логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Отец беспорядка Роман КУЛЬЧИНСКИЙ - «Контракты» №3 Январь 2006г.

Игра в парламентско-президентскую республику, начатая председателем Верховной Рады Владимиром Литвином, может закончиться анархией


Во вторник, 10 января, народные депутаты 250 голосами «за» приняли постановление № 8682-2, по которому правительство Юрия Еханурова было отправлено в отставку. В среду отдельные депутаты убеждали, что сделано это было согласно пункту 12 статьи 85 Конституции Украины, в соответствии с которым решение вопроса об отставке премьер-министра и членов правительства относится к компетенции ВР.

Их оппоненты, в свою очередь, обращали внимание на то, что, вынося на голосование вопрос об отставке правительства, спикер Литвин грубо нарушил процедуру, определенную статьей 87 Основного Закона. В соответствии с ней ВР может принять «резолюцию недоверия» правительству (влекущую за собой его отставку) только по представлению 150 народных депутатов или президента. Понятно, что ни 150 депутатов, ни президент в прошлый вторник подобного представления не вносили.

По сути, Литвин настолько увлекся игрой в парламентско-президентскую республику, что нарушил не только статью 87 Конституции, но и статью 5.3.1 Регламента Верховной Рады, в которой четко выписана процедура отставки Кабмина. А именно: рассматривать этот вопрос парламент имеет право не ранее чем через пять дней после его включения в повестку дня. Совершенно уместное замечание депутата Валерия Асадчева о том, что постановление № 8682-2 не было включено в повестку дня даже по состоянию на утро 10 января, спикер пропустил мимо ушей. Литвин просто проинформировал депутатов, что договоренность о рассмотрении возможной отставки правительства была достигнута на согласительном совете утром.

Президент Виктор Ющенко уже заявил, что обжалует решение Верховной Рады об отставке Кабинета Еханурова в Конституционном Суде. Однако единственный орган власти, который может отменить постановление ВР, до сих пор не имеет кворума. Парламент еще не назначил шестерых судей КС, а уже назначенные президентом и съездом судей, не могут приступить к работе, поскольку не принесли присягу.

Сейчас часть политических сил во главе со спикером (коммунисты, БЮТ, СДПУ(О), «народники» Литвина, Регионы Украины) настаивают на том, что правительство уволено, и... добавляют к министерским должностям приставку «и. о.». Другая часть (члены правительства, пропрезидентские фракции ВР и социалисты) во главе с президентом считают, что отставки не произошло, поскольку парламент нарушил Конституцию и Регламент. При этом и те, и другие ссылаются на статью 115 Конституции, согласно которой отставленное правительство «продолжает выполнять свои полномочия до начала работы новосформированного Кабинета Министров». Но на самом деле ситуация значительно опаснее, чем представляется на первый взгляд. Попробуем объяснить почему.

Согласно действующей Конституции (статьи 106, 114), предлагать и утверждать кандидатуру премьера (с дальнейшим формированием правительства) должна Верховная Рада. Но не этого созыва! Поскольку все статьи Основного Закона, которые регламентируют порядок назначения Кабмина, имеют привязку к статье 83. А часть этой нормы, устанавливающая порядок формирования и полномочия парламентской коалиции относительно назначения премьера, начнет действовать не ранее, чем приступит к выполнению полномочий новоизбранная ВР.

Вместе с тем президент, согласно измененной Конституции, лишен права предлагать парламенту кандидатуру премьера (ст. 106, п. 9). Но за главой государства сохранено право роспуска парламента в случае, если на протяжении 60 дней после отставки Кабмина не сформирован персональный состав нового правительства (ст. 90, п. 2), что даже теоретически невозможно. И в связи с этим заявление президента о досрочном роспуске ВР не кажется пустым звуком.

Воспользуется ли президент этим правом? Трудно сказать, ведь с одной стороны, в той же статье 90 Конституции четко прописано, что глава государства не может распускать парламент в последние 6 месяцев его каденции. С другой — если направляемое Литвином парламентское большинство будет требовать реальной отставки правительства, не исключено, что Ющенко будет вынужден пойти на радикальные шаги. Слишком показателен пример спикера — из-за фактического отсутствия КС все кому не лень решают, какая норма Основного Закона прямее. И это, очевидно, граничит с анархией, которая выгодна не парламентско-президентской республике, а соседний — президентской.

Контракты №3 / 2006
Вы здесь:
вверх