логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Страна добрых услуг Елена ШКАРПОВА - «Контракты» №3 Январь 2006г.

Генераторами экономического роста Украины в 2006 году могут стать не только металлургия и машиностроение, но и услуги — транспорт, банки, телекоммуникации и даже индустрия развлечений. Однако развивать сферу услуг без участия государства невозможно


Сильнее экономика — больше услуг
Схема

Общепринятым в Украине является мнение о том, что, дескать, бурный экономический рост в нашей стране можно обеспечить лишь за счет развития тяжелой промышленности — металлургии, химии, машиностроения, энергетического сектора. Между тем все развитые и многие из развивающихся стран на протяжении последних десятилетий переориентировали структуру экономики от производства товаров к производству услуг.

Именно услуги, согласно исследованиям международной консалтинговой компании McKinsey, являются источником долгосрочного экономического роста развивающихся стран, причем более важным, нежели промышленность.

Структура отечественной сферы услуг

По данным Госкомстата, Института экономических исследований и политических консультаций, центра CASE-Украина

Достаточно посмотреть на динамику развития данного сектора за последние 30 лет — в развитых странах доля сферы услуг в ВВП выросла с 55% в 1970 году до 70% — в начале нынешнего тысячелетия (см. Сильнее экономика — больше услуг). В США, Евросоюзе, Японии отрасль обеспечивает до 60% занятости населения, а высокая производительность труда в этом секторе приводит к более внушительным темпам роста ВВП, чем обычно способна обеспечить промышленность.

Рост ВВП вызвал увеличение производства услуг

По данным Госкомстата, Института экономических исследований и политических консультаций

Оптимистичны и ожидания инвесторов по поводу дальнейшего роста мировой сферы услуг. По данным последнего рейтинга компаний FT-500, крупнейшими мировыми отраслями по капитализации в 2004 году стали вовсе не нефть с металлургией и химией, а финансовый сектор, IT- и биотехнологии (подробнее см. «Дети подземелья», Контракты, № 25, 2005). Развитие экономики и рост сферы услуг тесно связаны между собой. С одной стороны, экономический рост в долгосрочной перспективе сопровождается ростом благосостояния населения, что приводит к большему потреблению услуг. С другой — услуги влияют на темпы роста ВВП не меньше, чем обороты тяжелой и легкой промышленности.

Много или мало?

По данным центра CASE Украина, в структуре добавленной стоимости ВВП на услуги приходится 50%. Это может означать, что половину прибыли, производимой украинской экономикой, приносит именно эта сфера по причине высокой рентабельности. Хотя есть и другое объяснение: промышленные предприятия, контролируемые крупным бизнесом, имеют больше возможностей занижать официальные финансовые показатели.

Вклад услуг в ВВП остается стабильным

По данным Госкомстата, Института экономических исследований и политических консультаций, центра CASE-Украина

В любом случае темпы роста отечественной сферы услуг в последние годы без преувеличения можно назвать впечатляющими. В 2004 году производство услуг в Украине по сравнению с 2003 годом увеличилось на 31,2% (по данным Госкомстата), за три квартала 2005 года — на 27,5% в годовом выражении. Причина — рост реальных доходов населения в Украине (+21,4% г/г только за январь-октябрь прошлого года) как следствие экономического бума 2003-2004 гг. и увеличения социальных выплат. Впрочем, столь значительный рост производства услуг говорит не только о корреляции отрасли с доходами населения, но и о ее огромном потенциале. Да и доля услуг в суммарном отечественном производстве, по данным Госкомстата, составляет немногим более 20%.

Главная и наиболее очевидная слабость отечественного сектора услуг в самой его структуре. Традиционно в Украине высокие показатели в этой сфере обеспечивают транспорт, почта и связь — около 70% ежегодного объема всех сервисов (на транспортные перевозки приходится около 35%, остальные 35% — на почту и связь). Иными словами, большую часть доходов от услуг приносят либо отрасли, унаследованные от бывшего СССР, либо те, без которых функционирование экономики попросту невозможно. А вот на новые сегменты, возникшие уже во времена независимости Украины (например, операции с недвижимостью и юридическую деятельность), приходится около 20%.

Интересно, что транспорт и связь дают лишь 25-27% добавленной стоимости всех услуг. Это говорит не только о низкой прибыльности отрасли, но и о неэффективности управления, ведь львиная доля транспортной отрасли и больше половины всех телекоммуникаций продолжают оставаться в руках государства. При этом на торговлю и медицину, которые по обороту значительно уступают транспортным услугам, приходится около 30-33% добавленной стоимости в данной сфере. Остальные 40-45% прибыли обеспечивают дорогостоящие услуги: операции с недвижимостью, образование, консалтинг и пр.

