логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Добро в разумных пределах Наталья НЕПОРОЖНЯЯ - «Контракты» №3 Январь 2006г.

Украинские благотворители почти не пользуются налоговыми льготами. Даже на валовые расходы не всегда можно отнести деньги, потраченные на добрые дела


Налогом по благу
Предприятие, выплачивающее благотворительную помощь, не всегда может рассчитывать на снижение налоговой нагрузки
Схема

Материальная поддержка немощных, малоимущих или попросту талантливых людей, вне всякого сомнения, — дело почетное и заслуживающее уважения. Поэтому предприниматели, перечисляющие честно заработанные деньги нуждающимся, не без оснований полагают, что кроме общественного одобрения и благодарности одаренных, не помешала бы и государственная поддержка их благотворительных усилий.

Например, путем налогового стимулирования благих порывов души. Однако в нашем государстве вместо ожидаемой лояльности налоговиков вполне можно «нарваться» на очередную внеплановую проверку. И максимум, на что можно рассчитывать при соблюдении всех требуемых государством формальностей, — отнесение сумм благотворительной помощи на валовые расходы и, соответственно, уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Бюджет превыше всего

Надо сказать, что государство позаботилось о том, чтобы бюджет от меценатской деятельности предприятий существенно не оскудел. Тратить деньги на филантропию предпринимателям позволено лишь за счет чистой прибыли, т. е. после вычета всех налогов и сборов. И хотя предельный размер суммы, которую компания может потратить на благотворительность, не ограничен, рассчитывать на кое-какие налоговые послабления он может в строго установленных пределах.

Дело в том, что в состав валовых расходов за отчетный год разрешается включать потраченные на благотворительность средства в пределах 2-5% от налогооблагаемой прибыли за предыдущий год (п. 5.2.2 Закона «О налогообложении прибыли предприятий»). Единственное исключение — передача средств или имущества учреждениям науки, образования, культуры etc. для целевого использования на охрану культурного наследия. В таком случае сумма помощи, которую плательщик имеет право включить в состав валовых расходов, может составлять до 10% налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный период. На Западе ситуация несколько иная: в ряде европейских стран компании могут тратить на меценатство до 50% своего дохода.

В Украине же, если предприятие потратило на филантропию больше 5% от прибыли в год, сумма превышения в состав валовых расходов не включается. Например, некое предприятие в текущем году в качестве благотворительной помощи перечислило 100 тыс. грн при условии, что за предыдущий год его прибыль составила 1,2 млн грн. В таком случае к валовым расходам можно отнести лишь 60 тыс. грн (5% от 1,2 млн), а с остальных 40 тыс. грн должен быть удержан налог на прибыль (25%, или 10 тыс. грн). Перефразируя известную поговорку, можно сказать: щедрый платит дважды.

Все в фонд!

И это не единственное препятствие, которое придется преодолевать современным благодетелям. Для включения благотворительной помощи в состав валовых расходов требуется, чтобы помощь перечислялась не кому угодно, а исключительно неприбыльным организациям или благотворительным фондам.

То есть просто облагодетельствовать обездоленного человека и включить сумму благотворительной помощи в валовые расходы не получится — необходимо создавать и регистрировать благотворительный фонд, который и передаст нуждающемуся внесенные предприятием средства. Если же это условие нарушено, действие п. 5.2.2 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» на предприятие-благотворителя не распространяется.

Впрочем, Иван Волков, юрисконсульт, считает иначе: «В этом пункте закреплена возможность относить на валовые расходы «средства, добровольно перечисленные... неприбыльным организациям, указанным в п. 7.11 ст. 7 этого закона, суммы средств, перечисленные юридическим лицам, в том числе неприбыльным организациям — учредителям постоянно действующего третейского суда...» (цитата из закона). То есть можно предположить, что подразумеваются средства, перечисленные любым юридическим лицам, в том числе и НПО — учредителям третейского суда».

Однако сотрудники налоговой инспекции, с которыми удалось пообщаться Контрактам, на вопрос о возможности включения в состав валовых расходов средств, перечисленных любым юридическим лицам, ответили уклончиво, отметив лишь, что с такой ситуацией при проверках им сталкиваться не приходилось. Что и не удивительно — в 2004 г. и в I квартале 2005 г. действие п. 5.2.2 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» было приостановлено. И в этот период заниматься благотворительностью можно было лишь из альтруистических соображений.

Мало того, в отдельных случаях деятельностью благотворителей могут заинтересоваться Антимонопольный комитет и Кабмин. Это возможно, если филантроп в качестве благотворительной помощи передает не денежные средства, а продукцию собственного производства. В определенных случаях такая деятельность может быть истолкована АМК как нарушение принципов свободной конкуренции, что повлечет за собой наложение штрафных санкций.

Подобные правила игры действуют и для частных лиц, желающих заниматься меценатством. В состав налогового кредита они могут включить лишь суммы благотворительной помощи, переданные исключительно неприбыльным организациям, в аналогичном размере — от 2 до 5% общего налогооблагаемого дохода текущего года.

Скромные итоги

Таким образом, в Украине фактически благотворительная деятельность государством не поддерживается, хотя на словах власть имущие заявляют обратное. Законодатель установил множество преград для уменьшения налогооблагаемой прибыли предприятий или доходов физических лиц, занимающихся филантропией, мотивируя это острой необходимостью борьбы с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов. Впрочем, одно преимущество меценатам чиновники все-таки предоставили — при участии в государственных тендерах, с равными условиями, предпочтение должно отдаваться предприятию, больше перечислившему на благотворительность.

Другие выигрыши филантропов не столь очевидны — повышение репутации, увеличение узнаваемости торговой марки или имени, благоприятное общественное мнение и т. п. А вот визита разнообразных проверяющих ожидать можно почти сразу же после сообщения о перечислении средств в благотворительный фонд и включения их в состав валовых расходов.

Контракты №3 / 2006
Вы здесь:
вверх