой доказать, что перед нами именно тот работник, который нужен. После внятного объяснения причин, по которым нам не подходит тот или иной соискатель, они продолжали поиск. По истечении месяца, отведенного договором на поиск кандидата, нам снова позвонили из агентства. Нас ждали новые встречи с потенциальными обозревателями. Уже теплее, но все равно это не те люди, которых мы ищем.

P.S. Похоже, на рынке журналистского труда нет квалифицированных работников. Если кто-то из рекрутеров готов опровергнуть это утверждение и подобрать сотрудника для Контрактов, ждем предложений (vk@gc.kiev.ua). У этой истории должен быть счастливый финал.

Вы здесь:
вверх