Сдерживающим фактором для развития отрасли является малочисленность среднего класса — самого активного потребителя, поскольку доходы населения активно растут только последние несколько лет. А крупные бизнес-группы вкладывают средства главным образом в производственный сектор — структура украинского экспорта предопределяет инвестиционную привлекательность металлургии, химпрома и сельского хозяйства.

Тормозят развитие этого сектора экономики отсутствие законодательной базы и пока еще низкий спрос на некоторые сервисы. Например, финансовый сектор остается неразвитым из-за множества законодательных ограничений, а фондовый рынок — по причине отсутствия четкого законодательства.

Слуга на экспорт

Условно все услуги делятся на две категории: предоставляемые внутри страны (они поглощаются растущим внутренним спросом) и поставляемые за рубеж, которые становятся важной составляющей экспорта и одним из источников притока капитала в страну.

Сейчас экспорт услуг составляет около 10% ВВП Украины, основными потребителями украинских сервисов являются страны СНГ и Европа. Украина поставляет за рубеж в основном транспортные услуги, при этом активно импортируя страховые и финансовые услуги, а также услуги рекламных агентств. К слову, по данным НБУ, наиболее инвестиционно привлекательными для иностранцев являются оптовая торговля и посреднические услуги, операции с недвижимостью — доля иностранного капитала в этих сегментах самая большая по сравнению с другими услугами.

В сфере развития экспорта услуг показателен пример азиатских стран. Индия является всемирным центром IT-технологий, Дубаи славятся туристическим и финансовым сектором, Сингапур специализируется на предоставлении медицинских услуг жителям стран Юго-Восточной Азии, а на Филиппинах стремительно развиваются call-центры. Свободная миграция также спровоцировала рост сферы услуг в ЕС. Англичане предпочитают посещать дантистов не в Великобритании, а в Швеции, где при отменном качестве стоимость намного ниже. Скандинавы и немцы покидают родные широты ради дешевых прибалтийских курортов. А темпы роста ВВП маленькой Латвии в прошлом году достигли 10% исключительно за счет сферы услуг, на которых базируется экономика страны.

Все эти успешные зарубежные примеры роднит одно — прямое участие государства в развитии соответствующих сегментов сферы услуг. Хотя рентабельность здесь зачастую выше, чем в промышленности, объемы производства (а значит и потенциальные прибыли) на старте слишком малы, чтобы заинтересовать крупный частный капитал. Мелкий же и средний бизнес, как правило, не имеет значительных средств, чтобы обеспечить бурное развитие услуг с нуля. А большие инфраструктурные проекты, даже при наличии высокого спроса со стороны потенциальных потребителей, требуют вложений, которые порой не под силу и большим корпорациям.

Поэтому ключевую роль в развитии услуг вынуждено играть государство. Так, крупнейшие в Азии порты морского и воздушного сообщения, расположенные в Сингапуре, являются офшорными зонами, освобожденными от таможенных пошлин и акцизных сборов на многие виды товаров. Само же строительство портов было частично профинансировано государством.

Создание туристических центров в ОАЭ, Турции, Египте, ЮАР и Таиланде — также результат государственных усилий. Причем правительства упомянутых стран финансировали не только развитие инфраструктуры, но и программы привлечения иностранных туристов, активно разрекламировав местные курорты за рубежом. В свою очередь, развитие финансового сектора требует от властей не столько крупных капиталовложений, сколько цивилизованного законодательства.

Например, Гонконг считается третьим в мире финансовым центром после Нью-Йорка и Лондона, в городе находится более 160 банков, из которых 128 — иностранные из 40 стран мира. При этом в Гонконге нет валютного контроля — на территории бывшего государства разрешен свободный приток капитала, а до присоединения города к Китаю правительство Гонконга привлекало иностранных инвесторов отсутствием налогов на проценты по вкладам, выплачиваемые нерезидентам.

Дороги дороги

Основные конкурентные преимущества Украины в секторе услуг, в том числе на международных рынках — дешевая рабочая сила и выгодное географическое положение страны. Это дает несколько возможных направлений развития сектора. Дешевизну рабочей силы пока заметил только промышленный сектор. Но, например, предприятия металлургии для повышения эффективности производственных процессов, в том числе производительности труда, со временем столкнутся с необходимостью реорганизации бизнеса.

Сейчас сложно предположить, где конкретно, кроме металлургии, смогут применить свои умения сталевары, однако опыт других стран показывает, что переквалификация и уход в сектор услуг неизбежны. В целом дешевизна рабочих рук в Украине могла бы стимулировать в первую очередь развитие транспортного сектора, технического обслуживания (например, автомобилей) и торговлю.

Географическое преимущество Украины кроется в транспортной сети: автомагистралях, железной дороге, морских и речных портах, авиаперевозках. И хотя внутри страны объемы грузопотоков в прошлом году упали, транзит через Украину вырос за счет железнодорожного и авиатранспорта.

«Крупным потокам грузов через Украину мешает неразвитая инфраструктура: устаревший подвижной состав «Укрзалiзницi», отсутствие автобанов и сети магистралей», — говорит Дмитрий Боярчук, эксперт центра CASE-Украина. Кстати, по данным института McKinsey, заграничный бизнес ценит развитые дороги, порты и качественную телефонию в гораздо большей степени, чем льготы местных правительств. Так, в начале 90-х годов развитие индийских офшоров затормозилось только из-за отсутствия качественной телефонной связи и интернета в стране.

В то же время наличие нефте- и газопроводов аналитики не считают конкурентным преимуществом Украины. Ведь транзитные поставки энергоносителей, по сути, возможны лишь в одном направлении и всего из нескольких стран (России, Казахстана, Туркменистана). Учитывая же политическую напряженность в отношениях России и Украины, одним из результатов которой стало возникновение совместного проекта России и Германии по строительству газопровода в обход нашей страны (по дну Балтийского моря), весьма вероятным выглядит постепенное снижение объемов транзита российского газа и нефти по территории Украины.

Для предотвращения снижения объемов производства услуг, государству придется либо финансировать транспортную инфраструктуру, не связанную с транзитом энергоносителей, либо обратить внимание на внутренние (не экспортируемые) сервисы, потенциал роста которых выглядит весьма высоким. Да и опыт как развитых, так и развивающихся стран показывает, что рост экспортоориентированной сферы услуг в стране обычно следует за расширением спроса на услуги внутри страны.

В средний класс

В Украине есть все предпосылки для дальнейшего роста оборотов в сфере услуг, причем темпами, превышающими и прошло- и позапрошлогодние. После парламентских выборов у государства исчезнет необходимость финансировать предвыборную кампанию за счет масштабных социальных выплат.

Соответственно, в ближайшие несколько лет стоит ожидать роста диспропорции доходов населения — темпы увеличения доходов состоятельных украинцев (в основном тех, которых принято называть средним классом) будут опережать темпы роста доходов населения в целом. Тем более что многие услуги, предоставляемые населению, относятся к категории «люксовых», например, такие как медицина, развлечения, туризм, поэтому рост спроса на них закономерен на фоне повышения благосостояния населения.

Основные направления сферы услуг, рост которых ожидается в ближайшие годы в Украине, — розничный банкинг, ритейл и медицина, т. е. услуги, потребляемые стабильным средним классом. Так, торговля уже несколько лет ежегодно растет в среднем на 20% и дает четверть добавленной стоимости всех услуг. Также, по мнению Александры Бетлий, эксперта Института экономических исследований и политических консультаций, ожидается бурное развитие туризма: как украинских курортов, так и туроператоров, обслуживающих поездки украинцев за рубеж.

Крайне перспективными секторами являются услуги business-to-business (т. е. предоставляемые одними компаниями другим) — консалтинг, аудиторские, IT-услуги, которые в развитых странах составляют около трети всех сервисов.

Наконец, наиболее динамично развивающимся и инвестиционно привлекательным сектором в Украине является связь. Уже сейчас треть украинцев пользуется услугами мобильных операторов, а последние изменения (появление на рынке оператора «Астелит», принадлежащего Turkcell и отечественной DCC, а также поглощение российской Альфа-групп «Украинских радиосистем») говорят о повышенном интересе иностранных инвесторов и отечественных олигархов к этому сектору украинской экономики.


Плюсы и минусы развития сферы услуг

Плюсы

  1. По сравнению с материальным производством сфера услуг менее материало-, ресурсо- и энергоемкая
  2. Отрасль услуг поглощает избыток рабочей силы, возникающий вследствие повышения эффективности работы крупных промышленных предприятий
  3. Развитие сферы услуг может способствовать решению территориальных проблем экономики, например, падение производственных мощностей производства в регионах
  4. Развитие сферы услуг способствует большей открытости экономики

Минусы

  1. Требует наличия крупного стартового капитала (индустрия развлечений, торговля, медицина, банковский сектор, транспортные услуги) и/или квалифицированных кадров (консалтинг, IT, финансовый сектор, медицина, реклама)
  2. В результате повышения объема сферы услуг доля производства в экономике снижается. Последствием для «сырьевой» экономики может стать рост импорта товаров и увеличение негативного сальдо торгового баланса
  3. Развитие отрасли услуг опосредованно влияет на экологию (происходит ускоренная индустриализация ландшафтов — строительство дорог, портов и пр.)

Справка Контрактов

70% мирового ВВП приходится на сферу услуг, в мировом экспорте промышленно развитых стран сектор занимает более 60%, в импорте — 50%. К услугам относят все виды международного и транзитного транспорта, иностранный туризм, услуги банковских и страховых компаний, авторские гонорары и права, доходы от рекламы, художественные работы, услуги здравоохранения, обучение, программное обеспечение вычислительной техники, торговое посредничество.

Контракты №3 / 2006
Вы здесь:
вверх